В настоящее время с развитием научно-технического прогресса увеличивается отрицательное воздействие на нашу окружающую природную среду. В результате деятельности человека загрязняются атмосферный воздух, земля, вода. От различных пожаров и загрязнения подземных вод гибнут целые леса. Ученные утверждают, что перед Россией стоит задача экологического выживания. Одной из мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды является лицензирование природопользования. Исследование правовых основ лицензирования в области охраны окружающей среды важно и актуально в современной России. Это связано с тем, что экологическое законодательство в области лицензирования природопользования принято недавно, а значит и мало исследовано.
Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является — исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
- исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
- значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
- в заключении подвести итоги по проделанной работе.
Недостаточная разработанность и актуальность темы предопределяет ее предмет. Предметом исследования является правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды и лицензирование отдельных видов деятельности. Методологическую и методическую основы исследования составили научные труды по теории административного, экологического и гражданского права. Был произведен анализ действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Также использовались специальные частно-научные методы исследования: формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др. практическая значимость данного исследования состоит в том, что в этой работе представлен широкий подход к лицензированной деятельности, так как является особым видом государственно-управленческих отношений. Ее содержанием является санкционирование, признание допуска субъектов к осуществлению соответствующей, экологически значимой деятельности.
Международная деятельность Республики Беларусь в области окружающей среды
... в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она подвела итоги международной деятельности по охране окружающей среды за двадцать лет, прошедших после Стокгольмской ... конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области природоохранной деятельности принятием Повестки ...
Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы
1 Понятие лицензирования
Лицензирование представляет собой процедуру выдачи тому или иному субъекту разрешительного документа на право занятия определенной деятельностью, в котором отражаются сроки и условия осуществления такой деятельности.
Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующего получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, — с другой.
Процесс экологического лицензирования начинается с представления заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.
В заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны данные о заявителе, а также вид деятельности, срок действия лицензии. Наряду с заявлением представляются копия учредительных документов; копия свидетельства о государственной регистрации предприятия; документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о поставке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. В зависимости от специфики деятельности по охране окружающейсреды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996г., требуется представить:
- сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональную пригодность;
- данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы;
— экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий).
Договор о совместной деятельности и его виды
... ГК РФ). 2. О цели и виде совместной деятельности, о порядке возмещения расходов, связанных с содержанием общего имущества (п. 4 ст. 1043 ГК РФ). Договор о совместной деятельности может заключаться как на срок, так ...
Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению. Наиболее ответственная стадия касается принятия органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, относятся в соответствии с Законом об экологической экспертизе к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.
Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются:
- а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искошенной информации;
- б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2004г.,одним из оснований для отказа в выдаче лицензии признает несоответствие квалификационного состава специалистов и материально-технической базы (для юридических лиц) или базового образования, квалификации, стата и характера выполняемой работы (для физических лиц) заявленному виду экологической деятельности. Важным для принятия решения о выдаче лицензии на природопользование и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании.
Законодательство разрешает его с учетом видов лицензий. В лицензии указываются: наименование органа, выданного лицензию, данные о лице, которому она выдается; вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия; срок ее действия; регистрационный номер лицензии и дата выдачи. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет.
Лицензионные требования и условия — это совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Понятие «государственная система лицензирования», определяемое как единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, было введено в РФ природоохранным законом — «О недрах». В нем лицензия определена как документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование (недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им оговоренных требований и условий.
Понятие «экологическая лицензия» пока в правовых актах не закреплено, хотя в литературе, например, по экологическому праву употребляется. При этом, как правило, под термином экологическая лицензия понимается лицензия в области охраны окружающей природной среды или использования природных ресурсов.
Государственное управление в области охраны окружающей среды ...
... работы являются: изучение теоретических и правовых основ государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования; анализ деятельности органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области; выявление основных ...
Всесторонне рассматривая систему экологического лицензирования, прежде всего, следует отметить, что с точки зрения теории государства и права экологическое лицензирование, традиционно относимое к методам административно- правового регулирования отношений в экологической сфере, является комплексным управленческим мероприятием, включающем и административные, и экономические, и даже «чисто рыночные», договорные, гражданско-правовые отношения.
С другой стороны, экологическое лицензирование косвенно опирается на экономический механизм управления, затрагивающий платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а также постепенно вводимые и развиваемые гражданско-правовые рыночные договорные отношения — в том числе экостраховании, экоаудит и др.
При этом сами экологические лицензии могут носить характер товара и продаваться потенциальным покупателям, например на аукционах, как это делается во многих странах с развитой рыночной экономикой.
Сегодня в России именно экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления охраной окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопастности. В настоящее время экологические лицензии выполняют триединую задачу являются: формой учета пользователей природных ресурсов (в том числе ресурсов пространства — территории, акватории или условного объема атмосферы, используемых для выбросов, сбросов и т.д.); формой контроля за потреблением ресурсов или загрязнением окружающей среды и формой распоряжения природными ресурсами и правами на загрязнение (или на другое воздействие) окружающей среды.
Сама же экологическая лицензия — документ, фиксирующий особенности взаимоотношений между специально уполномоченным государственным органом в области управления природопользованием и охраной окружающей среды, с одной стороны, и природопользователем (юридическим или физическим лицом) — с другой. Она устанавливает, исходя из эколого-экономической ситуации и государственной политики в этой области, соответствующие требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности. Различают две формы (два типа) экологических лицензий: комплексные и специальные (частные).
К первому типу относится лицензия на комплексное природопользование, а ко второму — на частные виды работ. Формы экологических лицензий применяемых в России, устанавливаются в соответствии с видами права природопользования: комплексного и специального (частного — по видам ресурсов), а также права на загрязнение или другое воздействие (выбросы, сбросы, размещение отходов) на ОС.
Любая экологическая лицензия выдается только после проведения государственной экологической экспертизы, а в случае лицензии на комплексное природопользование — только после получения природопользователем частных (специальных) разрешений в специализированных государственных органах (по видам ресурсов или деятельности).
Тем самым лицензия на комплексное природопользование объединяет разрозненные экологические лимиты и другие требования (экологические, санитарно- гигиенические, противоаварийные и др.) в систему — по территории или по объекту в целом, а также по совокупности видов лицензируемой деятельности. Срок действия лицензии продлевается в порядке, установленном для ее получения. Продолжительность действия лицензии — один из важных факторов обеспечения принципа устойчивости права природопользования. Длительный срок ее действия создает природопользователю — обладателю лицензии необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе. Размеры платы определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.
Курсовая работа лицензия
... возобновление в Республике Беларусь. В рамках данной курсовой работы предполагается: определить сущность и дать определение лицензированию хозяйственной деятельности; изучить порядок выдачи лицензий субъектам хозяйствования; рассмотреть условия и порядок приостановления, ...
Плата поступает в бюджет, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный наведение лицензионной деятельности. Соответственно лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего оплату. Регистрация лицензии производится уполномоченным органом после ее подписания и перед выдачей предприятию или лицу-заявителю. Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. Основания для принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулирования предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования соответствующего вида экологически значимой деятельности. Общими основаниями такого рода являются:
- представление владельцем лицензии соответствующего заявления;
- обнаружение недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
- нарушение лицензиатом условий действия лицензии;
- невыполнение лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановление ими деятельности предприятия, организации, учреждения, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законом РФ;
- ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
2 Правовые основы лицензирования
В данном вопросе рассматриваются различные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности, а также правовые акты охраны окружающей природной среды. Статья 30 Закона об охране окружающей среды определяет, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды, перечень которых устанавливается федеральным законом, подлежат лицензированию. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется Законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На законодательном уровне российский механизм лицензирования различных видов хозяйственной, а в особенности, природоохранной и иной экологически значимой деятельности, в целом пока не до конца отлажен. Регулирование продолжается на уровне подзаконных актов и иных нормативных документов. Так, в частности, лицензирование деятельности по охране окружающей среды, а также деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, этим законом не регулируется и поэтому регламентируется рядом постановлений Правительства РФ, в частности «О лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» и более десятка других.
Оперативно-розыскная деятельность, как вид правоохранительной деятельности
... с преступностью. Предметом исследования является оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности. Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в той его части, которая связна ...
В настоящее время ключевым законодательным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 08.08.01 №128 — ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ст.1этого Закона оговаривается, что действие его не распространяется на деятельность по использованию природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира.
В то же время Закон не отрицает распространения своего действия на деятельность в сфере охраны окружающей среды.
Можно назвать перечисленные в ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следующие лицензируемые виды деятельности:
- деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
- выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
- геодезическая деятельность;
- деятельность по обращению с опасными отходами;
- заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов.
Постановление «О лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» предписывает Министерство природных ресурсов (МПР) России осуществлять лицензирование фактически только в одной области — обращения с опасными промышленными и иными отходами. Проведение экологической паспортизации, сертификации и аудирования, а также другие виды деятельности природоохранного назначения надлежит осуществлять в соответствии с новым законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Это и есть сегодня экологическое лицензирование в узком смысле.
Установленный Законом и указанном постановлением Правительства РФ общий порядок ведения лицензионной деятельности определяет: документы, представляемые заявителем в органы, уполномоченные на ведение дицензионой деятельности; основания для отказа в выдаче лицензии; указываемые в лицензии сведения; порядок оформления и переоформления лицензии; платность лицензирования; условия приостановления действия лицензии, потери ею юридической силы и ее онулирования и другие вопросы.
В свою очередь положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, содержатся в соответствующих федеральных законодательных актах. Так, ст.11-16 Закона о недрах регламентируют вопросы предоставления лицензии на пользование недрами. В ст.11 говориться, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с этой статьей лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Также в ст.11 говорится, что лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минирологических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Согласно данной статье предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недроиспользования.
Правовой режим земель водного фонда
... зоны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель для охраны источников водоснабжения и производственных водных объектов, требующих специальной санитарной защиты, а также ... субъект может использовать водные объекты свободно, а для предпринимательской деятельности - только после получения лицензии на водопользование. Право на получение лицензии на водопользование возникает ...
В ст.12 данного закона (содержание лицензии на пользование недрами) перечисляются все необходимые элементы, которые должна содержать лицензия и ее неотъемлемые составные части. В ст.13 рассматривается порядок предоставления лицензий на пользование недрами. Что касается правовых основ лицензирования водопользования, то статьи 48-53 ВК предусматривает выдачу лицензий на водопользование и распорядительных лицензий.
Согласно ст.48 лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами. Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. В ст.52 говорится, что распорядительная лицензия является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому. Распорядительная лицензия выдается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов. Статья 53 рассматривает аннулирование лицензии на водопользование и распорядительной лицензии.
Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия могут быть отменены до истечения срока их действия по решению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права пользования водным объектом. Лицензирование пользования животным миром осуществляется на основе Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995г. статья 1 данного закона оперирует понятиями «долгосрочная лицензия», «именная разовая лицензия» и «распорядительная лицензия». Долгосрочная лицензия это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использование и охраной объектов животного мира;
- Именная разовая лицензия это специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира;
— Распорядительная лицензия это специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжается объектами животного мира. Согласно ст.36 данного закона долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ. Порядок осуществления лицензирования конкретной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды утверждается Правительством РФ, за исключением вопросов лицензирования пользования недрами, регламентация которого должна осуществляется на уровне федерального закона. В качестве примера можно назвать постановления Правительства РФ от 26.09.05 №967 «Об утверждении Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства» и от 23.05.02. № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами».
Режим пользования водными объектами
... Водный кодекс РФ вступил в действие. В юридической теории и практике существует (в виде "доброго обычая") презумпция качественного превосходства нового закона по ... водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом", а права эти возникают с момента регистрации договора пользования водным объектом. Лицензия, ...
Следует отметить, что для детальной регламентации процедуры лицензирования соответствующими федеральными органами исполнительной власти издаются ведомственные нармотивные правовые акты, к числу которых можно отнести приказ МПР России от 23.10.98 № 232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами». Также необходимым документом, который регулирует лицензирование в области охраны окружающей среды является «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» которое утверждено постановлением Правительства РФ от 26.02.96г. № 168.
Правовые основы лицензирования содержатся и в утвержденном приказом Госкомэкологии РФ от 14.12.99г № 764 акте «Порядок организации проведения лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Существуют также виды деятельности в сфере охраны окружающей среды, которые регулируются специальными нормативно — правовыми актами (по обращению с опасными отходами).
Основные полномочия по экологическому лицензированию находятся в ведении МПР России, что закреплено в Положении об этом органе они в общем виде сводятся к лицензированию видов деятельности, связанных в основном с недро -,водо — и лесопользованием, пользованием объектами животного мира, и в меньшей степени — с охраной окружающей среды, а также к контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Прежде всего, речь идет о полномочиях МПР в области лицензирования комплексного природопользования, а также полномочиях (в соответствии с постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды») связанных и утилизацией, захоронением, уничтожением промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных).
При этом МПР России и его территориальные органы вправе осуществлять лицензирования самостоятельно или передать органам исполнительной власти субъектов РФ.
Кроме вышеуказанного к компетенции МПР относится выдача распорядительных лицензий и разрешений:
- на регистрацию зоологических коллекций (а также питомников и других учреждений по разведению редких и исчезающих видов растений и животных);
- на оборот (добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну) биологических коллекций и биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов;
- на работы по долгосрочному использованию объектов животного мира.
МПР России проводит лицензирование авиалесоохранных работ, а также отдельных видов лесопользований. По линии Министерства здравоохранения РФ в рамках Закона проводится лицензирование влияющих на окружающую среду и здоровье человека производств; сертификации, хранения, оптовой реализации лекарств и изделий медицинского назначения; дезинфекционных, и дератизационых средств; работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека и т.д.
Разработка мероприятий по защите поверхностных водных объектов ...
... природный ресурс нуждается в защите. Охрана вод представляет собой деятельность людей, направленную на сохранение, восстановление и ... или спускаются в водные объекты. Эти отходы содержат яйца гельминтов и патогенные микроорганизмы. В России в год животноводческими ... вод. Все это вызывает нарушение функционирования экосистем, снижает их биопродуктивность, в ряде случаев вырождаются ценные виды ...
Федеральная служба земельного кадастра России должна осуществлять лицензирование видов деятельности, подпадающих под действие Закона и связанных с:
- проектно-изыскательскими работами, касающимися использования земель;
- строительством, реконструкцией (восстановлением) оросительных, осушительных, осущительно-обводнительных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и магистральных водопроводов сельскохозяйственного назначения;
- бурением скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды);
- эксплуатацией и ремонтом мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и объектов сельскохозяйственного водоснабжения.
Ранее относившиеся к этому ведомству функции лицензирования работ по созданию экологических карт и геоинформационных систем, а также ряд других аналогичных лицензионных функций отнесены к Федеральной службе России по геодезии картографии (Роскартографии).
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) в соответствии с Законом осуществляет лицензирование:
- гидрометеорологической экспертизы проектов на строительство и освоение территорий;
- проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
гидрометеорологических, океанографических,2 ?елиогеофизических работ и работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды.
Комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство России) лицензирует промышленное рыболовство и рыбоводство, организацию спортивного и любительского лова ценных видов рыб, животных и растений, экспорт живых водных биоресурсов (совместно с МПР России), а также промысел водных биоресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
В данное время основным нормативно-правовым актом, который устанавливает перечень видов деятельности подлежащих лицензированию и регулирующим порядок выдачи лицензии является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01г. Этот закон во многом похож на предыдущий закон о лицензировании отдельных видов деятельности принятый в 1998г. Но в, то, же время имеются и различия между ними. Новый закон в отличие от старого упростил процедуру выдачи лицензии, он сделал ее более доступной. Еще данный новый закон в отличие от предыдущего сократил перечень видов деятельности подлежащих лицензированию (деятельность по социальному обслуживанию населения, реэлторская деятельность, деятельность по содействию занятости населения, деятельность по торговле транспортными средствами и номерными агрегатами и т.д.).
До принятия нового закона полномочия в сфере лицензирования осуществляли в рамках своей компетенции Президент и Правительство РФ, а теперь согласно статье 5 нового закона эти полномочия предоставлены лишь Правительству РФ. Положительным моментом следует считать то, что на органы, которые выдают лицензию, возложено право не требовать от соискателя лицензии представления справок, заключений и других документов различных органов, организаций и т.д., содержащих экспертную оценку соответствия соискателя лицензии установленным законодательством лицензионным требованиям и условиям.
Прежний закон выдавал лицензии на срок не менее 3 лет. По заявлению соискателя лицензии его можно было получить и на меньший срок. Новый же закон увеличил его нижний предел до 5 лет. Но здесь уже новый закон не предусмотрел, что лицензия может выдаваться и на меньший срок по заявлению соискателя лицензии. В данном случае, на мой взгляд, ущемляются права соискателя лицензии, так как он не может выбрать необходимый ему срок.
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности
2.1 Лицензия на водопользование
Вода — незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию. Вопросы лицензирования водопользования решаются с учетом особенностей использования водных ресурсов для тех или иных целей. Водный кодекс РФ устанавливает, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, специальное водопользование, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование.
Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых и взлетов воздушных судов; водопользования для пожарных нужд; пользования обусловленными водными объектами.
В Водном кодексе РФ предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно ч.1ст.39 ВК РФ. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут).
Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
В ВК РФ регулируются использование водохранилищ, охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, в том числе их ширина и режим использования и охраны. В частности, предусматривается, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохраных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.
При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляется с минимально возможными негативными последствиями для них. Выполнение определенных функций и требований по охране вод возлагается на органы государственного управления специальной компетенции — Федеральное агентство водных ресурсов, Министерство природных ресурсов РФ, Роспотребнадзор, на иных юридических, а также физических лиц. На федеральном уровне определяются вопросы научно — технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования востоновления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
Субъекты РФ организуют охрану водных объектов, разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов в пределах территории субъектов Федерации, участвуют в осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной вод. Для предупреждения загрязнения водных объектов граждане и юридические лица при использование вод должны осуществлять производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод. К производственно — техническим относятся: разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросу сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью удаления вредных веществ. Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почвы при возделывании различных сельскохозяйственных культур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.
Организованное проведение производственно-технических, мелиоративных, санитарных мероприятий позволяет существенно уменьшить загрязнение водных объектов. В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудщаюших качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения и засорения. Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились установленные нормативы качества вод, было ограничено его использование, проявилась негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.
Специальные требования охраны вод установлены к таким загрязняющим видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде, эксплуатация на поверхности воды различных установок; применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве; применение радиоактивных токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах.
Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Существенную опасность предстовляет техногенные аварии и катастрофы: в России ежедневно происходят одна-две крупные аварии на трубопроводах, еженедельно — на транспорте, ежемесячно — в промышленности, раз в полгода — крупномасштабные аварии. Большое значение для предупреждения аварийного загрязнения водных объектов, ликвидации чрезвычайных ситуаций и бедствий имеет режим гласности, участие общественности и населения в преодолении вредного воздействия вод. Законом РФ о государственной тайне запрещается закрытие прогнозов и сведений о стихийных бедствиях, катастрофах, экологической информации.