Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными трансформациями системы уголовного правосудия. Важные изменения происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регулирования предварительного производства.
В основе модернизации расследования лежит идея усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опыт использования нового исследовательского института выявил множество прикладных проблем. Эти проблемы касаются, прежде всего, ряда ограничений, введенных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации для расследования.
Анализ правовых норм и практики их применения, а также аргументы разработчиков Расследование в современном уголовном процессе России: проблемы для совершенствования: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Масленков С.Л. — Нижний Новгород, 2004. — С. 33.
существующей формы дознания приводит к выводу о том, что за-дачи предварительного расследования по большинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованы посредством уголовно-процессуальной формы, установленной новым УПК РФ для дознания. Сами промоутеры стремятся преодолеть проблемы расследования непроцедурным способом, посредством оперативных исследований и организационной управленческой деятельности. Однако правила, регулирующие назначенные отделения и взаимоотношения с следственным институтом, также минимизируют эффективность этих средств. Так, например, часть 2 статьи 41 УПК РФ запрещает заранее сообщать лицу, что он проводит оперативно-розыскные мероприятия по делу.
Все сказанное свидетельствует о кризисе современного исследования. Следовательно, актуализируется необходимость поиска законных способов выхода из критической ситуации.
Проблема дознания не обойде-на вниманием исследователей. Немалый вклад в развитие теории и практики этого явления внесли такие ученые, как: О.В. Айвазова, А.В. Азаров, С.В. Бажанов, Р.С. Белкин, Б.Т. Безлепкин, Ю.Н. Белозеров, Н.А. Власова, В.Н. Григорьев, К.Ф. Гуценко, А.А. Давлетов, A.M. Донцов, Н.В. Жогин, 3.3. Зинатуллин, В.В. Кальницкий, З.Ф. Коврига, A.M. Ларин, А.Ф. Лубин, А.Г. Маркушин, А.Д. Марчук, Л.Н. Масленникова, Т.Н. Москалькова и др.
Целью дипломной работы, основанной на изучении теоретических работ законодательства и практики следственного управления УВД города Бердска Новосибирской области, является выявление существующих проблем и формулирование предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства законодательство.
Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования обязательств ...
... к другому лицу не препятствует продаже таких прав в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве и законодательством о несостоятельности (банкротстве). Если должник не был уведомлен ... основного обязательства и является самостоятельным. Регрессное обязательство может возникать как из договорного обязательства, так и из внедоговорных обязательств. Так, в соответствии с п. ...
Исходя из цели дипломной работы, определены следующие задачи:
1. Рассмотреть дознание в процессе предварительного расследования.
2. Раскрыть особенности процессуальной деятельности органов дознания.
3. Проанализировать признаки совершенствования процессуальной деятельности следственных органов на этапе предварительного расследования.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие в процессе исследования.
Предметом исследования является следствие как форма предварительного следствия по материалам УВД города Бердска Новосибирской области.
В ходе исследования использовались следующие методы: исторический, сравнительный, статистический, формально-правовой.
Теоретической основой исследования явилась разработка общей теории права, уголовно-процессуальной науки, уголовного дела, теории оперативно-исследовательской деятельности. Источниками теоретической информации были: монографии, учебники, лекции, научные статьи, доклады, диссертации, диссертации и другие опубликованные материалы.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, нормы действующего и перспективного уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, уголовного, админист-ративного и иного федерального законодательства, а также нормативные акты Президента РФ, органов законодательной и исполнительной власти (в том числе и ведомственный нормативный материал), постановления и определе-ния Конституционного Суда РФ, постановления Верховного Суда РФ, имеющие отношение к проблемам досудебного производства.
Структура работы определяется предметом, предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования, в первой главе рассмотрено дознание в процессе предварительного расследования, во второй главе раскрыты особенности процессуальной деятельности органов дознания, в третьей главе проанализированы направления совершенствования процессуальной деятельности органов дознания на стадии предварительного расследования, в заключении сформулированы выводы и предложения.
Глава 1. дознание в процессе предварительного расследования
1.1. Понятие дознания в уголовном процессе
Предварительное следствие — это процедура раскрытия преступления следователем, следственным органом и дознавателем до суда. Оно является частью досудебного производства. ему предшествует выявление признаков преступления и возбуждение уголовного дела. Предварительное следствие проводится по большинству уголовных дел и является основной формой превентивного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено только для правонарушений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные иным способом, в том числе в результате оперативно-исследовательской деятельности, не могут служить основанием для рассмотрения дела в суде.
Анализ деятельности органов ЗАГС (на примере Читинского района)
... проблемы по управлению деятельности органов ЗАГС, но и пути выхода из этих проблем. На данном этапе развития социальной работы проявляется потребность более глубокого изучения проблем деятельности органов ЗАГС. Исследование и анализ нормативно ...
Предварительное расследование проводится следователями, следственными органами и следователями, что является важной гарантией правильного применения уголовного законодательства и уголовно-процессуального законодательства, уважения прав и свобод человека и гражданина.
Предварительное следствие составляет основу, суть деятельности следователя, следственного органа и дознавателя. Его суть заключается в принятии ими предусмотренных законом мер для установления факта совершения преступления, виновных в совершении преступления и их наказания. Во многих случаях он венчает работу организаций, которые проводят оперативные исследования. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003.- С. 21..
Задачами предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Раскрытие преступления — это трудоемкий процесс для установления обстоятельств, которые необходимо доказать. Преступление считается раскрытым полно, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст.73 УПК РФ. Непременным условием полноты раскрытия преступления является необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003. С. 52.
Преступление считается быстро раскрытым, если оно совершено в установленный законом срок. Преступление считается раскрытым с момента вступления приговора в законную силу.
Сообщение о виновных подразумевает доказательство вины лиц, фактически совершивших преступление. В то же время он создает условия для того, чтобы невиновные люди не подвергались судебному преследованию.
Расследование проходит в двух формах: следствие и следствие.
Предварительное следствие это, прежде всего, уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющих порядок производства предварительного расследования.
Предварительное следствие это в то же время расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел. Оно может быть проведено также начальником следственного отдела (ст.39 ч.2 УПК РФ), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ).
Производство предварительного следствия обязательно по всем преступлениям, за исключением указанных в части третьей ст. 150 УПК РФ. Поскольку предварительное следствие проводится по подавляющему большинству преступлений, оно составляет основную форму предварительного расследования.
Органы предварительного расследования
... в работе органов предварительного следствия и дознания. Поскольку предварительное, досудебное производство по уголовным делам как правило, осуществляется в форме дознания и предварительного следствия, органы, проводящие эту деятельность, делятся на два вида: органы дознания и предварительного следствия. Органы дознания ...
Формой расследования является установленный законом порядок его производства.
Дознание предварительное расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ по подследственности дознание производится:
- дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ: по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153 — 157, 158 частями первой и второй, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частями первой и четвертой, 224, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 — 245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 257, 258, 260 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 313 частью первой, 314, 319, 324 — 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;
- по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора;
- по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей статьи 151 УПК РФ, могут быть переданы для производства предварительного следствия;
- дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);
- дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- дознавателями органов Государственной противопожарной службы по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частью первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- следователями прокуратуры по уголовным делам о преступлениях, по которым проводится дознание, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, членами выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьёй Конституционного Суда Российской Федерации, судьёй федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировым судьёй и судьёй конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия, Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем и аудиторами Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, прекратившем исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации, прокурором, следователем, адвокатом, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
— дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частями первой и пятой, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой и 233 и 234 частями первой и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации.
Проблемы в особенной части уголовного кодекса Российской Федерации ...
... заявленной проблемы Объектом настоящего диссертационного исследования выступает явление пробелов в Особенной части УК РФ Предметом диссертации являются нормы уголовного законодательства Российской Федерации, ... -технического несовершенства уголовного закона, интерпретации права, свободы судейского усмотрения Поднятые дореволюционными исспедоватетями вопросы оказались настолько актуальными, что их ...
Законность, полнота, полнота и объективность расследования во многом зависят от соблюдения ряда общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они гарантируют установление обстоятельств преступления в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: Монография / Химичева Г.П.. — М.; Экзамен, 2003.- С. 15.
УПК РФ к этим правилам относит: формы предварительного расследования; подследственность; место производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайства; недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних
... ая характеристика производства по уголовны м делам в отнош ении несоверш еннолетних О собенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних в Российской Ф едерации П роцессуальны й порядок производства по уголовны м делам в отношении несовершеннолетних Особенности производства предварительного расследования в отношении несовершеннолетних О собенности ...
В сравнении с УПК РСФСР 1960 г. предварительное следствие в целом не претерпело кардинальных перемен, чего нельзя сказать о дознании. Привычное деление дознания на два вида (ст. ст. 119 и 120 УПК РСФСР) сменилось единообразием в понимании термина «дознание» как формы предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, следователем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Приведенная трактовка противоречит «классическому» пониманию дознания как неотложной процессуальной деятельности полиции (милиции) по раскрытию преступления, подследственного следователю, в экстренных случаях отсутствия последнего. Вместо дознания в порядке ст. 119 УПК РСФСР введено понятие «неотложные следственные действия» (п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК РФ).
Отказ от протокольной формы досудебной подготовки материалов (раздел 9 УПК РСФСР) повлек за собой перевод соответствующих составов уголовных преступлений в дознание.
Некоторые исследователи См: Васильев О.Л. Укрепление законности и борьба с преступностью // Вестник МГУ, сер.11, право,2003.- №4.- С. 12. делают вывод о существовании в современном УПК трех форм предварительного следствия: дознание, предварительное следствие и смешанная форма, при которой неотложные следственные действия органов дознания предшествуют предварительному следствию, что ведет к «полному смешению процессуальных институтов».
Заслуживающие поддержки радикальные решения законодателя об укреплении самостоятельности дознавателя (ч. 3 ст. 41 УПК РФ), расширении подследственности органов дознания, распространении последнего на дела о преступлениях несовершеннолетних (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151, ст. 421 УПК РФ) парадоксально сочетаются в Кодексе с отсутствием должной регламентации дознания по неочевидным преступлениям и непродуманной схемой дознания по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, то есть по очевидным преступлениям (гл. 32 УПК РФ).
1.2. Содержание дознания
Нормы, регулирующие дознание, входят в раздел VIII «Предварительное расследование» УПК РФ. Поэтому подчеркивается, что расследование является частью расследования, одной из его форм.
Расследование возможно и начинается только после официального признания существования объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право. — М.; Интел-Синтез, 2002. — № 3. — С. 77-79..
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается (ч.2 ст. 40 УПК РФ).
считается особым и самостоятельным видом уголовно-процессуальной деятельности. Исключительность этой деятельности состоит еще в том, что она возлагается не только на органы дознания (п.2 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ), но также: на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений (ст.40 ч.3 УПК РФ) Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 10. — С.5-6..
Порядок возбуждения уголовного дела
... данной курсовой работы – исследовать порядок возбуждения уголовного дела с современной точки зрения. Достижение поставленной цели потребовало решения следующего ряда задач: рассмотреть поводы и основания для возбуждения уголовного дела; изучить процессуальный порядок возбуждения уголовного дела; охарактеризовать ...
Статьями 5, 41 УПК РФ устанавливается, что дознание производится дознавателями.
Дознание осуществляют и органы дознания (п.1 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ).
Очевидно, что здесь имеются в виду органы дознания должностные лица (например, командир воинской части).
Это подтверждается, в частности, тем, что компетенция между следственными органами и следователями в вопросах предварительного расследования преступлений не определена.
Порядок дознания — правила, по которым оно производится, его режим. Он определяется нормами, содержащимися в главах:
- «Предварительное следствие» (ст.162-170 УПК РФ);
- «Осмотр.
Освидетельствование. Следственный эксперимент» (ст.176-181 УПК РФ);
- «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления» (ст.182-186 УПК РФ);
- «Допрос.
Очная ставка. Опознание. Проверка показаний» (ст.187-194 УПК РФ);
- «Производство экспертизы» (ст.195-207 УПК РФ);
- «Приостановление и возобновление предварительного следствия» (ст.208-211 УПК РФ);
- «Прекращение уголовного дела» (ст.212-214 РФ).
Правило проведения расследования в порядке, установленном законом, означает точное и неуклонное выполнение следственным органом, следователем и другими участниками процесса правил, регулирующих данный вид уголовного расследования. Обязательное соблюдение правил производства следственных и иных процессуальных документов обеспечивает выполнение задач уголовного судопроизводства, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Процедура расследования — это совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разделить на три четко обозначенные группы: начало расследования, раскрытие преступления, окончание расследования. В целом они составляют систему дознания Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант: . — М.; ЮРМИС, 2003. — № 7. — С. 12-16..
Начало расследования состоит из действий и решений, принятых до принятия мер по выяснению обстоятельств преступления. Сюда входят: возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то есть принятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование; решение вопроса о принятии дела к своему производству; сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела; направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
Дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ), то есть оформленного в установленном законом порядке решения начать расследование, уголовное преследование. По своему смыслу это правило принадлежит к основополагающим идеям уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии в объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливает необходимость раскрытия его. Дознаватель и орган дознания в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждает уголовное дело при наличии повода и основания, предусмотренных ст.140 УПК РФ, о чем выносит соответствующее постановление (ст.146 ч.1 УПК РФ).
Возбуждение уголовного дела и производство предварительного расследования
... дела в суд после проведения предварительного расследования. В соответствии со ст. 175 УПК о возбуждении уголовного дела орган дознания, ... по существу одинаково: «Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, дознавателя, следователя по собиранию, проверке и ... д.), а также экспертизы, связанные с применением мер процессуального принуждения в отношении физических лиц ( ...
Содержание постановления о возбуждении уголовного дела определяется ст.146 УПК РФ. В нем должно быть указано: время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для его возбуждения; пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых оно возбуждается, и др.
Этот процессуальный документ удостоверяет, с одной стороны, завершение первого этапа уголовного процесса, а с другой — начало нового, второго этапа расследования. Решение о возбуждении уголовного дела служит правовым основанием не только для последующих процессуальных действий, но и для производства следственных действий по сбору и проверке доказательств. Оно обязывает орган дознания и дознавателя принять в пределах их компетенции все необходимые меры к установлению обстоятельств совершенного преступления Досудебное производство по УПК Российской Федерации (участники досудебного производства, доказательства и доказывание, возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие): Учебно-практическое пособие / Пан Т.Д., Якимович Ю.К.. — С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. — С. 174.
— Без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство дознания незаконно. Полученные при этом фактические данные признаются не имеющими юридической силы. В рассматриваемом документе решается вопрос, кто проводит дознание.
Обязанность начать дознание в день возбуждения уголовного дела диктуется задачей быстрого и полного раскрытия преступления Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003.- С. 75..
Приняв решение о возбуждении уголовного дела, следователь должен определить, имеет ли он право проводить расследование, если есть обстоятельства, препятствующие этому. Так, дознаватель не может производить дознание, если он по данному делу проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия (ст.41 ч.2 УПК РФ).
При наличии этого и других обстоятельств, не позволяющих допрашивающему участвовать в производстве, ему может быть дан отвод. Обнаружение их позже ставит под сомнение результаты всей постановки. Это приводит к необходимости повторного проведения расследования, что, в свою очередь, приводит к пустой трате времени и усилий со стороны следователя и других участников процесса.
Установив отсутствие обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном процессе, следователь принимает решение принять повод для собственного производства. Об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ).
Если дознаватель принимает уже возбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству (ст.156 ч.2 УПК РФ).
Соотношение функций уголовного преследования и надзора в деятельности ...
... (п. 55 ст.5 УПК РФ). Помимо прокурора уголовное преследование могут осуществлять следователь и начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель, а также потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец ... иных мер, реально ограничивающих права и свободы или (и) ставящих их под угрозу ограничения, с целью установления лица, совершившего преступление, изобличения этого лица, пресечения ...
Принятие дела к уголовной ответственности означает определение и процессуальное оформление следователем его исключительного права на расследование преступления. С этого момента другие органы предварительного следствия не уполномочены проводить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того, принятие дела к производству необходимо для того, чтобы всем, кто проводит расследование, было ясно, кто несет ответственность за законность и скорость его производства. Наконец, оно создает надлежащие предпосылки и условия для установления действенного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: Монография / Химичева Г.П.. — М.; Экзамен, 2003. — С. 256..
Копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству в соответствии с ч.4 ст.146, ч.3 ст.156 УПК РФ с материалами проверки сообщения о преступлении незамедлительно направляется прокурору.
В тот же день о принятом решении сообщается заявителю (ч.2 ст.145, ч.4 ст.146 УПК РФ).
Форма сообщения законом не установлена, но дело должно содержать хотя бы одну отметку о сделанном сообщении. Об этом может свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч.2 ст.145 УПК РФ).
О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого принято данное решение (ч.4 ст.146 УПК РФ).
Совокупность действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало расследования, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Следовательно, если решение о расследовании принимает прокурор, нет необходимости сообщать ему о раскрытом преступлении.
Первая группа действий подготовительна ко второй. Он обеспечивает законность принятия мер по выяснению обстоятельств преступления, соблюдение прав и свобод участников уголовного процесса и граждан.
Между началом и окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательств и установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе раскрытие преступления принятие мер по установлению обстоятельств преступления Косова С.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно // Законодательство и практика. — Омск; Изд-во Ом. юрид. ин-та МВД России, 2002. — № 1. — С.32-33..
Следователь самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение (ст.41 ч.3 УПК РФ).
Следствие завершается исполнением ряда процессуальных действий, связанных с постановлением о прекращении расследования. Их совокупность и содержание зависят от вида окончания дознания.
Следствие проводится в течение 20 дней с даты начала уголовного производства и до вынесения решения о передаче уголовного дела прокурору. При исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, в который было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (ст.128 ч.1 УПК РФ).
Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Порядок продления срока не определен.
Статья 224 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации регулирует особенности проведения выборов в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу.
Заключение под стражу подозреваемого допустимо в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97, и с учетом обстоятельств, указанных в ст.99 УПК РФ (ст.100 УПК РФ).
Эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (ч.1 ст.108 УПК РФ).
При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу дознаватель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство (ст.108 ч.3 УПК РФ) выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в котором излагаются сущность предъявленного обвинения (подозрения), основания, в силу которых возникла необходимость в заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения, фамилия, имя, отчество, дата рождения и другие данные о лице, в отношении которого избирается данная мера процессуального принуждения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003.- С. 46.
Материалы представляются прокурору лично дознавателем.
Прокурор изучает материалы и, в случае согласия на подачу заявления в суд, принимает решение «согласен» с постановлением, если не согласен с просьбой «не согласен».
Затем задержанный подозреваемый доставляется в судебное заседание.
Решение о возбуждении дела об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей рассматривается судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого, прокурора и защитника, если Последний участвует в деле.
Избрание в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу обязывает дознавателя предъявить обвинение подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу в тот же срок с момента задержания (ст.100 УПК РФ).
В этот же срок предписывается составить обвинительный акт (ст.224 ч.2 УПК РФ) Гирько С.И. Новое уголовно-процессуальное законодательство России и проблемы его применения в деятельности органов предварительного следствия и дознания МВД России // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г.. — С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. — С. 201-208.
При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения подозреваемого в совершении преступления, дознаватель выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого Содержание постановления определяется ст.171 ч.2 и 3 УПК РФ.
Списание должно быть произведено не позднее, чем через 3 дня с момента принятия решения. Порядок предъявления обвинения регламентируется ст.172 УПК РФ.
Если обвинение не будет предъявлено в предусмотренный законом срок, мера пресечения немедленно отменяется (ст.100 УПК РФ).
При невозможности составить обвинительный акт в предусмотренный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном гл.23 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется.
Статья 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет порядок вынесения обвинительного заключения следственным органом. Признав, что все необходимые следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного акта, дознаватель уведомляет обвиняемого и его защитника об окончании предварительного расследования и разъясняет им предусмотренное УПК РФ право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела. Об этом составляется протокол.
Обвиняемый и его защитник в соответствии со ст. 225 ч.2 УПК РФ должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела. Обвиняемый имеет право знакомиться с материалами дела как лично, так и с помощью защитника или законного представителя. При явке подсудимого и его адвоката им снова сообщается о завершении расследования и разъясняется их право ознакомиться с материалами дела. Об ознакомлении с материалами дела составляется протокол.
Законодатель установил, что следует делать, если обвиняемый, не находящийся под стражей, по всей видимости, не знаком с материалами уголовного дела без уважительной причины или иным образом уклоняется от их ознакомления.
В такой ситуации следователь ожидает, что обвиняемый прибудет в течение 5 дней. Истечение срока начинается со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства. По истечении указанного срока дознаватель составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 9. — С.7-9.
Потерпевшему может быть предоставлено право на ознакомление с материалами уголовного дела, но при наличии его ходатайства. Ходатайство может быть как устным, так и письменным. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия или судебного заседания (ст.120 УПК РФ).
Ходатайство рассматривается и разрешается непосредственно после его заявления. Такое же право имеет представитель потерпевшего. Если представитель потерпевшего по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то дознаватель откладывает ознакомление на срок не более 5 суток (ст.215 ч.3 УПК РФ).
Ознакомление этих субъектов уголовного процесса с материалами дела происходит в том же порядке, который установлен для обвиняемого и его защитника. Об ознакомлении с материалами дела составляется протокол в соответствии со ст.166 и 167 УПК РФ.
По выполнении требований, предусмотренных ч.2 и 3 статьи 225 УПК РФ дознавателем составляется обвинительный акт, который представляется начальнику органа дознания. Начальник органа дознания рассматривает данный документ, при отсутствии возражений утверждает акт и вместе с уголовным делом направляет его прокурору.
Статья 226 УПК РФ регламентирует порядок принятия решения прокурором по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом. Получив уголовное дело с обвинительным актом, прокурор обязан проверить обоснованность и законность всего производства по делу, полноту и объективность расследования, определить допустимость собранных доказательств, соблюдение прав и свобод участников процесса, соответствие обвинительного акта требованиям, изложенным в УПК РФ.
Изучив дело, прокурор принимает по нему одно из предусмотренных в ч.1 ст.226 УПК РФ решений. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику. В деле должна быть сделана отметка о вручении копии обвинительного акта, удостоверяемая подписями указанных выше участников процесса. Затем дело направляется в суд.
Прокурор может принять решение о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ. Своими письменными указаниями он обращает внимание на допущенные недостатки и определяет меры их устранения. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на трое суток. Прокурор вправе прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст.24-28 УПК РФ, руководствуясь при этом правилами гл.29 УПК РФ. Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования (ст.24 ч.3 УПК РФ).
В случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст.24 и п. 1 ч. 1 ст.27 УПК РФ, прокурор принимает предусмотренные УПК РФ меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования (ст.212 ч. 2 УПК РФ) Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 9. — С. 7-9.
Глава 2. особенности процессуальной деятельности органов дознания
2.1. Процессуальные функции органов дознания
Основные уголовно-процессуальные функции перечислены в ст. 15 УПК РФ (обвинение, защита и разрешение уголовного дела).
В соответствии с пунктами 45, 46, 47, 55 статьи 5 УПК РФ, стороны это «участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения; сторона защиты обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик..»; «Сторона обвинения прокурор, а также следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель…». Таким образом, лиц, производящих предварительное расследование, законодатель однозначно признал стороной обвинения, т.е. должностными лицами, осуществляющими функцию обвинения (уголовного преследования) Рыжаков А.П. Орган дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. — М.; Юрид. мир ВК, 2002. — № 1. — С.39-43.
УПК РФ впервые был введен термин «дознаватель», под которым понималось должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания.
Указанное определение трудно назвать удачным, так как им не охватывается лицо, назначенное на должность дознавателя, принявшее к своему производству уголовное дело либо производящее по поручению начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, под это понятие не подпадает дознаватель, производящий следственные действия и оперативно — розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ) Рыжаков А.П. Орган дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. — М.; Юрид. мир ВК, 2002. — № 1. — С. 39-43.
С учетом этого Федеральным законом от 29 мая 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации» понятие «дознаватель» было скорректировано. В настоящее время под дознавателем понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно — процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание Сергеев А.Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. — М.; Юрист, 2002. — № 5. — С. 39-46.
- В настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Уголовно — процессуальный закон детально определяет полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.
Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
В соответствии с законом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора вышестоящему прокурору Лупинская П.А. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет доказывания) // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1997.- С. 71.
Следователь, не согласившись с указанием прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, вправе обжаловать такое указание вышестоящему прокурору. В этом случае обжалование следователем указаний прокурора приостанавливает их исполнение.
Дознаватель в подобной ситуации обязан выполнять любое указание прокурора, независимо от их обжалования.
Анализ действующего уголовно — процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами :
- рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;
- ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
- принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
- производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
- применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством;
- осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ);
- обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно — процессуальным законодательством.
В соответствии с уголовно — процессуальным законодательством дознаватель обязан :
- осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);
- производить доказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в гл. 11 УПК РФ;
- применять меры уголовно — процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом (гл. гл. 12 — 14 УПК РФ);
- информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);
- в случае принятия решения, предусмотренного п.
3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);
- выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
- заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1 ст. 61 УПК РФ);
- разрешать вопрос об отводе, заявленном во время проведения неотложных следственных действий, переводчика, эксперта, ………..
Страницы: [1] | | 3 |