Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания. 2014 г

«Работа прокуратуры – это авторитет государственной власти, обязанной обеспечивать безопасные условия жизни каждому гражданину России» – В.В.Путин. Прокуратура является важнейшим конституционным правоохранительным институтом в Российской Федерации. Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ФЗ «О прокуратуре РФ» от автора) предусмотрел, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Актуальность этого направления надзорной деятельности прокуратуры определяется необходимостью и особой значимостью обеспечения законных интересов и прав участников уголовно-процессуальной деятельности и режима законности в процессе расследования преступлений, значительным объемом работы прокуратуры в этом направлении. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает в деятельности прокуратуры ведущее место, является важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

В связи с последними изменениями УПК РФ изменилось и процессуальное положение прокурора – его полномочия. Поэтому выбранная тематика в настоящее время привлекает все больше и больше внимания и требует глубокого рассмотрения, для того, чтобы уяснить каково же «новое платье прокуратуры».

Актуальность работы необходимо влечет за собой определение цели исследования.

Целью исследования является выявление особенностей прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

Перед началом исследования данной тематики, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. исследовать сущность и значение прокурорского надзора на стадии предварительного расследования;
  2. раскрыть сущность и содержание дознания как формы предварительного расследования;
  3. проанализировать уголовно-процессуальный и организационный аспекты прокурорского надзора за нарушениями законности при производстве дознания;

Объектом исследования является надзор прокурора за органами дознания в Российской Федерации.

8 стр., 3610 слов

Система органов прокуратуры и направления прокурорского надзора

... в сохранении и укреплении единой законности, охране права и прав субъектов правоотношений от нарушений. 1. Система и организация прокуратуры РФ 1 Система прокуратуры РФ Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура ...

При написании дипломной работы были использованы следующие общеюридические методы: сравнительно сопоставительный; формально логический; анализ. Также в работе использованы специальные юридические методы: сравнительно правовой, формально юридический. С их помощью нам наиболее полно удастся раскрыть и проанализировать выбранную тему.

Несмотря на то, что данная тематика достаточно исследована в юридических трудах многих авторов, на наша взгляд наиболее четко она рассмотрена в литературе, следующих авторов: А.М. Дворянского, А.А Елисеева, В.С. Зеленецкого, О.А. Кожевникова, П.Р. Короткова, В.Л. Солина, В.П. Щепакина. С помощью трудов вышеуказанных авторов, нам наиболее полно удалось раскрыть сущность и значение прокурорского надзора на стадии предварительного расследования, рассмотреть полномочия прокурора, его средства реагирования на нарушения закона органами дознания и предварительного следствия, выявить проблемные вопросы прокурорского надзора на данной стадии.

Раскрывая исследуемый материал, мы опирались на ряд действующих нормативных актов Российской Федерации: Конституция РФ, УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», Приказ Генерального прокурора РФ от 06 сентября2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», Указание Генерального прокурора РФ от 26 сентября 2007г. №155 «О порядке исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следственных органов», Указание Генерального прокурора РФ от 26 сентября2007 г. №156 «О порядке исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и др. Указанные нормативные акты оказали юридическую поддержку и обоснованность данной работе.

Цит. по: Вершинин А.Д. Прокуратура на современном этапе. – Самара: изд-во Самарский ин-т, 2006. – С. 342.

Справочно-правовая электронная система «Гарант».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянно происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа по укреплению законности и правопорядка в стране. Как уже было выяснено, прокурорский надзор за предварительным расследованием занимает ведущее место среди иных направлений прокурорского надзора, т.к. именно на данной стадии наиболее остро затрагиваются гарантированные Конституцией РФ права и интересы человека.

На основе этого на прокурора возлагается обязанность следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, предупреждению нарушений законов. Касаясь конкретно предмета прокурорского надзора на данной стадии, куда отнесены надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, порядка предварительного расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, можно отметить, что роль прокурора достаточна велика.

20 стр., 9798 слов

Прокурор в уголовном процессе

... обеспечению законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве. Предметом исследования являются - полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. 1. Принципы организации и ...

Прокурор, осуществляя надзор, за органами дознания и предварительного следствия выступает гарантом обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, преследует цель – неотвратимость ответственности за совершенное преступление, защита лиц, общества и государства от преступных посягательств.

Помимо предмета данная отрасль прокурорского надзора отличается и своеобразностью объекта. Как мы выяснили, поднадзорными объектами являются все те органы, к компетенции которых отнесено проведение предварительного следствия и дознания, и которые для этого наделены специальными полномочиями. Для реализации стоящих перед прокурором целей он наделен рядом полномочий предусмотренных уголовно процессуальным законодательством. Хотя в связи с последними изменениями, внесенными в УПК РФ, прокурор и потерял былую власть, но все равно в его руках сосредоточен мощный властно распорядительный круг полномочий подкрепленных имеющимися у него актами прокурорского реагирования, которые не могут быть проигнорированы органами дознания и предварительного следствия.

Особое значение для эффективности прокурорского надзора имеет его организация, для того, чтобы ни одно нарушение не было оставлено без внимания. Как и в любой другой отрасли прокурорского надзора, организация прокурорского надзора за предварительным расследованием имеет поэтапную структуру, каждый элемент которой не должен быть обделен вниманием. Т.е. прокурор, осуществляя возложенные на него функции, должен проконтролировать действия органов предварительного следствия и дознания, а также принимаемые ими решения на всех этапах движения уголовного дела, и в случае обнаружения нарушений немедленно отреагировать.

Этот вывод основан на Приказах Генерального прокурора от 06.09.2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» и №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», где Генеральный прокурор требует от нижестоящих прокуроров обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности. Они должны, безусловно, реагировать на выявленные нарушения закона на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

Но, к сожалению, прокурорский надзор далеко не всегда обеспечивает своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности. Иногда допускается применение незаконных методов расследования, некоторые прокуратуры районного звена не выполняют свои профессиональные обязанности по своевременной отмене незаконных постановлений следователей и дознавателей, не проявляют настойчивости и принципиальности в привлечении руководителей следственных органов и органов дознания к ответственности за ненадлежащий контроль деятельности подчиненных им следователей и дознавателей.

11 стр., 5088 слов

Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений

... прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и ... для сбора доказательств и изобличения виновных. Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК РФ, Закон ...

В некоторых прокуратурах отсутствует четкая система надзора, вдумчивый анализ состояния законности при расследовании уголовных дел. Все эти недостатки, скорее всего, связаны с огромным объемом работы возлагаемой на органы прокуратуры и наличием плохо подготовленных кадров. Но, все же, делая вывод, хотелось бы сказать, что какие бы минусы не проявлялись в работе прокуратуры, прокурорский надзор является гарантией соблюдения законов, наказания лиц, совершивших преступления, предупреждения совершения новых преступлений.

Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): от 25 декабря 1993 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

  1. Уголовный кодекс РФ: от 13 июня 1996 г. № 63 ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 1 января2004 г., 1 мая2005 г.) // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  2. Уголовно процессуальный кодекс: от 18 декабря 2001 г. № 177 ФЗ УПК РФ) (с изм. и доп. 8 сентября2007 г.) // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202 1 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  4. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствии: Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 136 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  5. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: Приказ Генерального прокурора от 06.09.2007 № 137 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  6. О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ: Инструкция Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 07.09.2007 г.

    № 14 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

  7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: Приказ Генерального прокурора от 10.09.2007 г. № 140 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  8. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях: Приказ Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 г. № 80/725 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  9. О порядке исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следственных органов: Указание Генерального прокурора РФ от 26.09.2007 №155 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  10. Об организации исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: Указание Генерального Прокурора РФ от 26.09.2007 № 156 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
    3 стр., 1318 слов

    Исполнение уголовного наказания в виде исправительных работ

    ... -45. 40. Степашин В. М. Специальные правила назначения наказания и мер уголовно-правового характера. - М.: Юрлитинформ, 2012. – 520 с. 41. Тонков В. Е. Некоторые вопросы назначения и отбывания наказания в виде исправительных работ // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, ...

  11. О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений приема граждан в органах прокуратуры: Приказ Генерального прокурора РФ от 29.12.2007 № 300 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
  12. Арсеньев В.Д. О едином порядке производства по уголовным делам и пределах его дифференциации // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 10. Иркутск, 1970. С. 63-71
  13. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. – М.: Феникс, 2007. – С. 393.
  14. Вершинин А.Д. Прокуратура на современном этапе. – Самара: изд-во Самарский ин-т, 2006. – С. 342.
  15. Гаврилов Б. Новеллы уголовного процесса на фоне криминальной статистики // Российская юстиция. 2003. N 10. С. 9.
  16. Гирько С.И. Уголовно-процессуальные функции милиции (теоретические, правовые и прикладные проблемы).

    Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. М., 2004. С. 41-48

  17. Голубев Л.Д. Прокурорский надзор за предварительным следствием // Закон. – 2008. – № 5. – С. 92.
  18. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. — Система ГАРАНТ, 2010 г.
  19. Дворянский А. М. и др. Надзор районного (городского) прокурора за соблюдением законности при расследовании преступлений. – СПб.: Закон, 2005. – С. 126.
  20. Жохов А.К. Прокурорский надзор в современной России // Российская юстиция. – 2006. – № 9. – С. 111.
  21. Иванов В.А. Дознание в советском уголовном процессе. Л., 1966. С. 8
  22. Игнатьев А.Г. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела. – М.: «Экзамен», 2007. – С. 54.
  23. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования. – Екатеринбург: Закон, 2006. – С. 145.
  24. Коротков П.Р. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела. – М.: Наука, 2005. – С. 215.
  25. Крапивин Ю.П. Проблемы реализации функций российской прокуратуры // Власть-общество-государство: Сб. науч. трудов. М., 2004. С. 265-266.
  26. Кругликов А.П. Правовое положение органов и лиц, производящих дознание, в советском уголовном процессе. Волгоград, 1986. С. 4-7.
  27. Крюков В.Ф. Уголовное преследование как одно из проявлений уголовно-процессуальной функции обвинения // Российская юстиция. 2007. N 4.
  28. Крюков В.Ф. Уголовное преследование как одно из проявлений уголовно-процессуальной функции обвинения // Российская юстиция. 2007. N 4.
  29. Лазарев В.А. Новое платье прокуратуры //Вестник Омского университета. – 2008. – №1. – С. 71.
  30. Лазарева ВА. Новое платье прокуратуры // Вестник Омского университета. – 2008. – №1. – С. 68.
  31. Лазарева ВА. Новое платье прокуратуры // Вестник Омского университета. – 2008. – №1. – С. 72.
  32. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. — «Юстицинформ», 2012 г.
  33. Митюкова М.А. Проблемы правового регулирования производства дознания по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // Проблемы уголовного процесса в свете нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Сборник статей / Под ред. Ю.К. Якимовича. Томск, 2002. С. 101.
  34. Москалькова Т.Н. Органы дознания // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2002. С.
  35. Мотовиловкер О.Я. Основные уголовно-процессуальные функции. Ярославль, 1976. С. 5-26.
  36. Николаев В.Б. Проблемы предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. – М.: Экзамен, 2007. – С. 144.
  37. Проблемы совершенствования процедуры дознания в российском уголовном процессе (Н.С. Манова, «Законодательство», N 9, сентябрь 2009 г.)
  38. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. — Система ГАРАНТ, 2010 г.
  39. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 6-е изд., перераб. // СПС «Гарант». 2009.
  40. Савельев Д.Е. Процессуальная самостоятельность следователя // Государство и право. – 2008. – № 4. – С. 64.
  41. Седова Г.И., Степанов В.В. Дознание: функции и организация деятельности. М., 2003. С. 13.
  42. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 24. Ст. 2830.
  43. Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. М., 1951. С. 56.
  44. http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/slovar/d/1798.php
  45. Справочно-правовая электронная система «Гарант».
  46. Справочно-правовая электронная система «Гарант».
  47. Справочно-правовая электронная система «Гарант».
  48. Стремовский В.А. Участники предварительного следствия. Ростов, 1966. С. 68.
  49. Сучков А.В. Отличительные черты дознания как формы предварительного расследования по новому УПК РФ // Проблемы развития уголовно-процессуального законодательства на современном этапе: Сборник научных статей. Самара, 2002. С. 133.
  50. Цапаева Т.Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии. – Самара: Изд-во Самарский университет, 2004. – С. 37.
  51. Чуев В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный).
    11 стр., 5173 слов

    Особенности прохождения правоохранительной службы в Российской Федерации

    ... служащими государственной службы Российской Федерации, прокурорские работники не ... служба в других правоохранительных органах, военная служба, ... Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты. Беркович Е: Ф. Прокурорский надзор ...

    — «Деловой двор», 2011 г.

  52. Якимович Ю.К. Дифференциация уголовного судопроизводства по новому УПК России // Проблемы уголовного процесса в свете нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. С. 15
  53. Якимович Ю.К. Избранные статьи. – Томск: Изд-во Том. ун-т , 2006. – С. 104.