Понятие и система принципов деятельности правоохранительных органов

Контрольная работа

Понятие и система принципов деятельности правоохранительных органов

Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем нами признавалось в прошлые годы. Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем выше возможность для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше возможности у государства для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

  • начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод — сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
  • правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях — и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
  • реализация правоохранительной деятельности возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими — по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства.

    Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

  • решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах;
  • законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

— все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

27 стр., 13481 слов

Пути совершенствования административной деятельности органов ...

... направлением деятельности органов внутренних дел является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Оценка правоохранительной деятельности ОВД – это оценка обеспечения этой Аннаев Б.А. Международное сотрудничество в области защиты прав человека//Юридические науки.-2016. №2 (6). – С.39. Соболь. О.М.Права и свободы человека и гражданина в обеспечении деятельности органов внутренних ...

С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка .

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить:

  • конституционный контроль;
  • правосудие;
  • организационное обеспечение деятельности судов;
  • прокурорский надзор;
  • выявление и расследование преступлений;
  • оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов:

устранение нарушений предписаний Конституции РФ;

  • справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел;
  • создание условий для нормальной деятельности судов;
  • выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;
  • раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;
  • предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности.

Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

9 стр., 4401 слов

Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов ...

... только органов прокуратуры. Это задача всей системы правоохранительных органов, а конкретность и систематичность действий прокуратуры включают в обязательном порядке координацию деятельности. А. Х. Теоретические 2 См.: Законность. 2008. № 4. правоохранительных органов по борьбе с преступностью и ...

Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Среди них важное место занимают первые две — конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.

Правосудие — такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т. д. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.

Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем это участие заключается. В годы строительства социализма в нашей стране правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Поэтому единственно верным выходом оказалась деполитизация правоохранительных органов — они должны служить государству, которое провозглашено всенародно утвержденной Конституцией Российской Федерации, и, следовательно, руководствоваться в своей деятельности его правовой политикой как частью социальной политики.

12 стр., 5699 слов

Органы юстиции Российской Федерации

... юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, ... государственной политики в какой-либо области, такая систематизация необходима для внесения изменений в существующие законы. Ведь упущения приведут ...

Исходя из сказанного, следует, что правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:

  • принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;
  • совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;
  • установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;
  • взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;
  • определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;
  • возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
  • развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Прямого закрепления в законодательстве какого-либо перечня общих принципов правоохранительной деятельности не существует. Их совокупность выводится на основе научного обобщения и анализа законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие общие принципы правоохранительной деятельности:

1.Осуществление правоохранительной деятельности исключительно в порядке и в пределах, установленных законом.

2.Законность, объективность и справедливость в осуществлении правоохранительной деятельности.

3.Осуществление правоохранительной деятельности на основе равенства всех перед законом и судом.

4.Соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в процессе осуществления правоохранительной деятельности.

5.Осуществление правоохранительной деятельности с участием заинтересованных лиц — физических и юридических (формы и порядок их участия определяются соответствующим отраслевым законодательством).

6.Верховенство судебной власти в осуществлении правоохранительной деятельности; осуществление правосудия как высшей формы правоохранительной деятельности только судом.

4 стр., 1595 слов

Законность — принцип деятельности правоохранительных органов

... в процессе обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов. Предмет исследования - механизм обеспечения законности в работе правоохранительных органов, как одно из основных направлений их деятельности. ... дисциплины и подчеркивал ее огромное значение в борьбе против бюрократизма, волокиты, взяточничества, злоупотреблений служебным ... и значение законности в Российском государстве так: « ...

7.Самостоятельность и независимость судей и подчинение их только закону.

8.Гласное осуществление правосудия, сочетание гласных и негласных методов при осуществлении иных форм правоохранительной деятельности.

9.Обязательность вступивших в законную силу решений судов для граждан, организаций, должностных лиц и органов государства.

10.Презумпция невиновности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении правонарушения, до установления виновности в законном порядке; лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении правонарушения, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения толкуются в пользу подозреваемого или обвиняемого лица.

11.Свобода обжалования действий и решений органов, организаций и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, в том числе — обжалования в суд.

Система общих принципов правоохранительной деятельности предполагает установление и реализацию отраслевых, специфичных принципов в тех или иных сферах правоохранительной деятельности, что и осуществлено в действующем законодательстве.

Общие правовые условия правоохранительной деятельности представляют собой прямо закрепленные в законе или вытекающие из него положения, которые определяют благоприятные предпосылки правоохранительной деятельности. К ним относятся следующие:

1.Формирование правоохранительных органов на правовой основе.

2.Специализация государственных органов в осуществлении различных видов правоохранительной деятельности.

3.Правовая урегулированность правоохранительной деятельности.

4.Подконтрольность всех видов правоохранительной деятельности.

5.Взаимодействие и координация деятельности правоохранительных органов и организаций между собой, а также с контрольными и иными органами государства и негосударственными организациями.

6.Возможность привлечения граждан для содействия в осуществлении правоохранительной деятельности.

7.Юридическая ответственность правоохранительных органов и организаций, их должностных лиц за вред, причиненный неправомерными действиями.

8.Повышенная правовая защищенность должностных лиц правоохранительных органов.

Зaдaчa № l:

Cyдьeй paйoннoгo cyдa г. Kypcкa былo oткaзaнo aдвoкaтy Пeтpoвy пpeдcтaвлять интepecы гp Ивaнoвa нa ocнoвaнии тoгo, чтo cвeдeния oб aдвoкaтe внeceны в Дaльнeвocтoчный peгиoнaльный peecтp aдвoкaтoв, a иcтeц по гpaждaнcкoмy дeлy пpoживaeт нa тeppитopии г. Kypcкa и дeлo paccмaтpивaeтcя в paйoннoм cyдe тoгo жe гopoдa.

Пpaвoмepны ли дeйcтвия cyдьи? Не правомерны. В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат независимо от того, в какой региональный реестр внесены сведения о нем, вправе заключить соглашение с доверителем независимо от места жительства или места нахождения последнего.

Зaдaчa № 2.

Гpaждaнин Cмиpнoв, пpи пocтyплeнии нa cлyжбy в opгaны по кoнтpoлю зa oбopoтoм нapкoтичecкиx cpeдcтв и пcиxoтpoпныx вeщecтв, oткaзaлcя oт пpoxoждeния дaктилocкoпичecкoй peгиcтpaции. В cвязи c чeм eмy былo oткaзaнo в пpиeмe нa paбoтy.

3 стр., 1302 слов

ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...

... налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров / Гончаренко Л. И. - М.: Инфра- М, 2009. 17. Горина Г.А. Плюсы и минусы патентной системы налогообложения // Налоги и налогообложение. - ... 9. Акимов А.А., Керимова А.Д., Ларионова В.А. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: практика применения и налоговые перспективы // ...

Пpoaнaлизиpyйтe cитyaцию.

В соответствии со ст. 9 Фeдepaльнoгo зaкoнa N 128-ФЗ «O гocyдapcтвeннoй дaктилocкoпичecкoй peгиcтpaции в Poccийcкoй Фeдepaции» oт 25 июля 1998 года (Coбpaниe зaкoнoдaтeльcтвa PФ, 03.08.1998, N 31, cт. 3806) обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат сотрудники правоохранительных органов (приводится перечень этих органов).

Федеральный закон от 7 ноября 2000 №135-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» дополнил Федеральный закон от 31 июля 1995 года N119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N31, ст. 2990) статьей 121 следующего содержания: «Государственные служащие органов исполнительной власти, занимающие государственные должности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

В Пoлoжeнии о пpaвooxpaнитeльнoй cлyжбe в opгaнax по кoнтpoлю зa oбopoтoм нapкoтичecкиx cpeдcтв и пcиxoтpoпныx вeщecтв, yтвepждeнныx Укaзoм Пpeзидeнтa PФ oт 5 июня 2003 г. N 613 (Coбpaниe зaкoнoдaтeльcтвa PФ», 09.06.2003, N 23, cт.2197) установлено, что правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации замещающих должности правоохранительной службы в Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России) и его территориальных органах.

Кроме того, в ч. 7 п. 18. Положения прямо указано, что гражданин не может проходить службу в органах госнаркоконтроля в случае отказа от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации.

Литepaтуpa:

Koнcтитyция Poccийcкoй Фeдepaции. М: Юридическая литература, 1993 — 64с.

2. Угoлoвнo-пpoцeccyaльный кoдeкc PФ oт 18.12.2001 N 174-ФЗ (в peд. Фeдepaльныx зaкoнoв) / «Coбpaниe зaкoнoдaтeльcтвa PФ», 24.12.2001, N 52 (1 ч.), cт. 4921.

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Российская газета от7. 06. 03

4. Укaз Пpeзидeнтa PФ oт 5 июня 2003 г. N 613 «Пoлoжeние о пpaвooxpaнитeльнoй cлyжбe в opгaнax по кoнтpoлю зa oбopoтoм нapкoтичecкиx cpeдcтв и пcиxoтpoпныx вeщecтв» // Coбpaниe зaкoнoдaтeльcтвa PФ», 09.06.2003, N 23, cт.2197)

5. Пpaвooxpaнитeльныe opгaны Poccийcкoй Фeдepaции. Учeбник / Пoд peдaкциeй B.П. Бoжьeвa — M.: Издaтeльcтвo «Cпapк», 1996 г.

6. Пpaвooxpaнитeльныe opгaны Poccийcкoй Фeдepaции. Учeбнoe пocoбиe./ Пoд peд. B.K. Бoбpoвa.- M.: MЮИ MBД PФ. Издaтeльcтвo «Щит-M», 1999 г.

7. Cyд и пpaвooxpaнитeльныe opгaны: Xpecтoмaтия. / Cocт. Ю.K.Opлoв, Г. В. Kpyчининa.- M. Издaтeльcтвo «Юpиcть». 2000 г.

Сущность, понятие и значение правоохраны. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные направления, задачи и цели. Понятие правоохранительных органов, их система. Понятие и виды государственных правоохранительных органов, их характеристика.

20 стр., 9764 слов

Порядок отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних ...

... Российской Федерации ограничений для государственных служащих; сведения, полученные из органов государственной налоговой службы по месту жительства кандидата о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности; другие, полученные в ... кандидатов для поступления на службу в органы внутренних дел Изучение кандидатов для поступления на службу в органы внутренних дел осуществляется в два ...

курсовая работа