Почерковедческая экспертиза, её возможности в раскрытии и расследовании преступлений

§ 2. Проведение автороведческой экспертизы

Предметом изучения, осуществляемого в рамках автороведческой экспертизы, являются особенности письменной речи, а задачей исследования — установление авторства определенного текста или отдель-ных признаков автора, проявляющихся в письменной речи обра-зовательно-культурного уровня, профессии, половозрастной при-надлежности, происхождения из определенной местности, для ко¬торой характерны специфические особенности языка и манеры изложения мыслей.

Объектами исследования при проведении такой экспертизы служат всевозможные тексты, исполненные любым способом — ру¬кописные, машинописные, типографские и др. Иногда признаки письменной речи используются наряду с признаками почерка в процессе установления исполнителя какого-либо текстового руко¬писного материала. В таком случае имеет место комплексное почерковедческо-автороведческое исследование. Однако в целом ряде случаев изучение особенностей письменной речи направлено на решение самостоятельной задачи, ограничиваемой рамками автороведческой экспертизы.

При производстве автороведческой экспертизы при вынесении постановления о ее производстве следователем должны ставиться вопросы перед экспертом только для решения идентификационных задач. В ходе производства данной экспертизы по делам о мошенничестве должно быть установлено, что документы от имени конкретных лиц выполнялись не ими, а значит с подражанием их, а некоторые записи были выполнены неустановленными лицами, то есть могли быть выполнены измененным почерком.

В основе экспертизы лежит теория, что каждому индивидууму присущ свой неповторимый особенный комплекс речевого поведения и соответственно экспертные методы ориентированы на выявление этих особенностей, их описание, сравнение и т.д.

Исследовательские методы анализируют текстовый объект на пяти уровнях:

1. Пунктуационный — анализирует и выявляет типичные ошибки и характер расстановки знаков препинания.

2. Орфографический — анализирует и выявляет типичные ошибки при написании слов.

3. Синтаксический — анализирует и выявляет особенности в построении предложений, в выборе конструкций речи, залогов, времен, оборотов и т.д.

4. Лексико-фразеологический — анализирует словарный запас, частоту использования архаизмов, редки слов, терминов и т.д, а также фразеологизмов и иных фольклорных элементов.

19 стр., 9094 слов

Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной ...

... Онушкин, Ю.И. Турчанинова). Проблема педагогической экспертизы становится одной из важных, поскольку вариативная и разнообразная педагогическая практика требует анализа происходящих в сфере образования процессов, результативности образовательных систем и ...

5. Стилистический — анализирует и определяет текстовый жанр, структуру, фигуры речи и прочие особые авторские приемы.

Самые известные случаи проведения автороведческой экспертизы относятся к сфере определения авторства литературных произведений: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Велесова книга». В подобных случаях для установления авторства проводится сравнение с текстами, неоспоримым создателем которых является предполагаемый автор.

Для автороведческой экспертизы предоставляются тексты в рукописном или печатном виде вне зависимости от их жанровой принадлежности или сферы бытования:

1. литературные и научные произведения;

2. юридические документы;

3. переписка делового и бытового характера;

4. материалы агитационных и рекламных кампаний;

5. анонимные тексты;

6. базы данных.

Одной из особенностей автороведческой экспертизы по делам о мошенничестве, совершенном в отношении юридических лиц является множественность ее объектов, что требует особой четкости в подготовке и проведении экспертизы, внимательного отбора образцов для сравнительного исследования и исследуемых документов, а в дальнейшем тщательной их систематизации .

Как и любое исследование, проведение экспертизы подразделяется на условные стадии:

1. подготовительную, в ходе которой эксперт изучает постановление и материалы (текстовые документы), которые подлежат анализу, на предмет качества, количества и достаточности для проведения дальнейших экспертных действий и формулировки ответов по поставленным вопросам;

2. аналитическую, заключается в раздельном анализе текста в соответствии с уровнями;

3. сравнительную, в ходе которой полученные на предыдущей стадии данные подвергаются сравнению с целью выделить общие и частные признаки;

4. синтезирующую, в ходе которой формулируется заключение.

Перечень наиболее частых вопросов, на которые должна дать ответы судебно-автороведческая экспертиза относятся:

1. Кто выступает автором текста из предполагаемых лиц?

2. Каково количество авторов исследуемого письменного или звукового текста?

3. В случае исследования нескольких текстов, одним ли лицом они были созданы?

4. Каким образованием владеет автор текста?

Для решения первого вопроса необходимы сравнительные об¬разцы в виде текстового материала, автором которого заведомо является лицо, предположительно сочинившее исследуемый текст. Рекомендуется по возможности направить эксперту в качестве образцов несколько текстов, относящихся к различным периодам времени, включая период, к которому относится выполнение ис¬следуемых записей. Следует включить в число образцов докумен¬ты такого же целевого назначения, что в исследуемый документ (письмо, докладная записка, отчет, рецензия, научная статья и т. д.).

Требуемые для использования в качестве сравнительных об¬разцов документы нередко удается обнаружить по месту работы или жительства соответствующего лица, а некоторые из них (на¬пример, письма) у его родственников или друзей. Время выпол¬нения документов, исследуемых в качестве образцов, следует со¬общить эксперту в сопроводительном письме.

Основная проблема судебной-автороведческой экспертизы: ограниченное ее применение, поскольку возникла сравнительно недавно, и как следствие, отсутствие достаточного количества профессиональных экспертов в этой области и наработанной практики.

28 стр., 13530 слов

Судебная экспертиза

... следственных и оперативно-розыскных аппаратов в производстве некоторых видов экспертиз и исследований. Не проводятся биологические экспертизы в республиках Карелия, Северная Осетия-Алания, Татарстан и ... процессе среди всех форм специальных знаний. Уголовно-процессуальный закон признает производство экспертизы самостоятельным следственным (судебным) действием (ст. 146 УПК), а заключение эксперта ...

Кроме того в основе заключения лежит в большей степени субъективное мнение эксперта, в отличие от большинства экспертиз, которые основываются на объективных данных.

Поэтому не всегда такое заключение принимается за аксиому, чаще заключения носит характер гипотезы.

Примером который показывает значимость и необходимость автороведческойй экспертизы может послужить приговор Сосногорского городского суда Республики Коми.

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Масаловича В.Ф.обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 282 ч.1 УК Российской Федерации.

Установил:

Подсудимый Масалович В.Ф. совершил действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, совершенные публично и с использованием средств массовой информации.

Преступное деяние совершено при следующих обстоятельствах:

В период времени с 04.11.2009 года по 29.12.2010 года Масалович В.Ф., находясь на территории, при помощи технических средств, позволяющих с использованием услуг сотовой связи подключаться к сети Интернет и работать с Интернет-ресурсами, посещал публичный сайт-ресурс (блог) «www.izhma.ru», который предусматривал возможность посетителям указанного сайта оставлять комментарии под различными псевдонимами. Масалович В.Ф., действуя умышленно, используя псевдоним «К», нарушая положения статьи 13 Конституции Российской Федерации, согласно которой на территории Российской Федерации запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, осознавая, что оставленный им комментарий станет доступным для ознакомления неограниченному количеству посетителей данного сайта и желая этого, оставлял свои комментарии, содержащие призывы и выражения, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека, в отношении группы лиц-представителей коми народа, по признакам расы, национальности, языка, происхождения, публично, с использованием средств массовой информации, а именно:

04.11.2009 года в период времени с 17 часов 40 минут до 17 часов 50 минут Масалович В.Ф., находясь на территории, используя услуги сотовой связи, находясь в сети Интернет на вышеуказанном публичном сайте-ресурсе в 17 часов 42 минуты 22 секунды, оставил комментарий под псевдонимом «К», который содержал призывы и выражения, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц-представителей коми народа по признакам расы, национальности, языка, происхождения.

09.05.2010 года в период времени с 03 часов 20 минут до 04 часов 10 минут Масалович В.Ф., находясь на территории, используя услуги сотовой связи, находясь в сети Интернет на вышеуказанном публичном сайте-ресурсе в 03 часа 55 минут 06 секунд оставил комментарий под псевдонимом «К», который содержал призывы и выражения, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц- представителей коми народа по признакам расы, национальности, языка, происхождения.

29.12.2010 года в период времени с 19 часов 50 минут до 20 часов 00 минут Масалович В.Ф., находясь на территории, находясь в сети Интернет на вышеуказанном публичном сайте-ресурсе с использованием средств сотовой связи, а также путем выхода в Интернет через абонентский номер оператора «МТС» оставил комментарий под псевдонимом «К» в 19 часов 53 минуты 51 секунду, который содержал призывы и выражения, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц- представителей коми народа по признакам расы, национальности, языка, происхождения. Вышеуказанные комментарии Масаловича В.Ф. содержали специальные языковые приемы для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, открытых угроз по отношению к субъекту-этнической группе коми, с использованием языковых формул, имеющих прямое значение оскорбления, содержащих в себе элементы речевой агрессии.

4 стр., 1670 слов

Основы правового регулирования в сети интернет

... собой совокупность лишь тех воззрений, в которых выражаются их отношения к действующему интернет-праву (национальному и зарубежному), оценка этого права. В интернет-праве правосознание, как мы считаем, ... может трактоваться с разных позиций, ибо в виртуальном пространстве ...

Подсудимый Масалович В.Ф. в судебном заседании вину в совершении преступления не признал полностью. По существу пояснил, что на сайт «www.izhma.ru» выходил последний раз в мае 2009 года, поздравлял ветеранов с праздником, подписывался «Владимир», больше никаких записей там не оставлял, никаких сообщений не читал. Ссылается на то, что у него много врагов, проживающих в, кто-то из таксистов-конкурентов под его фамилией выходил в Интернет и оставлял там разные высказывания, в том числе в адрес коми народа. Сам он к людям разных национальностей относится нормально. Не отрицает тот факт, что к его ноутбуку посторонние люди доступ не имеют, он проживает один, его пожилая мать проживает в соседней квартире, пользоваться Интернетом она не умеет.

Несмотря на непризнание вины, виновность подсудимого Масаловича В.Ф. в совершении преступления подтверждается показаниями свидетелей.

Вина Масаловича В.Ф. в совершении преступления подтверждается также исследованными материалами дела, а именно:

Из данных высказываний можно сделать вывод, что под «ником» «К» скрывается Масалович В.Ф., поскольку посетители сайта «www.izhma.ru» обращаются к нему по фамилии Масалович, после чего следует ответ под ником «К» (том 1 л.д. 99-172)

Заключением филолого-лингвистической судебной экспертизы от 04.02.2011 года, согласно которой фраза содержит в себе призывы и выражения, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам расы, национальности, происхождения. Они выражаются в использовании по отношению к представителям коми этноса в тексте, кроме оценочной, негативно окрашенной лексики и матерной лексики, модальный глагол «надо уничтожать», принимающий значение императивной формулы. Данное высказывание приобретает характер лозунга деструктивной семантической окраски, открытой угрозы по отношению к субъекту — этнической группе коми.

Фраза которую он написал содержит в себе призывы и выражения, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам расы, национальности, происхождения. Они выражаются в использовании вербальной информации, возбуждающей вражду, основными признаками которой является формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, отрицательного образа коми этноса. Наименование этнических коми при помощи слов которые несут черты издевки над представителями коми этноса, акцентирует внимание на их природной, биологической, социальной ущербности.

Заключением автороведческой судебной экспертизы от 28.03.2011года, согласно которому автором записей в «Гостевой книге» Интернет-ресурса «www.izhma.ru», а также заявления, поступившего 31.01.2011 года в следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Коми, является одно и то же лицо, т.е. Масалович В.Ф. (том 2 л.д. 129-139),

6 стр., 2869 слов

Курсовая работа профилактика преступлений

... Предмет курсовой работы – общие положения криминологии как науки. Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические основы и виды предупреждения преступлений. При написании курсовой работы предполагается ... с предупреждением преступлений в криминологической литературе часто употребляются понятия профилактики преступлений, их предотвращения, пресечения. Термины предупреждение и профилактика, означая " ...

-детализацией телефонных соединений абонента за периоды 04.11.2009 — 05.11.2009, 09.05.2010 — 10.05.2010, 29.12.2010 — 30.12.2010. Установлено 72 соединения 29.12.2010г. за период с 00:07:25 до 23:45:16. Все соединения (кроме двух в 14:19:08 и 14:19:15) связаны с исходящим трафиком GPRS-интернет. В том числе, в 19:38:48, 19:55:36, 19:56:36, 20:08:11,

заключением эксперта № 883, 884, 885 от 20.04.2011 г. (почерковедческая судебная экспертиза ), согласно которому рукописный текст заявления от имени Масаловича В.Ф. от 27.01.2011г., начинающийся словами «В Следственный Комитет по РФ Республике Коми от Масаловича Владимира Федоровича…» и заканчивающийся словами: «Надеюсь на объективное расследование 27.01.2011г. Масалович», выполнена Масаловичем В.Ф. (том 3 л.д. 81-89).

Все вышеперечисленные доказательства суд признает допустимыми, поскольку они получены в установленном законом порядке.

Проанализировав совокупность вышеуказанных доказательств, суд кладет в основу приговора показания свидетелей, поскольку они являются достоверными, логичными, непротиворечивыми, взаимно дополняют друг друга, а также подтверждаются вышеперечисленными материалами уголовного дела, в том числе выводами филолого-лингвистической, автороведческой, почерковедческой экспертиз, сомневаться в объективности которых у суда не имеется оснований, кроме того, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела.

Вина Масаловича в совершении инкриминируемого ему преступления подтверждается также заключениями автороведческой , почерковедческой и филолого-лингвистической экспертиз, которые были проведены квалифицированными экспертами, имеющими соответствующее образование и опыт работы в своей области, у суда не имеется оснований не доверять вышеуказанным заключениям.

Так, из заключения филолого-лингвистической экспертизы следует, что фразы, оставленные пользователем с «ником» «Колобок», содержат в себе призывы и выражения, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам расы, национальности, происхождения.

В соответствии с заключением почерковедческой судебной экспертизы рукописный текст заявления от имени Масаловича В.Ф. от 27.01.2011 года, начинающийся словами «В Следственный Комитет по РФ Республике Коми от Масаловича Владимира Федоровича…» и заканчивающийся словами: «Надеюсь на объективное расследование 27.01.2011г. Масалович», выполнена Масаловичем В.Ф.

Согласно заключению автороведческой экспертизы автор записей, оставленных в «Гостевой книге» Интернет-ресурса «www.izhma.ru» под псевдонимом «К», «В», а также автор текста заявления, поступившего 31.01.2011 г. в Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Коми, является одним и тем же лицом.

Таким образом, из заключений вышеуказанных экспертиз следует, что фразы экстремистского характера, оставленные на сайте пользователем «Колобок», написаны тем же лицом, которое написало заявление в Следственный комитет, т.е. Масаловичем.

Проанализировав и оценив совокупность вышеотмеченных доказательств, суд приходит к мотивированному выводу о виновности подсудимого в совершенном преступлении, при этом квалифицируя содеянное им следующим образом:

16 стр., 7813 слов

Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов

... экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование. Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены ... письменной речи (словарный ... работы посвящена подготовке материалов для почерковедческой экспертизы и содержит практические рекомендации по подготовке соответствующих материалов для исследования ...

Поскольку подсудимый Масалович В.Ф. совершил действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, совершенные публично и с использованием средств массовой информации, то эти его действия суд квалифицирует как преступление, предусмотренное ст.282 ч.1 УК РФ.

Масалович В.Ф. на учете у врачей нарколога и психиатра не состоит, является вменяемым.В соответствии со ст.61 УК РФ обстоятельств, смягчающих наказание в отношении подсудимого Масаловича В.Ф. судом не установлено. При назначении вида и меры наказания подсудимому Масаловичу В.Ф. суд учитывает все обстоятельства совершенного им преступления, которое относится к категории преступлений небольшой тяжести, однако общественная опасность преступления является значительной, поскольку национализм является причинами многочисленных конфликтов между личностями, группами населения. Опасность представляет также возбуждение ненависти или вражды по признакам языка, происхождения или принадлежности к какой-либо социальной группе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд приговорил :

Признать Масаловича В.Ф. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.282 ч.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8 (восемь) месяцев .

Введение

В соответствии с действующим законодательством, судебной экспертизой является только такое исследование, которое выполнил эксперт на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определения суда о назначении экспертизы в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

Судебная экспертиза является основной процессуальной формой использования специальных знаний в российском уголовном судопроизводстве. Ее сущность состоит в анализе по заданию органа расследования, суда, сведущим лицом – экспертом – представляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. По результатам исс ледования эксперт составляет заключение, которое служит одним из предусмотренных законом источников доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем, доказательствами .

Теория криминалистической экспертизы как часть криминалистической техники включает и судебное почерковедение. Судебное почерковедение объединено с другими видами криминалистической экспертизы единством принципов идентификационного исследования, положений методики криминалистической экспертизы, требований оформления заключений эксперта .

Актуальность данной темы заключается в том, что никакой другой вид криминалистических экспертиз не исследует эту сторону человеческой деятельности.

Целью настоящей работы является анализ почерковедческой и автороведческой криминалистических экспертиз и изучение практики их применения, выявление особенностей и сложностей их проведения.

Для достижения указанной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

6 стр., 2923 слов

Курсовая работа письмо как объект криминалистического исследования

... грамотности пишущего. Исследования письменной речи в криминалистических целях могут осуществляться с двух сторон. С одной стороны, эти исследования стремятся помочь ответить на вопрос о том, как определить, что данный текст мог ...

  • рассмотреть понятие и методологию проведения автороведческой и почерковедческой экспертиз.
  • определить значимость почерковедческой и автороведческой экспертиз при раскрытии и расследовании преступлений.
  • выявить свойства автороведческой и почерковедческой экспертиз.

Предметом исследования составляют нормы уголовно-процессуального законодательства, определяющие особенности расследования преступлений, и регулирующие судебную экспертизу.

Объектом настоящего исследования являются криминалистические особенности судебной экспертизы.

В ходе написания курсовой работы использовались: метод анализа, сравнения, обобщения.

Непосредственно сама судебная экспертиза рассматривалась в работах: Н.П. Майлис, В.В.Серегина, Н.Е. Муженская.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключение.

Фрагмент работы для ознакомления

5 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 835 «О первичных учетных документах», Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»: акт приемки выполненных работ (форма КС-2), свидетельствующий о приемке заказчиком выполненных подрядных работ, и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), применяющейся для расчетов с заказчиком за выполненные работы. В акт приемки выполненных работ № 2 от 26.08.2015 и справку о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 26.08.2015 были внесены заведомо ложные сведения о якобы полностью выполненных работах ХТ, предусмотренных договором подряда № 2 от 23.07.2015, что было подтверждено проставлением Мангутовой Г.С. личной подписи в графе «заказчик», а ХТ в графе «подрядчик» в акте приемки выполненных работ № 2 от 26.08.2015 и справке о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 26.08.2015, после чего денежные средства в размере 30000 рублей были перечислены на счет ИП Х, впоследствии копии указанных официальных документов, содержащих заведомо ложные сведения, были направлены администрацией МО «Бахтай» в Министерство экономического развития Иркутской области с целью отчета об использовании предоставленных субсидий. Протоколом осмотра документов от 06 августа 2016 года ( л.д. 159-172, т.1), из которого следует, что свободные и экспериментальные образцы почерка для почерковедческого исследования: договор подряда № 2 от 23.07.2015, локальный сметный расчет; акт приемки выполненных работ № 2 от 26.08.2015; копия справки о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 26.08.2015; объяснение Мангутовой Г.С.; распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 18.09.2015; решение «О выборах главы МО «Бахтай»» от 31.10.2005; акт приемки выполненных работ на сумму 50 000 руб.; справка о стоимости выполненных работ и затрат от 28.08.2015; локальный сметный расчет на сумму 50000 рублей; заявление главы администрации МО «Бахтай» Мангутовой Г.С. от 10.01.2006; заявление главы администрации МО «Бахтай» Мангутовой Г.С. от 10.01.2006; договор подряда № 1 от 23.07.2015; образцы подписи Мангутовой Г.С. были осмотрены следователем, признаны и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (л.д. 200, т.1).Заключением почерковедческой экспертизы (л.д.29-33, т.2), согласно которому, подписи от имени Мангутовой Г.С. в договоре подряда № 2 от 23.07.2015, локальном сметном расчете на ремонт водокачки в д. Ундэр-Хуан, в справке о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 26.08.2015 формы КС-3, в акте приемки выполненных работа № 2 от 26.08.2015 формы КС-2, предоставленных по материалам уголовного дела предъявленное Мангутовой Г.С. обоснованно, её вина в совершении инкриминируемого преступления нашла свое подтверждение в судебном заседании и доказана полностью.№ 46122, выполнены Мангутовой Галиной Степановной. Указанное заключение не оспаривается участниками процесса, судом признано объективным доказательством.Исследовав, вышеприведенные доказательства, оценив их в совокупности, с учетом относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности, суд приходит к выводу, что обвинение, предъявленное Мангутовой Г.С. обоснованно, её вина в совершении инкриминируемого преступления нашла свое подтверждение в судебном заседании и доказана полностью.Суд постановил:Мангутову Галину Степановну признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 292 Уголовного Кодекса Российской Федерации и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.Освободить Мангутову Галину Степановну от назначенного наказания по ч.1 ст. 292 Уголовного Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 10000 рублей за истечением срока давности уголовного преследования на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и ч. 8 ст. 302 УПК РФ.Таким образом, весь процесс производства судебной почерковедческой экспертизы состоит из взаимосвязанных между собой стадий — это предварительная стадия исследования, детальное исследование объектов, поступивших на экспертизу, оценка результатов исследования и формирование вывода эксперта составление заключения эксперта и оформление результатов исследования. Такое разделение на стадии весьма условно и отражает специфику действий, которые производит эксперт на определенном этапе исследования спорной рукописи (подписи).ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ§ 1. Понятие, значение и особенности автороведческой экспертизыАвтороведческая экспертиза может дополнять исследование подчерка, а может иметь и самостоятельное значение в том случае, автор и исполнитель рукописи являются разными лицами и требуется установить личность автора текста, а также в случаях исполнения рукописи на печатающих устройствах.Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность письменной речи, её динамическую устойчивость и вариационность, и о методах исследования авторства. Как самостоятельный вид криминалистического исследования документов, криминалистическое автороведение объединяет в себе данные многих специальных наук, изучающих закономерности письменной речи, таких как лингвистика, психология, психолингвистика, социология, теория коммуникации, логика и других. Предметом автороведческой экспертизы является фактические данные о личности автора, устанавливаемые экспертом при исследовании документов и иных материалов дела на основе специальных познаний в области автороведения. Письменная речь как объект изучения криминалистического автороведения представляет собой сложную систему, основу которой составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков. В детстве и юности формируются наглядный и ситуационный тип мышления, обиходный стиль речи. В старших классах средней школы происходит формирование категориального типа мышления, публицистического и научного стиля речи, овладение нормами языка. В процессе получения среднего специального и высшего образования навыки владения языком, научным и публицистическим стилями совершенствуются. А при большой практике публичных выступлений может выработаться навык пользования ораторским стилем. В связи с наличием своеобразных условий формирования личности, каждый человек приобретает индивидуальные речемыслительные навыки, проявляющиеся в том, что он владеет не всей совокупностью существующих норм, а только определенным их набором, и использует в своей речевой практике не всю совокупность свойств нормы, а лишь определенную их часть, которой он обычно привыкает пользоваться. Поэтому совокупность индивидуальных языковых и интеллектуальных навыков определенной личности уникальна и неповторима в каждой конкретной речевой ситуации и позволяет идентифицировать автора того или иного текста. В зависимости от образования, условий обучения, культурного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружающих лиц, воздействия телевидения, кино, театра, радио у человека вырабатывается словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, специфичность использования языковых средств, то есть индивидуальность и устойчивость признаков письменной речи.Грамматические признаки представляют собой степень соблюдения автором системы грамматических норм языка. Усвоение грамматического строя языка происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения нормативной грамматики в школе и самообразования. Но под влиянием бытовой речи, в силу частичных изменений, вносимых в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письменной речи конкретного человека нередко формируются устойчивые отступления от современных грамматических норм.Грамматические признаки делятся на:орфографические;синтаксические;пунктуационные.Общий уровень грамотности пишущего в зависимости от встречающихся в тексте грамматических ошибок определяется как низкий, средний, высокий:характеризуется наличием многочисленных ошибок орфографического низкий, синтаксического и пунктуационного характера;средний характеризуется отсутствием грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличием их в сложных случаях;высокий характеризуется отсутствием орфографических, синтаксических ошибок и обоснованной расстановкой знаков препинания.Под лексическими признаками письменной речи понимается совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей на бумаге. К языковым средствам относятся лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.Лексика представляет собой словарный запас, совокупность слов активно употребляемых автором текста. Лексика может быть определена как бедная и богатая. На бедность лексики указывает такой признак как неоправданное повторение одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствует свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений. В богатой лексике могут быть выявлены особенности, которые будут иметь значение идентификационных признаков. К ним относятся такие слова как архаизмы, неологизмы, историзмы, профессионализмы, арготизмы, идиомы, диалектизмы, вульгаризмы и др.Объектами криминалистической автороведческой экспертизы являются тексты различных документов. Текст как продукт деятельности определенного лица представляет собой сложное структурное образование, элементы которого находятся в определенных закономерных отношениях связи.Для решения задач автороведческой экспертизы необходимо иметь текст, минимальный объем которого составляет 500 слов. В структурных свойствах исследуемого текста содержится информация, используемая для установления автора текста. С одной стороны, это информация о познаваемом объекте, предмете мысли, в которой могут содержаться конкретные сведения о лицах, предметах, явлениях, известных только определенному автору. Изучение и использование такой информации не требует специальных познаний, но на начальном этапе исследования она может быть использована для создания условной модели автора текста. С другой стороны, текст документа содержит информацию о познающем субъекте, выраженную его языковыми особенностями. В отличие от первой, эта информация может быть установлена только с помощью специальных познаний, позволяющих «раскодировать» структурную организацию текста и получить данные об уровне образования автора, его этических взглядах, эмоциональном состоянии и других свойствах личности, заключенных в соответствующих признаках письменной речи.Для проведения автороведческой экспертизы в целях идентификации автора определенного текста необходимо иметь образцы письменной речи проверяемых лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть свободными, экспериментальными и условно свободными. Свободные образцы письменной речи – это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи с расследуемым событием и до его возникновения. Они должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, стилю письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, по состоянию автора.Требование о соответствие образцов исследуемому тексту по языку изложения означает, что образцы письменной речи должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый документ. Важность этого требования определяется тем, что синтаксические, лексико-фразеологические, стилистические элементы и структуры в разных языках существенно различаются.Свободные образцы должны быть, как можно ближе ко времени появления исследуемого документа. Необходимость соблюдения этого требования связана с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По мере становления и развития личности, в результате воздействия множества факторов субъективного и объективного характера письменная речь человека претерпевает существенные изменения: повышается общий уровень грамотности, увеличивается лексический состав, усложняются стилистические особенности и синтаксис. И, напротив, в преклонном, старческом возрасте, в результате возрастных, биологических и психофизических изменений в организме нередко происходят изменения письменной речи в сторону упрощения и нарушения смысловой и языковой структуры изложения. В среднем возрасте, как правило, признаки письменной речи наиболее устойчивы и могут подвергаться изменения лишь под воздействием случайных факторов.Свободные образцы письменной речи должны быть выполнены в том же функциональном стиле и в той же письменной форме, что и исследуемый текст (бытовом, деловом, публицистическом, научном и др.).Бытовой стиль отражается обычно в частных письмах, записках, деловой – в докладных и объяснительных записках, рапортах, протоколах и т. п., публицистический — в докладах на общественно-политическую тематику, статьях такого же содержания, научный – в статьях, текстах докладов, рецензиях и т. п. Следует иметь в виду, что опубликованный текст, подвергшийся редактированию, не в полной мере отражает речевые особенности автора, поэтому в качестве образцов лучше всего использовать рукописи автора.Учет при подборе образцов письменной речи особенности адресата связан с тем, что автор текста обычно отбирает и использует те языковые и смысловые элементы и структуры, которые соответствуют социально-демографической характеристике адресата. В связи с этим, одни и те же описываемые события могут по-разному излагаться, например, в частном письме к другу и в объяснительной записке работнику милиции.Необходимость использования в процессе исследования одного и того же состояния автора при составлении исследуемого текста и текстов свободных образцов его письменной речи касается тех случаев, когда известно, что предполагаемый автор исследуемого текста в период его создания страдал психическим или иным тяжким заболеванием, находился в состоянии сильного возбуждения или депрессии, все это приводит к серьезным изменениям в психоречевой сфере.Одним из необходимых требований, предъявляемых к свободным образцам, является требование тематики. Целесообразен подбор образцов с разнообразной тематикой. Это позволяет более полно проследить лексические особенности и выявить некоторые элементы стиля изложения мыслей. Однако, в числе представленных образцов должны быть документы, написанные на ту же тему (или хотя бы близкую тему), что и исследуемый документ. Важным требованием является объем текста. В методических указаниях для правоохранительных органов говориться, что образцы должны быть до пяти страниц машинописного текста и до десяти страниц рукописного текста.Экспериментальные образцы письменной речи – это тексты, полученные от проверяемых лиц в присутствии следователя или судьи специально для проведения автороведческой экспертизы. К экспериментальным образцам предъявляются те же требования, что и к свободным. Эти образцы выполняются проверяемыми лицами в виде сочинения или изложения сначала на самостоятельно избранную тему, а затем на заданную тему. В первом случае следователь указывает лишь форму письменной речи в рамках определенного функционального стиля, например, письмо, жалоба, заявление и т. п.. Во втором случае проверяемому предлагается тема, форма письменной речи, характер речевого общения, характер адресата с учетом особенностей исследуемого теста. Наряду с названными, необходимы также экспериментальные образцы, которые не соответствуют характеристикам исследуемого текста. Они помогают более объективно оценивать признаки письменной речи проверяемого лица.В некоторых случаях используются так называемые условно-свободные образцы письменной речи. Это – тексты, выполненные уже в период расследования, содержащиеся в материалах дела (объяснения, собственноручно выполненные показания и т. п.).

4 стр., 1599 слов

Криминалистическое исследование письма и письменной речи

... человек, автор документа, а идентифицирующим документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя. У человека в зависимости от условий обучения, культурного и ... письменных навыков, пол, возраст и даже судить о причастности лица к совершению преступления. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что вопросы совершенствования диагностических методов в криминалистике вообще, и в ...

7 стр., 3488 слов

Судебная экспертиза (2)

... экспертизы относят текст документа, фрагмент текста, цифровые записи. Тема 5. Автороведческая (психолингвистическая) экспертиза Понятие письменной речи и ее основные характеристики. Предмет, задачи и возможности автороведческой экспертизы. Объекты экспертизы. Особенности получения образцов для сравнительного исследования. ...

Они являются дополнительным сравнительным материалом для проведения автороведческой экспертизы и самостоятельно использоваться не должны.Судебно-автороведческое экспертное исследование состоит из нескольких стадий:На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки зрения количества и качества, достаточности для экспертного исследования.На аналитической стадии производится раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица. В результате такого анализа определяются стиль письменной речи, свойства лексико-фразеологических, синтаксических и стилистических навыков — уровень их развития – и особенности. Если проверяемых лиц несколько, проводится четкая дифференциация языковых навыков каждого лица.На стадии сравнительного исследования выявляются совпадающие и различающиеся общие и частные признаки языковых навыков, отобразившиеся в исследуемом тексте и образцах. В числе совпадающих признаков выделяются, например, такие: использование однотипных языковых структур для выражения сходных мыслей, однотипной композиции фрагментов изложения, использование одних и тех же (или близких) лексико-синтаксических средств при описании однотипных ситуаций, употребление одних и тех же (или близких) вводных оборотов, вопросительных, безличных, придаточных предложений, выделение слов с помощью тех или иных языковых или синтаксических средств и т. д. Сравнение по частным признакам не производится, если образцы письменной речи проверяемого лица имеют более низкую степень выработанности языковых навыков, чем исследуемый текст. Во всех других случаях сравнение частных признаков в исследуемом тексте и образцах письменной речи обязательно.Оценка установленных совпадений и различий производится на синтезирующей стадии, когда формируется окончательный вывод. Методикой автороведческой экспертизы предусмотрено использование количественных критериев при выделении общих признаков (степеней развития) языковых навыков, что безусловно способствует объективизации исследования.Особенность классификационно-диагностического исследования в автороведческой экспертизе состоит в том, что в этом исследовании нет проверяемых лиц. Анализу подвергается исследуемый текст. По степени и характеру развития языковых навыков определяется групповая принадлежность автора. Если текст документа выполнен на русском языке, структурные особенности исследуемого текста позволяют установить, является ли русский язык родным для автора текста. Наличие в исследуемом тексте жаргонных слов, профессиональных терминов, а также слов и выражений, употребляемых в определенной местности, в совокупности с другими признаками письменной речи позволяет решить вопрос о возможной профессии, месте формирования языковых навыков автора.Итак, в заключении следует отметить, что криминалистическое автороведение имеет своими целями установление конкретного автора одного или нескольких анонимных документов (идентификационная задача), а также установление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от его образовательного уровня, профессии, наличия навыков определенного стиля письменной речи, его социально-демографического портрета и т.п. (классификационно-диагностическая задача).§ 2. Проведение автороведческой экспертизыПредметом изучения, осуществляемого в рамках автороведческой экспертизы, являются особенности письменной речи, а задачей исследования — установление авторства определенного текста или отдельных признаков автора, проявляющихся в письменной речи образовательно-культурного уровня, профессии, половозрастной принадлежности, происхождения из определенной местности, для которой характерны специфические особенности языка и манеры изложения мыслей.Объектами исследования при проведении такой экспертизы служат всевозможные тексты, исполненные любым способом — рукописные, машинописные, типографские и др. Иногда признаки письменной речи используются наряду с признаками почерка в процессе установления исполнителя какого-либо текстового рукописного материала.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/avtorovedcheskaya-ekspertiza/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/avtorovedcheskaya-ekspertiza/

Законы, нормативно–правовые акты и иные официальные документы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1996 года (с изм. от 25 июля 2003 года) // СЗ РФ.-2003.-№ 30.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 2017 год).

Монографии, учебники, учебные пособия

3. Майлис, Н. Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. [Текст] / Н. Майлис Юнити-Дана 2016 –263 с.

4. Муженская, Н. Экспертиза в российском законодательстве. Руководство-справочник для следователя, дознавателя, судьи / Н. Муженская Издательство: Проспект 2014 – 744 с.

5. Россинская, Е. Судебные экспертизы в судопроизводстве Серия: Настольная книга специалиста / Е.Россинская Издательство: Юрайт-Издат, ООО 2010 –535 с.

6.Россинская, Е. (ред.) Судебная экспертиза типичные ошибки / Е. Россинская Издательство: Проспект 2015 – 544 с.

7. Россинская, Е., Галяшина Е. Настольная книги судьи. Судебная экспертиза. Теория и практика, типичные вопросы и нестандартные ситуации. Судебно-экспертные учреждения. Назначение экспертизы в суде. Типичные экспертные ошибки. Заключение эксперта. Порядок проведения экспертиз / Е. Россинская, Е. Галяшина Издательство: Проспект 2016 – 464 с.

8. Россинская, Е., Галяшина Е., Зинин А. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология) / E Россинская, E. Галяшина., А. Зинин издания-2016 — 368 с.

9. Серегин, В.В. Почерковедение и почерковедческая экспертиза / под ред. В.В. Серегина: учебник — Волгоград: ВА МВД России, 2014. — 340 с.

Cтатьи, научные публикации

10. Литвинова, Т.А. Лингвистические основы неидентификационной судебно-автороведческой экспертизы / Т.А. Литвинова // Журнал Вестник Челябинского государственного университета Выпуск № 20 (274) / 2012 С.74-78

11. Грачев, М.А Некоторые теоретические аспекты автороведческих лингвистических исследований при подготовке языковедов-экспертов / М.А. Грачев // Журнал Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского № 6-2 / 2011 – С.140-144

12. Резанова, З.И., Романов А.С., Мещеряков Р.В.О выборе признаков текста, релевантных в автороведческой экспертной деятельности [Текст] / З.И. Резанова, А.С. Романов, Р.В. Мещеряков // Вестник Томского государственного университета. Филология Выпуск № 6 (26) / 2013 – 25 с.

13. Дроздова, Т.Н. Диагностические и классификационные задачи в автороведческой экспертизе блогов / Т.Н. Дроздова //Актуальные проблемы российского права Выпуск № 2 / 2010 – 81 с.

14. Мартынова, И. ГК вопросу о назначении судебных экспертиз при расследовании мошенничества, совершаемого в отношении юридических лиц в сфере экономики / И.Г. Мартьянова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки № 4-2 / 2013 – 252 с.

15. Нагоева, М.АК вопросу о значении почерковедческих исследований при расследовании уголовных дел / М.А. Нагоева // Теория и практика общественного развития № 14 / 2014 – 241 с.

16. Уварова, И.А Развитие и современное состояние судебного почерковедения / И.А. Уварова // Вестник Томского государственного университета № 395 / 2015 – С.160-164

Эмпирические материалы и материалы судебной и следственной практики

17. Приговор Сосногорского городского суда Республики Коми от 30 апреля 2014 года по делу № 1-223/2014 [Электронный ресурс] // (дата обращения 09.11.17)

18. Приговор Аларского районного суда Иркутской области от 18 марта 2016 г. по делу № 1-30/2016 [Электронный ресурс] // http://sudact.ru/regular/doc/EDQSkF6Uv5Ju/ ( дата обращения 09.11.17)