Деятельность современного экономиста и бухгалтера базируется на нормативных документах. Финансовому специалисту очень важно
Выходом из этого серьезного положения является применение эффективных информационных технологий. Ведь компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации, в том числе о законах и других нормативно–правовых актах.
Современные справочно-правовые системы (СПС) обеспечивают быстрый доступ к нормативно–справочной информации и представляют возможность оперативной работы с ней. Именно поэтому СПС являются составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских и экономических подразделений организаций.
Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.
Компьютерные технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших объемов информации, быстрый поиск нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния. [14, с. 11]
Цель работы – изучение справочно-правовых систем России.
Задачи:
Изучить:
1. Место и роль справочно-правовых систем в решении проблем
2. Основные СПС России. Состав и содержание справочного фонда;
3. Универсальные энциклопедии, словари, справочники;
4. Методика поиска фактографической информации в СПС.
1. Место и роль справочно-правовых систем в решении проблем распространения правовой информации
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) (СПС) — это особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений
Справочно-правовые системы
... Был сделан серьезный шаг в построении системы доступа к правовой информации на всей территории России. В процессе разработки новой справочной правовой системы Консультант Плюс были успешно решены сложнейшие ... Сервис", которая в настоящее время распространяет систему "Гарант". В 1992 г. НПО "ВМИ" выпустило в свет правовую систему нового поколения - СПС КонсультантПлюс. Эта разработка учитывала опыт ...
Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др. Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.
Одним из основных назначений справочно-правовых систем является формирование информационной основы для принятия управленческих решений, обеспечения хозяйствующих субъектов достоверной и полной нормативной и иной информацией. На сегодняшний день в России и СНГ существует множество справочно-правовых систем. Выделяют коммерческие и государственные системы
Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные
профессиональные юридические системы;
- системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства;
информационно-
- отраслевые справочные системы;
- электронные правовые справочники.
Достаточно часто при комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, используется комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся [6]:
Роль правовой информации в жизни личности, общества, государства
... оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений ...
1) объем информационного банка;
2) формирования пользовательской базы;
3) скорость поиска документов по базе;
4) актуальность информации и
5) степень аутентичности
6) юридическая обработка
7) возможность удаленного
Технологии передачи информации [6].
Доступ пользователя к информации, хранящейся в СПС, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки: работа с удаленной базой; работа с локальной базой. При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство СПС имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным. Также при таком подходе упрощается процесс предоставления пользователю бесплатной демонстрационной версии системы, которая имеет ограниченный набор функций и документов, но может дать представление о системе. Очевидным недостатком СПС, расположенной на сервере разработчика, является невозможность работы с ней при отсутствии связи с сервером, что может быть вызвано как перебоями в работе сервера, например из-за большого числа одновременных обращений, так и неполадками в линиях связи. Еще одним минусом СПС с удаленным доступом является то, что не все сервисные функции системы в настоящий момент могут быть представлены в такой версии системы.
При работе с локальной версией этих проблем не существует, но возникает необходимость постоянной поддержки информационной базы в актуальном состоянии. Обновление информации локальной базы может происходить как с
Обновление информации. Чтобы информация в СПС всегда была актуальна, она должна своевременно обновляться. Как правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мере поступления новых документов. А чтобы так же ежедневно обновлялись системы, установленные у клиента, он должен располагать соответствующими техническими возможностями (доступом к телекоммуникационным каналам связи).
Таким способом обычно обновляют СПС крупные компании, в которых есть IT-службы, а также те фирмы, которые постоянно нуждаются в
В стоимость обновления включена оплата еженедельного выезда сервисного специалиста. Если же система обновляется через
Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности ...
... и места информации в обществе. Исследование правовых основ регулирования деятельности средств массовой информации представляется целесообразным начать с рассмотрения истории правового регулирования функционирования средств массовой информации в России. Изучение нормативных правовых актов о деятельности печати ...
2. Основные СПС России. Состав и содержание справочного фонда
В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ).
Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.
Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс». [26, с. 42]
Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации — это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:
- «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);
- «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);
- «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);
- «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).
К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы:
- «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
- «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).
Кроме того, на российском рынке представлены
- «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);
- «Юридический Мир» (издательство «дело и право»);
- «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);
- «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);
- «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-
Нормативно-правовые основы системы местного самоуправления России
... органов государственной власти. В России правовую основу местного самоуправления составляют нормативно- правовые акты, которые с учетом различных уровней правового регулирования можно разделить на четыре основные группы: Международные; Федеральные; Региональные; Местные. В данной работе детально ...