Соотношение понятий административное правонарушение и преступление

Вопрос о соотношении административных проступков и преступлений затрагивался и продолжает затрагиваться многими авторами, поскольку исследование данных правовых категорий представляет собой трудную задачу.

На практике нередко возникает вопрос о разграничении преступлений, особенно небольшой тяжести, от непреступных правонарушений. Ответственность за последние регламентируется в административном, гражданском, семейном, трудовом, воздушном, водном, налоговом, финансовом праве и т. д.

Именно вышеназванное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Цель данной курсовой работы – сравнить понятия административного правонарушения и преступления и выявить сходства и различия между данными терминами.

В настоящей работе основными задачами ставятся:

  • рассмотрение понятий административного правонарушения и преступления, а также характерных для них признаков;
  • подробный сравнительный анализ административного правонарушения и преступления на основе действующего законодательства, а также трудов ученых;
  • выявление сходства и различия между административным правонарушением и преступлением.

Объектом исследования послужили общественные отношения, регулируемые нормами уголовного и административного права, то есть управленческие виды правоотношений и отношения связанные с преступлениями.

Предметом исследования послужил Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации и Уголовный Кодекс Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид отношений, а также различные монографии, посвященные теоретическим и практическим вопросам, связанным с административным правонарушением и преступлением в Российской Федерации.

В данной курсовой работе использовались следующие общенаучные методы исследования: системный, аналитический, классификационный, логико-ситуативный, а также специально-юридические: сравнительно-правовой, формально-юридический анализ и другие.

Данная тема достаточно широко изучена. Ее разрабатывали такие ученые, как Агапов А.Б., Габричидзе Б.Н., Гаухман Л.Д., Козаченко И.Я., Конин Н.М. ,Иногамова-Хегай Л.В., Рарога А.И., Хаманева Н.Ю., а также в работе использовались соответствующие нормативные правовые акты, различные учебники и статьи, перечень которых приводится в конце данной работы.

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

8 стр., 4000 слов

Курсовая работа состав административного правонарушения в рб

... условиям изменившейся общественной жизни. На страницах данного научного исследования нами будут затронуты такие проблемы института административного правонарушения и юридической ответственности как: понятие и состав административного правонарушения; место административного правонарушения в системе иных нарушений права; ...

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Агапов А.Б. считает, что состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность1.

Так же Агапов А.Б. утверждает о том, что объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

Габричидзе Б.Н. говорит о том, что объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права: гражданского, трудового, финансового и другие. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение2.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной: административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Хаманева Н.Ю отмечает, что повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

А также обращает внимание на то, что длящимся является действие или бездействие, сопряженное последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является, единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

3 стр., 1222 слов

Административные правонарушения и ответственность за них (2)

... Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ). 4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние ...

Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же, лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, это может быть изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено неоднократно3.

Субъектами административного правонарушения признаются:

  • а) физические лица;

б) организации

Среди физических лиц различаются:

  • а) граждане;

— б) другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

Конин Н.М. утверждает, что для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других – ограничение применения ее мер4.

К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т.п. Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста в соответствии со ст.2.3 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации5.

В Общей части кодекса, нет упоминания о гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его особенной части.

Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают6.

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении7. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена ст. 2.1 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации8.

10 стр., 4648 слов

Административные правонарушения и ответственность за них

... Российской Федерации об Административных Правонарушениях, в котором более ужесточены санкции за административные правонарушения ... административного взыскания к лицу, совершившего административное правонарушение. 3. Состав административного правонарушения Состав – совокупность признаков, установленных нормой административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, ...

Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следовательно, может появляться в форме умысла и неосторожности.

В статье 2.2. Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации говорится, что умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий9.

А также, что неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.

В Особенной части Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из правонарушений может быть совершено в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла , например, мелкое хулиганство, мелкое хищение; в редких случаях форма вины указывается в текстах статей Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Таким образом, представление о составе и сущности административного правонарушения создает основу для дальнейшего сравнительного анализа с преступлением.

1.2.Состав преступления

Общее определение понятия преступления, содержащееся в статье 7 Уголовного Кодекса Российской Федерации, наполняется конкретным содержанием в статьях Особенной части10. Они имеют заголовок, где называется то или иное преступление. В диспозиции описываются признаки данного преступления, в санкции указан вид и размер наказания за это преступление. Именно диспозиции статей особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации содержат описание составов преступлений.