Сегодня в России решается задача формирования таких государственно-правовых институтов, которые бы органично сочетали в себе и обеспечивали эффективность народовластия (демократию) и надежную защиту прав и свобод человека и гражданина. Ведь наряду с периодическим участием гражданина в референдумах и выборах он должен также иметь гарантированные возможности решать свои жизненные вопросы в государственных органах и органах местного самоуправления через соответствующие конституционно-правовые и административно-правовые механизмы.
К подобному роду механизмам относится институт обращений граждан в органы государственной и муниципальной власти, посредством, которого они реализуют свои конституционные права и свободы, добиваются восстановления прав и законных интересов в случае их нарушения, а также активно воздействуют на политику государства в формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Для современной России проблема обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления приобрела большое значение в процессе перехода к такой модели народовластия в соответствии положениями Конституции Российской Федерации (ст.3).
В связи с этим, тенденция укрепления юридических средств обеспечения права граждан на обращения в нашей стране, безусловно, прокладывает себе дорогу.
Это выражается, во-первых, в его конституционном закреплении, во-вторых, в гуманизации текущего законодательства Российской Федерации и субъектов федерации, при которой привычным уже стало отсутствие запрета на инакомыслие, свобода мнений, обсуждений, оценок. Наконец, в — третьих, создается механизм обеспечения конституционного права граждан на обращения.
Цель исследования
Для достижения поставленной цели в работе были обозначены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты
2. Изучить нормативно-правовую базу по работе с обращениями граждан в органах местного самоуправления
3. Рассмотреть порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления
4. Обозначить общие направления совершенствования работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления
5. Проанализировать практику Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа по работе с обращениями граждан
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
... исторических и иных местных традиций. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами, как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления это органы местных самоуправляющихся территориальных ...
6. Определить проблемы и предложить пути совершенствования деятельности Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа с обращениями граждан
7. Разработать рекомендации для Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа, с целью повышения эффективности ее работы с обращениями граждан.
Объект исследования:, Предмет исследования
Структура дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические и нормативно-правовые основы работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления, а во второй главе анализируется практический опыт работы с обращениями граждан в Администрации Октябрьского района, формулируются актуальные проблемы и в третьей главе даются рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления.
Практическая значимость, Теоретическую и методологическую базу исследования
При написании дипломного проекта использованы: учебники, учебные пособия, монографии и публикации ведущих специалистов по проблеме исследования, материалы, предоставленные Администрацией Октябрьского района городского округа город Уфа республики Башкортостан и ряд других.
муниципальный самоуправление обращение
1. Теоретические основы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления
1.1 Обращения граждан в органы МСУ: понятие, сущность и виды
Обращения граждан — важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах МО. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.. Это обязанность органов местного самоуправления «дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца» и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан [7, ст.32].
Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации 1993г. закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления [1, ст. 33].
Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления [34, стр. 185].
2 ноября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с этим законодательным актом осуществление права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц [11, ст.2].
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
Формы прямого волеизъявления в системе местного самоуправления: ...
... проблемы исключительно посредством муниципальных органов и служб. Объект работы - общественные отношения, связанные с осуществлением гражданами своей воли в рамках местного самоуправления. Предмет работы - формы прямого волеизъявления в системе местного самоуправления. Цель исследования - на ...
2) знакомиться с документами и материалами, которые касаются рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г., уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения [11, ст. 5].
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц [57, стр. 529].
Обращение — это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям.
Обращения выполняют три важнейшие функции. Во-первых, обращение — средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина — одна из форм реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения демократии. И в-третьих, обращения граждан — это механизм поддержания обратной связи, которая выражается в реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, государственным органам стоит внимательнее относиться к мнению населения, учитывать его, что позволит им построить доверительные отношения. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест [30, стр. 27].
Органам местного самоуправления не допускается разглашать сведения, содержащиеся в обращениях, а также сведения, касающиеся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Право на обращение имеют как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации.
Граждане имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей [59, стр. 12].
Защита прав сотрудников органов внутренних дел
... лицами, занимающимися защитой прав граждан. Проблемы механизмов социальной и правовой защиты граждан активно исследуются учеными. Опубликован ряд работ, посвященных сущности, содержанию и предназначению механизмов социальной защиты военнослужащих. гарантии трудовой сотрудник социальный Механизмы защиты прав граждан действуют ...
Термин «обращение» имеет обобщающий, собирательный характер. В зависимости от формы обращения содержат неодинаковую информацию, имеют различную структуру, отличаются по своей юридической природе, предусматривают разные процедуры и сроки рассмотрения, а также виды правовых последствий.
В различных источниках информации выделяются разные разновидности обращений и классифицируются они по различным признакам.
«Правозащитные» действия Н.А. Ямпольская разделяла на три разновидности, каждой из которых соответствует определённый вид обращений граждан:
- профилактические действия (их цель не в устранении нарушений, а в создании лучших условий для реализации субъективных прав), их формой являются предложения;
- сигнальные действия (их цель — устранение не нарушений, а предупреждение нарушений), характерная форма — заявления;
- защитные действия (цель — защита уже нарушенных прав, устранение последствий нарушения), характерная форма — жалобы .
Подобный подход представляется оптимальным для классификации обращений граждан по содержанию. Он даёт возможность “привязать” любую разновидность обращений к трём формам “правозащитных” действий. Поэтому в настоящей работе будем использовать именно этот подход.
Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста — обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная. Устные обращения обычно используются в случаях, когда излагаемые факты очевидны, не требуют дополнительной проверки и по существу обращения должностным лицом может быть дан оперативный ответ, нередко также в устной форме. В иных случаях более правильным является использование письменных обращений [35, стр. 79].
Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан.
Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, лично. Все обращения обладают одинаковой силой.
Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Каждый исследователь в этой области предлагал свой вариант классификации обращений [40, стр. 10].
Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:
1) по форме обращения выделяют письменные и устные;
2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;
3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения, т.е. гражданин вправе внести обращение следующими способами:
- а) лично (например, обращение к должностному лицу на личном приеме граждан);
- б) через представителя, в качестве которого могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства или просто доверенные лица;
- в) через средства массовой информации (например, открытое письмо в газете, прямой эфир);
- г) через выступления на собраниях и конференциях граждан.
4) по характеру юридической природы выделяют заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п.
Организация работы с обращениями граждан в органах
... ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 1.1 Нормативная правовая база, регулирующая основы работы с обращениями граждан Российской Федерации В настоящее время институт обращений граждан в ...
Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления урегулирован действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Некоторые субъекты Федерации издали свои законы по этому вопросу, которые редко выходят за рамки названного Указа.
Заявление — это официальное обращение по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных с их нарушением. Заявление, как правило, содержит просьбу об удовлетворении конкретных нужд и потребностей (например, об улучшении жилищных условий, назначении пенсий или других выплат, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот).
Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предполагаются способы решения поставленных задач.
Жалоба — это обращение в государственный либо общественный орган или к их должностным лицам по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов конкретного лица (гражданина общественных организаций, предприятий и т. п.).
Как правило, в жалобе содержатся информация о нарушении субъективных прав, просьба об их восстановлении и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.
Разграничение между жалобой и заявлением должно проводится по иным основаниям. Предметом заявления является не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управ-лении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях. Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жалобу (то есть действие, направленное на защиту частного интереса).
Предложение — обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений на территории муниципального образования, на решение вопросов местного значения (например, по улучшению благоустройства муниципального образования, по повышению качества работы пассажирского транспорта).
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. В силу специфики предложения как одной из форм обращений ясно, что дополнительное изучение, как правило, необходимо.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ ГРАЖДАН
... В учебнике «Делопроизводство» авторов Быковой Т.А., Вяловой Л.М. и Санкиной Л.В., описывается прием и первичная обработка письменных обращений граждан, рассмотрение обращений руководством, а также контроль исполнения обращений граждан и информационно-справочная ...
Предложение — это обращение в федеральные органы исполнительной власти или к должностным лицам, содержащее идеи по совершенствованию функционирования и развития различных сфер экономики, а также деятельности органов власти и государственного управления, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина.
Ходатайство — обращение гражданина с просьбой о признании за каким-либо лицом определенного статуса, прав или свобод.
Таковы описанные в литературе формы обращений, направляемых гражданами в органы государственной власти. Однако существует ещё одна классификация обращений — по субъекту (заявителю): индивидуальные и кол-лективные. Индивидуальное обращение подписывается одним лицом — заявителем. Коллективное — обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга и собрания. Здесь важно обратить внимание на то, что множество одинаковых индивидуальных обращений, подписанных разными гражданами по поводу одной проблемы, есть лишь множество индивидуальных обращений. Коллективным может быть признано только обращение нескольких граждан одновременно и совокупно [37, стр. 28].
1.2 Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления
Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления направлен, на обеспечение эффективной реализации гражданами конституционного права на обращение в государственные органы, защиту их законных прав и интересов, определяет порядок получения, прохождения и рассмотрения письменных и устных обращений граждан, подготовки и направления ответов на них в установленные законодательством Российской Федерации сроки, взаимодействия органов исполнительной государственной власти Республики Башкортостан с иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами при рассмотрении обращений [32, стр. 13].
Рассмотрение обращений — самая главная часть работы с обращениями. Рассмотрение осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами в соответствии с их компетенцией. Распределение обращений граждан по компетенции также лежит на сотрудниках подразделения, работающего с обращениями [32, стр. 16].
Порядок рассмотрения обращений регламентируется следующими законами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ;
- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Рассмотрение обращений в органах местного самоуправления осуществляется должностным лицом. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.
Информация о процедуре рассмотрения обращений граждан предоставляется следующими способами:
- с использованием телефонной связи;
В сети Интернет размещается следующая информация:
- Административный регламент;
- график приёма граждан должностным лицом;
- номера телефонов для получения справочной информации.
При ответах на телефонные звонки и устные обращения сотрудники органов местного самоуправления должны подробно, в вежливо, корректно информировать обратившихся граждан о порядке рассмотрения обращений граждан. При ответе на телефонный звонок диалог должен начинаться с предоставления информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, должностного лица, принявшего телефонный звонок [32, стр.15].
Организация деятельности полиции по рассмотрению обращений граждан
... «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» указывает функции органа государства, местного самоуправления, должностного лица при рассмотрении обращения. В первую очередь в круг их обязанностей входит обеспечение соблюдения при рассмотрении обращения граждан основных принципов такого рассмотрения (не следует ...
Если сотрудник, который принял звонок, сам не может ответить на вопросы граждан, то он может переадресовать звонок другому сотруднику, в чью компетенцию входит данный вопрос.
Консультацию (справки) по вопросам рассмотрения обращений может предоставить сотрудник органа местного самоуправления, ответственный за работу с письмами и обращениями граждан (далее — сотрудник, ответственный за работу с обращениями).
Консультации предоставляются по вопросам:
- требований к оформлению письменного обращения;
- определения организаций и отделов, которые занимаются именно этим обращением;
- места и графика личного приёма должностным лицом департамента для рассмотрения устных обращений;
- порядка и сроков рассмотрения обращений;
- порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе рассмотрения обращений.
Основными требованиями при консультировании являются:
- компетентность;
- ясность;
- чёткость в изложении материала;
- полнота консультирования.
Конечными результатами рассмотрения обращений являются:
- ответы по существу поставленных в обращении вопросов;
- ответы с уведомлением о переадресовании обращения в соответствующие органы или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- ответы с разъяснением.
Результатом рассмотрения обращения является получение гражданином ответа в письменной форме, а также с его согласия в ходе личного приёма — в устной форме.
Общий срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней. Он начинается с даты регистрации обращения в органах местного самоуправления и заканчивается датой подписания ответа должностным лицом органа местного самоуправления. Срок уведомления гражданина о переадресации его обращения — 7 дней с даты регистрации обращения до даты подписания уведомления.
В исключительных случаях, когда требуется разрешения вопросов, поставленных в обращениях, проведения специальной проверки, сроки рассмотрения обращений могут быть продлены должностным лицом не более чем на 30 дней с сообщением об этом обратившемуся гражданину и обоснованием необходимости продления сроков.
Приём граждан осуществляется в определённых для этих целей помещениях органов местного самоуправления. Рядом с местом приёма должна находиться уборная комната. Количество ожидающих приёма граждан не должно превышать 2-3 человек.
Приём граждан осуществляется в кабинете должностного лица. Кабинет должностного лица, осуществляющего приём, должен быть оборудован информационной табличкой с указанием должности, фамилии, имени, отчества должностного лица.
Место для приёма граждан должностным лицом департамента должно быть снабжено стулом и столом для письменного оформления обращения.
Основанием для начала рассмотрения обращения является поступление обращения в орган местного самоуправления.
Обращение может поступить одним из следующих способов:
Социальная и правовая защищенность граждан в современном государстве
... социального государства не называют себя сторонниками социалистического государства, хотя, по сути, «термин «социальное государство» является стыдливым аналогом термину социалистическое государство». Научная и практическая значимость работы заключается в исследовании теоретических аспектов о правовой и социальной защищенности граждан ...
- почтовым отправлением;
- посредством факсимильной связи;
- посредством фельдъегерской связи;
- по электронной почте;
- доставлено лично гражданином или его представителем.
Письменное обращение регистрируется в течении трёх дней с момента поступления в органы местного самоуправления. Поступающие в органы местного самоуправления обращения регистрируются вместе с прилагаемой к ним информацией с проставлением регистрационного номера. Существует утверждённая форма журнала обращений, регистрация которого ведётся отдельно.
Обращения, принятые на личном приёме, подлежат регистрации в общем порядке сотрудником, ответственным за работу с обращениями.
Если обращение подписано двумя и более авторами, то обращение считается коллективным, о чём делается отметка.
В случае если в письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то должностное лицо органа местного самоуправления вправе не давать один и тот же ответ, на который было отвечено ранее.
На стадии обработки поступивших обращений сотрудник, ответственный за работу с обращениями, отбирает те из них, которые не подлежат рассмотрению по существу вопросов согласно статье 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, в том числе:
- обращения, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения;
- обращения, текст которых не поддаётся прочтению;
- обращения заявителей, с которыми прекращена переписка по поставленным вопросам;
- обращения, в которых обжалуются судебные решения.
По названной группе обращений сотрудник, ответственный за работу с обращениями, готовит письменное уведомление (разъяснение) заявителю на бланке с обоснованием оставления обращения без ответа по существу вопросов, с полным разъяснением причин не регистрации обращения.
Основанием для начала административной процедуры является поступление обращения вместе с приложениями в приёмную органа местного самоуправления [46, стр. 32-33].
Все поступившие обращения подразделяются на следующие группы:
- содержащие вопросы, которые не входят в компетенцию органа местного самоуправления;
- содержащие вопросы, которые относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Сотрудник, ответственный за работу с обращениями, осуществляет предварительное рассмотрение обращений. По результатам предварительного рассмотрения обращения, проверки истории обращений заявителя исполнитель готовит предложения о необходимых поручениях руководителя органа местного самоуправления по рассмотрению обращения.
Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления, а входит в компетенцию других органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, сотрудник, ответственный за работу с обращениями, готовит сопроводительное письмо о направлении обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которого относится рассмотрение вопросов, поставленных в обращении, и уведомление гражданина о переадресации его обращения [60, стр. 58].
Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения
... рассматриваемыми в административном порядке понимаются те обращения граждан, которые направляются в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. 8 С высоты опыты развития ... и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».6 Подобное положение содержится и в Федеральном Законе №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской ...
Срок подготовки и отправки сопроводительного письма с обращением и уведомления гражданина — в течение 7 дней с даты регистрации обращения.
При рассмотрении обращения, отнесённого к категории предложений, они должны анализироваться:
- по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов;
- по совершенствованию деятельности органа местного самоуправления.
В отношении каждого предложения исполнитель оценивает возможность или невозможность его принятия.
При проведении этой оценки учитываются следующие обстоятельства:
- нормативное регулирование вопросов, на совершенствование которых направлено предложение;
- необходимость внесения в случае принятия предложения изменений в нормативные документы;
- наличие предложений, не относящихся к компетенции органа местного самоуправления;
- возможность принятия предложения с точки зрения технологических особенностей процедур, порядков, правил, реализация которых потребуется в случае их принятия;
- возможность принятия предложения с учётом других особенностей вопроса.
По результатам рассмотрения предложения гражданину готовится ответ, но если предложение не принято, гражданин извещается о причинах, по которым его предложение не может быть принято, если принято, то в какой форме и в какие сроки оно может быть реализовано.
При рассмотрении обращения, отнесённого к категории заявления, исполнитель:
- выделяет действие, на необходимость совершения которого гражданин указывает в целях реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц;
- проводит анализ сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органа местного самоуправления.
Исполнитель проверяет наличие законных оснований для совершения испрашиваемого действия и возможность его совершения. В ответе сообщается об удовлетворении или неудовлетворении заявления, о совершении или не совершении испрашиваемого действия. Если испрашиваемое действие не может быть совершено, в ответе приводятся соответствующие аргументы [49, стр. 17].
При рассмотрении обращения, отнесённого к жалобе, исполнитель обязан определить обоснованность просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Для этого исполнитель:
- определяет обоснованность доводов о нарушении прав, свобод или законных интересов гражданина (других лиц) (принадлежность прав, свобод и законных интересов, их вид, какими действиями нарушены и др.);
- устанавливает причины нарушения или ущемления прав, свобод или законных интересов, в том числе устанавливает, кто и по каким причинам допустил нарушение;
- определяет меры, которые должны быть приняты для восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов, а также лиц, ответственных за реализацию обозначенных мер;
- организует привлечение к ответственности (дисциплинарной, административной) лиц, виновных в нарушении прав, свобод или законных интересов граждан, в пределах своей компетенции.
В случае необходимости получения дополнительной информации по вопросам, поставленным в обращении, в иных органах государственной власти, в органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, исполнителем подготавливается запрос. Запрос должен содержать:
- сведения об обращении, по которому запрашивается информация;
- вопрос обращения, для разрешения которого необходима информация;
- срок, в течение которого необходимо предоставить информацию по запросу — не более 15 дней.
Запрос подписывается должностным лицом органа мастного самоуправления и направляется в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия [33, стр. 56].
При подготовке ответа на запрос в обязательном порядке указываются реквизиты запроса, по которому подготовлена информация, сведения об обращении и запрашиваемая информация по вопросам обращения.
При рассмотрении обращения, в случае необходимости исследования материалов и объектов, которые не могут быть истребованы или представлены по месту рассмотрения обращения, исполнитель с предварительного разрешения должностного лица органа местного самоуправления, направившего обращение для рассмотрения, выезжает на место.
По результатам рассмотрения обращения гражданину дается письменный ответ. Подготовленные по результатам рассмотрения обращений ответы должны соответствовать следующим требованиям:
- ответ должен содержать конкретную и чёткую информацию по всем вопросам, поставленным в обращении (что, когда и кем сделано или будет делаться);
- если просьба, изложенная в обращении, не может быть решена положительно, то указывается, по каким причинам она не может быть удовлетворена;
- в ответе должно быть указано, кому он направлен, дата отправки, регистрационный номер обращения, фамилия, имя, отчество и номер телефона исполнителя.
Таким образом, в настоящее время нормативно-правовыми актами РФ строго регламентируется порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления.
1.3 Характеристика нормативно-правовой базы по работе с обращениями граждан в органах местного самоуправления
В настоящее время основными законами, регулирующими обращения граждан в органы местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон от 02.05.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Республики Башкортостан от 16.07.2007 №453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закон Республики Башкортостан от 13.07.2009 № 145-з «О противодействии коррупции в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан, в том числе Закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), закон Республики Башкортостан от 12.12.2006 № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан», Федеральный закон от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Закон Республики Башкортостан от 03.02.2006 № 278-з «Об архивном деле в Республике Башкортостан».
Статья 18 Конституции Российской Федерации указывает, что права и свободы гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, практическую деятельность государственных и других органов и организаций. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [1, ч. 1 ст. 45]. Должностные лица органов власти принимают властные решения посредством издания обязательных для исполнения правовых актов. Гражданин пользуется, своей властью, как правило, только в случаях нарушения своих прав и посредством направления всякого рода жалоб и заявлений в различные инстанции. Таким образом, происходят взаимоотношения властного характера между этими субъектами общественных отношений.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года регулирует отношения связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статья 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года закрепляет трактовку основных терминов используемых в рассматриваемом Федеральном законе. К числу таких терминов относятся категории «обращения граждан», «предложение», «заявление», «жалоба», «должностное лицо» [11].
В определении термина «обращение гражданина», по сути, только перечислены все основные характеристики данного понятия:
- по типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой;
- по форме допустимы как письменные, так и устные обращения;
- адресатом письменного обращения может быть государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо данных органов;
- адресатом же устного обращения выступают только государственные органы или органы местного самоуправления.
Не совсем понятно, почему законодатель не допускает устного обращения к должностному лицу указанных органов. Данное положение несколько противоречит части 1 статьи 2 этого же Федерального закона, устанавливающей, что Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, то есть, допускающей устное обращение к должностному лицу. Да и не может весь орган, как единое целое юридическое лицо заниматься выслушиванием устного обращения гражданина. Обычно граждане записываются на прием к должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления и уже ему излагают свои проблемы.
Несколько более оправдано научное определение обращения, предложенное С.А. Широбоковым. По его мнению, обращение — это волеизъявления индивида, выражающиеся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить защитить или восстановить права и свободы.
Федеральный закон об обращении граждан, мог бы установить общие принципы работы с обращениями, и унифицировать сроки, стандарты их реализации и рассмотрения, после почти 10-летних споров, был, наконец, принят 2 мая 2006 года. Однако этот закон весьма поверхностный, он не учитывает многих важнейших аспектов работы с обращениями граждан и основан на архаическом, «одностороннем» подходе к институту обращений. Разнообразные законы об обращениях граждан имеются в субъектах федерации, есть подобные нормативно-правовые акты и в муниципальных образованиях [31, стр. 25]. Но самую главную роль в работе с обращениями играют многочисленные инструкции, которыми преимущественно и руководствуются сотрудники различных муниципальных образований, рассматривая поступающие к ним обращения граждан. Эти инструкции свои в каждом муниципальном образовании, и предназначены они для служебного пользования, то есть не публикуются и потому для граждан недоступны. Кроме того, делопроизводство по обращениям граждан, играющее огромную роль в реализации всех их функций по сей день остается непрозрачным, закрытым и архаичным.
Кроме того, Федеральный закон не содержит прямых указаний на то, что гражданин может пользоваться помощью представителей. Вывод о допустимости участия представителей можно сделать только с учетом ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», согласно которой адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, а так же общих принципов отечественного законодательства. Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3) позволяет подачу жалоб, заявлений и обращений как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового.
В связи с этим следует законодательно закрепить, что при подаче обращения и его рассмотрении гражданин имеет право пользоваться услугами законного представителя, адвоката; знакомиться с материалами проверки обращения и получить письменный или устный ответ на него [53, стр. 29].
Принятие Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» явилось для общества важным политическим событием. Объясняется это тем, что в обращениях часто ставятся вопросы, касающиеся не только законных прав и личных интересов авторов обращений, но также интересов других граждан и целых коллективов.
Для муниципальных органов важнейшей задачей далее является решение организационных и аналитических вопросов с целью осуществления документационного обеспечения работы с обращениями граждан в соответствии с принятым законом. Регламентировалась эта работа действующими законодательно-нормативными актами. Основанием для ведения делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях давно уже служит Типовое положение. Его используют в процессе разработки и утверждения инструкций о документационном обеспечении работы с заявлениями граждан с учетом их конкретных задач и функций. Оно применимо также для установления порядка работы с заявлениями граждан, независимо от категории органов власти и специфики их деятельности.
Большинство инструкций органов местного самоуправления, разработаны на основе Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденного в 1981 году, когда не существовало ни Интернета, ни других современных информационных технологий. Это положение является архаичным даже в сравнении с действующим законом, однако пройдет еще не мало времени, прежде чем его заменят на новое, ибо, хотя новый закон и принят, к пересмотру нормативов делопроизводства по обращениям, похоже, еще и не приступали.
В Типовом положении записано: «Делопроизводство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях ведется отдельно от других видов делопроизводства и возлагается на специально назначенных для этого должностных лиц. Личную ответственность за состояние делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях несут их руководители. Они систематически проверяют порядок ведения делопроизводства в соответствующих государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях и принимают меры к совершенствованию этой работы».
Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях выступало в качестве основного нормативного документа в организации документационного обеспечения работы с обращениями граждан. В настоящее время для организации работы с обращениями граждан используются также разные методические материалы, в частности, разработанное в Историко-архивном институте РГГУ учебно-методическое пособие, в котором подробно и в доступной форме рассматриваются законодательно-нормативное регулирование работы с обращениями граждан и технология ее осуществления.
Согласно данному пособию, сложившаяся технология работы с письменными обращениями граждан включает в себя:
- прием и первичную обработку обращений граждан;
- регистрацию обращения в день его поступления (занесение в базу данных), составление РКК — регистрационно-контрольной карточки (с аннотацией содержания обращения), проверку на повторность обращения;
- проставление штампа организации и регистрационного индекса обращения;
- направление обращений на рассмотрение руководству для получения резолюции;
- уведомление заявителя (ответ) о рассмотрении обращения (или о направлении обращения в другие организации);
- исполнение обращения (при необходимости запрашивание дополнительных сведений по обращению), либо передача обращения в другое подразделение;
- контроль за исполнением обращения в установленные сроки;
- вынесение решения по обращению;
- подготовку ответа заявителю о вынесенных решениях;
- решение о снятии обращения с контроля с записью в РКК (после проверки исполнения);
- информационно-справочную работу по обращениям (по картотекам);
- анализ поступивших обращений (подготовку аналитических справок);
- учет обращений (работу с базой данных);
- группировку обращений в дела, формирование дел в установленном порядке;
- передачу дел на хранение в ведомственный архив организации.
С нашей точки зрения, вступивший в силу 2 ноября 2006 г. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержит нормы, ухудшающие положение граждан в сфере рассматриваемых правоотношений по сравнению с ранее действовавшими нормами, содержащимися в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. от 4 марта 1980 г.).
Во-первых, существенно сужена сфера применения данного Закона. Если раньше под обращением понимались предложение, заявление, жалоба, направляемые в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностным лицам, то теперь под ним понимается предложение, заявление, жалоба, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу [39, стр. 138]. При этом Закон определяет должностное лицо как лицо постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления, что не соответствует определению должностного лица в других законодательных актах (например, см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, где к должностным лицам отнесены также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации).
Следовательно, данный Закон не регулирует порядок рассмотрения обращений граждан, направленных, скажем, руководителям предприятий, учреждений, общественных организаций, то есть не является универсальным.
Во-вторых, при сравнении самого порядка рассмотрения обращений становится очевидно, что сроки рассмотрения изменились не в пользу заявителя. В настоящий момент письменное обращение рассматривается 30 дней с момента регистрации. В то время как ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность безотлагательного, но не позднее 15 дней, разрешения вопроса по существу, если обращение не требовало дополнительной проверки [36, стр. 15].
В-третьих, ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года, регулирующая порядок организации личного приема граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, обязывает чиновников лишь доводить до сведения граждан информацию о месте и времени приема. В то время как пункт 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. от 4 марта 1980 г.) устанавливал, что прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях — в вечерние часы, по месту работы и жительства.
Таким образом, анализ действующего законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан, позволяет сделать вывод о том, что принятый 2 мая 2006 г. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает правовые гарантии реализации конституционного права граждан на обращение.
Однако данный правовой акт несовершенен, так как не обеспечивает такого организационно-правового механизма рассмотрения обращений, который максимально способствовал бы защите интересов граждан, восстановлению их нарушенных прав и удовлетворению законных требований [31, стр. 113].
Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 года № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» направлен на обеспечение государственных гарантий защиты права граждан Российской Федерации на обращение, его соблюдение государственными органами Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, должностными лицами и устанавливает гарантии граждан на обращения, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [23, ст. 1].
1.4 Зарубежный опыт организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления
Материалы, которые касаются обращений граждан в различных странах, позволяют сказать, что проблемы в данной сфере решаются совсем иным путём.
На Западе сложилась такая практика, согласно которой работа с обращениями граждан является всего лишь одной из административных процедур, институт которых, очень хорошо развит. На высоком уровне находится и институт адвокатуры, который, в случае необходимости всегда «спешит на помощь» гражданам, которые не удовлетворены деятельностью государственного органа или должностного лица. Можно сказать, что работа с обращениями граждан в нашем понимании, например в США, имеет место лишь в том случае, когда в рассмотрении дела участвуют, как минимум три стороны: гражданин, который обратился с заявлением, представитель государственного органа и адвокат, защищающий интересы гражданина. Просто так «ради отписки» ни одно должностное лицо не станет давать на обращение гражданина никаких ответов.
Законодательство многих иностранных государств давно впитало в себя институт административных процедур. Многие государства имеют свои традиции, которые регламентируют административные процедуры. Во многих странах в виде законов закреплены строгие формализованные правила совершения управленческих действий должностными лицами, государственными органами и учреждениями. Так, в Швейцарии — 1968 г., в США — 1946 г., в Австрии соответствующие законы были приняты в 1928 г., в Польше — 1930 и 1960 гг., в Чехословакии — 1930 и 1955 гг., в Венгрии — 1956 г., в Югославии — 1956 г., в Германии — 1953 и 1976 гг. [47, стр.158].
В Швейцарии на уровне федерации и кантонов есть законы об административных процедурах преимущественно с судебными элементами.
В США с 1996 г. действуют правила административной процедуры, в которых регулируются статус, полномочия, документы, решения, действия административных агентств по рассмотрению обращений. Эти элементы отражаются в специальных законах и регламентах, которые применяются и судами.