Тюрьмы и следственные изоляторы в уголовно-исполнительной системе РФ

Среди юристов, да и не только среди них, нередко бытует понимание различных правовых категорий в так называемом «широком» и «узком» смыслах слова. Как следует из общеизвестных международных актов об обращении с заключенными, тюрьма в «широком» смысле слова — любое пенитенциарное учреждение, обеспечивающее изоляцию заключенных от общества независимо от степени их изоляции и способа содержания внутри учреждения. Тюрьма в «узком» смысле слова — это заведение, где заключенные, помимо прочего, должны постоянно или временно находиться в запираемых помещениях (камерах, комнатах).

В российском законодательстве и уголовно-исполнительной практике «тюремные начала», как правило, расцениваются как меры ужесточения условий отбывания наказания, связанные с отрицательным поведением и опасностью личности осужденного. Данное обстоятельство пока не позволяет безоговорочно использовать в России зарубежный опыт организации отбывания лишения свободы в тюрьме и в какой-то степени препятствует нахождению общего языка между сотрудниками российских исправительных учреждений и западными экспертами.

В то же время общее расширение «тюремных начал» в отечественной уголовно-исполнительной системе требует существенной переоценки средств, способов и критериев управления «гибридными» учреждениями, а также роли в них низового звена управления — начальника отряда. Если в условиях существующего способа управления исправительными учреждениями начальник отряда в наибольшей степени — это командир подразделения, выполняющий прежде всего функции управления, то в тюремной системе такой подход себя объективно изживает (никому же, в самом деле, не придет в голову выводить осужденных из тюремных камер и вести их строем в столовую или баню).

Однако возрастает роль начальника как социального работника, способствующего решению конкретных проблем, возникающих у осужденных при отбывании наказания и, что, наверное, самое главное — в перспективе, после освобождения из тюрьмы.

Как отмечено выше, «лагерный» тип российских исправительных учреждений неизбежно требует военизированного, точнее, «парамилитарного» способа управления, причем независимо от ведомства (министерства юстиции либо внутренних дел), к которому принадлежит уголовно-исполнительная система. Вместе с тем во всем нужна мера. Так, автору этих строк порой приходилось высказываться против использования в исправительных учреждениях такого «средства исправления» осужденных, как строевая подготовка, хотя бы потому, что средства военного воспитания в исправительных колониях в отличие от дисциплинарных воинских частей законом не предусмотрены.

37 стр., 18135 слов

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

... совершенствования условий отбывания наказания в исправительныx учреждениях. Объектом исследования данной работы являются правоотношения складывающиеся между осужденным к лишению свободы администрацией исправительного учреждения ... реализации условий отбывания наказания в российских исправитель н ы x учреждениях. Предметом исследования являются нормы международного права в сфере исполнения наказания ...

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Кроме этого, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в осужденных военнослужащих">отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

К основным задачам следственного изолятора уголовно-исполнительной системы относятся:

  • создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда;
  • принятие мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
  • обеспечить правопорядок и законность, безопасность подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора;
  • обеспечение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
  • организация функционирования следственного изолятора, развитие и укрепление его материально- технической базы и социальной сферы.

Резюмируя сказанное, нельзя не признать, что развитие «тюремных начал» в российской уголовно-исполнительной системе — процесс хотя и объективный (вполне соответствующий марксистскому пониманию соотношения «базиса» и «надстройки»), но очень сложный и противоречивый. Он сопряжен не только с преодолением трудностей материального и организационного порядка, потребуется формирование совершенно иного правового и профессионального сознания сотрудников УИС. Путь этот труден, но иного пути нет.

2. Порядок подготовки и направления в суд характеристики на осуждённого к лишению свободы, для решения вопроса об его условно-досрочном

освобождении

Основанием для подготовки и направления в суд характеристики на осужденного для решения вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания является обращение осужденного или его адвоката (законного представителя) в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении, в соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. При этом обязательным условием является фактическое отбытие осужденным части срока наказания, установленной статьями 79, 93 УК РФ.

В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.

3 стр., 1268 слов

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

... условно-досрочного освобождения, отсрочки от отбывания наказания ... условно-досрочном освобождении, осужденные, ... освобождения от наказания; изучить освобождение от отбывания наказания в связи с условнодосрочным освобождением и с изменением обстановки; охарактеризовать освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью, отсрочкой и с истечением сроков давности. Методологическую основу работы ...

На осужденного, подавшего ходатайство об условно-досрочном освобождении, начальник отряда (старший воспитатель) оформляет характеристику, в которой должны содержаться подробные сведения о личности осужденного, его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения. В случае непосредственного обращения в суд адвоката (законного представителя) осужденного с ходатайством об условно-досрочном освобождении характеристика на осужденного оформляется по запросу суда.

В характеристике при положительном мнении делается вывод о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, обосновывая его в соответствии с требованиями законодательства, а при отрицательном мнении, что осужденный для своего исправления нуждается в дальнейшем отбывании наказания, также обосновывая этот вывод.

Характеристика подписывается начальником отряда (старшим воспитателем), согласовывается с заместителем начальника исправительного учреждения по воспитательной работе, начальниками отделов оперативного, безопасности (в ВК — режима), психологом, социальным работником и утверждается начальником исправительного учреждения.

Ходатайство осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания администрация учреждения не позднее чем через 10 дней после его подачи вместе с характеристикой направляет в суд. Личное дело осужденного направляется по запросу суда.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденного к пожизненному лишению свободы повторное обращение с ходатайством может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня вынесения постановления суда об отказе.

Отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Условно-досрочно освобожденные, если они были направлены в исправительные учреждения в случаях, предусмотренных законом (ч. 7 ст. 79 УК РФ), могут вновь обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не ранее, чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения.

3. Исполняются ли обязательные работы в выходные дни?

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/osujdennyie-v-sizo/

3 стр., 1321 слов

ТЕМА 8. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ...

... наград. 44.Общая характеристика оснований освобождения из мест лишения свободы. 45.Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения осужденных. 46.Порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. 47.Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания. 48.Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в трудовом и бытовом ...