Банковский надзор и пути совершенствования в России

В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он существует во всем мире) прошел путь от «младенчества» до «зрелости», постоянно обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области предстоит сделать.

Общая характеристика современного состояния банковской

системы России

В настоящее время в России действует двухуровневая банковская систе­ма. В нее входят Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и небан­ковские кредитные организации, а также филиалы и представительства ино­странных банков. Формирование современной российской банковской систе­мы происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии.

Часть коммерческих банков, организованных на базе бывших государ­ственных специализированных банков, даже войдя в этап подлинной эконо­мической самостоятельности и провозгласив курс на универсализацию своей деятельности, сохранили за собой не только собственный экономический по­тенциал и создававшуюся на протяжении многих лет инфраструктуру, но и свою клиентуру и своеобразие выполняемых функций по ее обслуживанию. Будучи вынужденными продолжать работу с многочисленными клиентами, чье финансовое положение становилось все более затруднительным в связи с общим ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием непла­тежей, эти банки становились заложниками проблем, решение которых мало зависело непосредственно от их собственной деятельности.

Отрицательное воздействие на финансовое положение банков оказало и предоставление ими в 80-х- начале 90-х годов централизованных кредитов государственным предприятиям, которые вследствие неперечисления им средств из бюджета во многих случаях оказались безнадежными должниками банков.

Высокая инфляция в первой половине 90-х годов создавала трудности для многих промышленных предприятий-заемщиков в изыскании денежных средств для погашения ими задолженности банкам из-за ухудшения соотно­шения между затратами на выпуск продукции и ценой ее реализации. В то же время инфляция позволяла банкам получать большие прибыли за счет суще­ственного увеличения стоимости их посреднических услуг и тем самым поро­ждала благодушное отношение банковского руководства к контролю за из­держками и резервированию средств на покрытие убытков по безнадежным ссудам.

4 стр., 1826 слов

Средства массовой информации в политической системе России

... со стороны СМИ и как это влияет на политику. Средства массовой информации в политической системе России, Средства массовой коммуникации: шаг из прошлого В прошлом, до научно-технической ... на газеты, журналы, книги(особенно в России), существующая иллюзия «бесплатности» телевидения. В современном обществе функции, которые выполняют средства массовой информации, достаточно разнообразны. С точки зрения ...

Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение очень ограниченного промежутка времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов (особенно руководителей и главных бух­галтеров) прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться негативно на качестве управления кредит­ными организациями, а в конечном счете на уровне выполнения банками своих функций. Кроме того, в обстановке общей криминализации страны банковская сфера, которая всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного интереса со стороны разных категорий преступников. Большое число банков испытывает на себе прямые и опосре­дованные формы давления, и во главе многих кредитных организаций оказа­лись люди с сомнительной репутацией. В подобных обстоятельствах появле­ние проблем у таких банков стало неизбежным.

Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35% общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем критериям финансовой устойчивости. Еще столько же банков испыты­вают определенные, хотя и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение от­дельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие которых усиливается существо­ванием еще и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.).

Трудно­сти количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерче­ские банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифициро­ванных специалистов, помещений, оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала, ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и прибыльного вложения средств; необ­ходимости расширения ассортимента банковских продуктов, повышения их качества).


До начала реформирования банковской сферы, первый этап которого относится к 1987-1988 гг., когда были созданы пять государственных специализированных бан­ков, в стране функционировали всего четыре банка (Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Сбербанк СССР и Внешторгбанк СССР)

Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и мирового опыта системы регулирования деятельности коммерче­ских банков. В настоящее время функции надзора за кредитными организа­циями в нашей стране возложены на Центральный банк Российской Федера­ции, который призван осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Свои полномочия в области банковского надзора ЦБ РФ реализует через лицензирование банковской деятельности, документарный надзор, организацию и проведение инспекционных проверок на местах. Кроме того, Банк России занимается и вопросами санации проблемных банков.

В нашей стране заложена правовая основа банковского регулирования и надзора, в целом отвечающая принципам мировой практики. Правовое регу­лирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельно­сти», другими федеральными законами и нормативными актами Банка Рос­сии. Законодательно определена система экономических нормативов дея­тельности кредитных организаций, установлен порядок надзора за их соблю­дением, определены санкции к кредитным организациям, допускающим на­рушения федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России.

5 стр., 2102 слов

Вещные права в россии понятие история современная система

... особенностей вещных прав в их законодательно закрепленных свойствах - праве следования и вещно-правовой защите. Предметом исследования в курсовой работе явились: вещно-правовые институты современного российского права; основные теоретические подходы к пониманию феномена вещных прав, включая историю ...

1.Система банковского надзора в России, ее цели и задачи

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, не­посредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъяв­лялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвито­стью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирова­ния коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего поли­тическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных орга­нов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функциони­рующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки сис­темы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерче­ские банки нашей страны.


Приближение стандартов банковского надзора в России к международ­ным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзо­ра за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)». Ст. 4, п. 7, ст. 55.

Все большее соответствие мировым стандар­там совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточе­ния требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регули­рования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за круп­нейшими банками федерального уровня.

1.1 Базельские принципы надзора

Решение большинства про­блем банковского надзо­ра видится в усилении сис­темного подхода, преодоле­нии обособленности отдельных подразделений надзорного бло­ка, дальнейшем совершенствова­нии их деятельности.

Коротко охарактеризую воз­можные направления совершен­ствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета (Банк России принял решение присоединить­ся к ним летом 1997 г.).

Базельские принципы эффективного надзора

Стабильность функциониро­вания банковской системы во многом зависит от эффективнос­ти работы регулирующих органов.

Совершенствование банков­ского надзора в России должно соответствовать мировым нор­мам и принципам (хотя бы пото­му, что многое в экономических реформах, в том числе в бан­ковской сфере, делается нами по примеру государств с развитой рыночной экономикой).

В этих странах его становление было непростым, накоплен значитель­ный опыт, который мы можем использовать.

Эффективные принципы бан­ковского надзора получили зак­репление в документах Базельского комитета по банковскому надзору*. Многие из этих поло­жений в том или ином виде по­лучили отражение в нормативных актах Банка России и в россий­ском законодательстве. Однако эффективность надзора обеспе­чивает именно целостная систе­ма надзорных мероприятий.

Базельский комитет вырабо­тал 25 основных принципов над­зора, затрагивающих все эта­пы «жизненного цикла» банков и всю систему взаимоотноше­ний между ними и надзорными органами.

Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно опреде­лены одна или несколько организаций, например, Цен­тральный банк и (или) специа­лизированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работаю­щие под эгидой и в тесном кон­такте с Центральным банком и (или) Министерством финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко опреде­ленные функции, с другой сто­роны, конкретные полномочия. Для выполнения поставленных задач они должны быть опера­тивно независимыми и иметь в


* Базельский комитет по банковскому надзору объединяет государства, представительство имеет в нем и Россия.

* члены ОЭСР и ряд развивающихся стран.

своем распоряжении достаточ­ные ресурсы. Законодатель обя­зан создать правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора, начиная от положения о лицен­зировании банковских учрежде­ний и постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии лик­видации, а также дать критерии оценки надежности и устойчиво­сти банков. Нормативным под­креплением обеспечиваются и санационные процедуры.

необходимость лицензирования банковской деятельности

В соответствии со ст. 1 гл. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятель­ности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для из­влечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять предусмотренные этим зако­ном банковские операции. При этом в законе проводится подразделение кредитных организаций на банки и небанковские кредитные организации.

Банком

Небанковской

Иностранным банком

Для получения разрешения на занятие банковской деятельностью учре­дители кредитной организации должны выполнить ряд требований, установ­ленных ЦБ РФ в соответствии с действующим законодательством.

После выдачи лицензии орга­ны банковского надзора должны иметь право пересмотра или от­клонения любых предложений по передаче другим сторонам круп­ных пакетов акций, устанавливая для таких процедур определен­ные критерии.

Базельский комитет четко определил правила и нормы контроля в целях выявле­ния проблемности на воз­можно более ранних этапах. Органы надзора должны: определять минимальный размер уставного капитала;

— Первоначально было установлено, что с 1 января 1999 г. все кредитные организации (банки) должны будут иметь собственные средства (капитал), определяемые как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, в размере не менее 5 млн. ЭКЮ, а кредитные организации с ограниченным кругом операций — не менее 1 млн. ЭКЮ в руб­левом эквиваленте. Однако позднее ЦБ РФ принял решение о том, что в 1999 г. банки с капиталом от 1 млн. до 5 млн. ЭКЮ не прекратят своего суще­ствования, но с этого времени их деятельность будет ограничена операциями на внутреннем рынке банковских услуг в целях защиты небольших банков, их клиентов и кредиторов от принятия рисков в связи с проведением операций за рубежом. Таким банкам будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом, а также осуществлять операции с драго­ценными металлами и участвовать в капитале других кредитных организаций в объеме, превышающем 25% от величины уставного капитала последних.

Кредитные организации с капиталом, эквивалент которого составляет менее 1 млн ЭКЮ, с 1999 г. утратят статус банка и должны будут перерегист­рироваться в небанковские кредитные организации или должны быть реорга­низованы (путем присоединения или слияния).

В ином случае они подлежат ликвидации в установленном законом порядке.

По состоянию на 1.01.1997 г. распределение банков в России по величине объяв­ленного уставного капитала было следующим (с четко выраженной по сравнению с предшествующим периодом тенденцией к увеличению числа банков с капиталом от 5 млрд руб. и выше и сокращению числа банков с капиталом ниже 5 млрд руб.):

Размер уставного капитала

Число банков

% в общем числе банков

до 100 млн. руб.

30

1,5

от 100 млн. до 500 млн. руб.

358

17,6

от 500 млн. до 1 млрд. руб.

179

8,8

от 1 млрд. до 5 млрд. руб.

683

33,6

от 5 млрд. до 20 млрд. руб.

592

29,2

от 20 млрд. до 30 млрд. руб.

64

3,2

от 30 млрд. и выше

124

6,1

Всего по России

2030

100

денежных средств

  • В 1998 году ситуацию мы можем просмотрев рис.2 « Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного

уставного капитала по сотоянию на 01.08.1998 г.;Базельские принципы эффективного надзора 1

отслеживать, а в определен­ных случаях ограничивать макси­мальные границы рисков ликвид­ности, платежеспособности, ва­лютных, кредитных (в том числе и кредиты инсайдерам), процен­тных, рыночных и других рисков

контролировать адекватность создаваемых ресурсов рискам, связанным с банковской деятель­ностью.

Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления бан­ками. Так, органы надзора дол­жны:

  • «удостовериться в том, что банки обладают системами ин­формирования руководства, ко­торые позволяют последнему вы­явить концентрацию рисков в рамках портфеля активов» (п. 9);
  • «убедиться в том, что конт­ролируемый банк обладает чет­кой системой управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за правлением и высшим управле­нием)» (п. 13);
  • «выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая соответствовала бы типу и масштабу их деятельнос­ти» (п. 14).

Такая система, в частности, предусматривает четкое разде­ление функций по приему бан­ковских обязательств, расходо­ванию средств, ведению учета активов и пассивов, защите ак­тивов, строгий внутренний аудит и пр.

Базельский комитет считает, что органы надзора должны под­держивать высокие этические стандарты в финансовом секто­ре, не допуская преднамеренное или непреднамеренное исполь­зование банка криминальными структурами.

Наряду с возможностью по­лучения, обработки и анализа необходимой информации от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на местах (инспекти­рование) и прибегать к ус­лугам внешних аудиторов. В любом случае «органы банков­ского надзора должны постоян­но находиться в контакте с бан­ком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций» (п. 17).

Сотрудничая с банками, органы надзора в то

же время в случае серьезных на­рушений должны иметь возмож­ность использовать «соответ­ствующие средства коррек­ции» (п. 22).

1.2 Международные стандарты в России

Банк России в июне 1997 г. выразил готовность присоеди­ниться к «Базельским основопо­лагающим принципам эффектив­ного банковского надзора». При этом Центральный банк РФ ис­ходил из того, что реализация этих принципов «имеет чрезвы­чайно важное значение для со­здания в России эффективной системы банковского надзора, соответствующей требованиям рыночной экономики и отвечаю­щей интересам клиентов и вклад­чиков банков» (Вестник банка России, № 41 (204), 1997, с.1).

Присоединение к этим прин­ципам отнюдь не влечет за со­бой автоматического улучшения в сфере контроля. Потребуется серьезная корректировка подхо­дов к банковскому надзору в Рос­сии, которая связана, в частно­сти, с ужесточением ряда нор­мативов, переходом на новый план счетов бухгалтерского уче­та, созданием новой системы формирования резервов на воз­можные потери по ссудам и многое другое.

Присоединение к базельским принципам должно вылиться в радикальные перемены в самом надзоре. Переосмыслению дол­жны подвергнуться, в первую очередь, основы банковского надзора. На первый план выд­вигается принцип «конструктив­ного сотрудничества», определя­емый пониманием не только объективного существования тес­ных взаимосвязей между коммер­ческими банками и Центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой ча­стью народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыноч­ных условиях они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк мо­жет обеспечить реализацию сто­ящих перед ним задач (устойчи­вость национальной денежной единицы, эффективное функци­онирование платежной системы и многое другое, без чего не­мыслима здоровая экономика) только при наличии прочного банковского «фундамента» в виде коммерческих банков и благода­ря ему.

Банки в процессе оценки ус­ловий наиболее выгодного раз­мещения активов, формирования своего кредитного портфеля ре­шают важнейшую макроэкономи­ческую задачу — эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельно­сти лишает экономику этого су­щественного для рыночного хо­зяйства механизма. Следователь­но, должны быть и разумные гра­ницы надзора (доминирование принципа «не навреди»).

В свою очередь, коммерчес­кие банки объективно заинтере­сованы в максимальном обще­ственном доверии к ним, в ос­нове которого — их надежность и стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивили­зованное регулирование банков­ской деятельности. Коммерчес­кие банки и Центральный банк — «зеркальное отражение друг дру­га». Их деятельность и интересы переплетаются. Эффективная банковская система не может су­ществовать в условиях их про­тивоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не дол­жен становится на излишне же­сткие позиции, а коммерческим банкам желательно понять, что надзор в конечном итоге поло­жительно отражается на их кол­лективных долговременных инте­ресах.

Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:

  • особым положением банка в связи с тем, что он оперирует «дважды общественными» день­гами — его капитал сформиро­ван на основе акций или паев, а на счетах находятся средства клиентов;
  • ролью, которую банки игра­ют в хозяйственной жизни об­щества (воздействуя на объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую эко­номическую конъюнктуру);
  • особым доверительным ха­рактером отношений между ком­мерческими банками и их кли­ентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то банковская система не сможет должным образом выполнять свои функции по привлечению и перераспределению времен­но свободных денежных средств в обществе, а сами банки будут недополучать значительные при­были;
  • наличием большого числа серьезных и разноплановых рис­ков банковской деятельности, потенциально способных в крат­чайшие сроки вывести рынок или его отдельных агентов из состо­яния равновесия;
  • возможностью лишь на об­щегосударственном уровне обес­печить систему гарантий надеж­ности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию стабильности на денежно-кредит­ных рынках.

пре­вентивной и защитной

Первая нацелена на то, чтобы не допу­стить краха отдельных банков или дестабилизации рынка в целом. Вторая предусматривает меры нейтрализации или локализации негативных последствий, если такой крах или дестабилизация все же произошли. Она состоит из системы мер реальной помо­щи банкам, попавшим в слож­ную финансовую ситуацию, и си­стемы гарантий депозитов, на­правленных на защиту интересов вкладчиков в случае банкротства кредитных институтов.

Подобный подход позволяет Центральному банку расширить отношения с проблемными бан­ками: перейти от помощи в вы­явлении и оценке проблем, по­исков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организацион­но-управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения. Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в затруднительное положение банков могут быстро трансфор­мироваться в проблемы плате­жеспособности, поскольку уско­ренная реализация долгосрочных активов (нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьез­ные потери капитала и может вызвать усугубление финансово­го положения вплоть до банкрот­ства. Это, в свою очередь, мо­жет сопровождаться для обще­ства значительно большими из­держками, чем своевременное оказание необходимой и адек­ватной помощи проблемному банку.

Основным критерием оцен­ки качества надзора должно стать поддержание абсолютного дове­рия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным це­лям второго порядка — поддер­жание общей стабильности, пре­дотвращение банкротств крупных банков и системных кризисов — в их состав можно было бы вклю­чить:

  • фактическое обеспечение безопасности вкладов физичес­ких лиц;
  • борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от нормы;
  • отслеживание незаконных банковских сделок организация­ми и лицами, не имеющими на это лицензии (например, «чер­ный нал»), недобросовестной рекламы, ограничений конкурен­ции, несвоевременности зачис­ления средств на счета клиен­тов и др.

Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны. Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной сто­роны, отсутствие реального ме­ханизма защиты вкладов населения обходится банковской си­стеме в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл., нахо­дящихся на руках людей, недо­веряющих банкирам. С другой стороны, защита вкладов насе­ления, по существу, означает ог­раждение коммерческих банков от риска массового изъятия де­нег в случае временных трудно­стей или паники и в целом умень­шает риск системного кризиса.

Главное содержание банков­ского надзора, на мой взгляд, должно быть переориентирова­но с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни были) на оценку общей степени концентрации совокупных бан­ковских рисков. К их числу по­мимо кредитных рисков и рис­ков потери ликвидности относят­ся процентные, биржевые, валют­ные, организационные и ряд других, надзор за которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не означает усложнения или уве­личения объема отчетности ком­мерческих банков.

Особое внимание следовало бы уделить оценке организаци­онных рисков, связанных с ка­чеством управления кредит­ных учреждений. Не секрет, что разорение многих банков преж­де всего было связано с неудов­летворительным их управлением из-за недостаточных квалифика­ции и опыта высших менедже­ров. Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных с потен­циальной криминализацией бан­ков. А ведь давно стало понят­но, что привлечение и исполь­зование средств из сомнитель­ных источников, так же как и различные нарушения с целью извлечения сверхдоходов, под­вергают серьезной опасности экономическую устойчивость кре­дитных учреждений.

Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и содержа­нии банковского надзора могут уподобиться «стрельбе из пушек по воробьям» без серьезной пе­рестройки его инструментария.

Рационализация форм и ме­тодов банковского надзора, на мой взгляд, должна исходить из необходимости:

  • упрощения и рационализации отчетности без ущерба для «про­зрачности» банка и без потери информативности;
  • удешевления (и одновремен­но повышения их качества и лич­ной ответственности проверяю­щих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок с одновременным пе­реносом их основной тяжести на специализированные аудиторс­кие фирмы, получающие задания на проверки в территориальных управлениях.

Центрального бан­ка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна полностью ло­житься на коммерческие банки, нарушающие те или иные зако­нодательно закрепленные прави­ла деятельности);

  • полной открытости банковс­кого надзора общественности: серьезные изменения в нем дол­жны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими союзами;

— максимальной гибкости: лю­бые «модернизации» в банковс­кой деятельности должны в крат­чайшие сроки находить отраже­ние в надзоре. Так, распростра­нение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует осо­бых подходов к выяснению но­вых банковских рисков, новых методов их учета и регулирова­ния.

Надзорная система, постро­енная на перечисленных принци­пах, сложившихся в ходе станов­ления экономических структур развитых стран, позволит сфор­мировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность со способностью выполнять присущие ей специ­фические функции, без которых немыслимо современное рыноч­ное хозяйство.

Прокуратура Санкт-Петербур­га возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172 УК РФ (незаконная бан­ковская деятельность), поскольку «обстоятельства возможно иссле­довать только следственным пу­тем».

Дела направлены для органи­зации расследования в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству след­ственной службой УФСНП.

В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-Петербургу по проверке деятельности 14 прибал­тийских банков на территории Санкт-Петербурга (в число кото­рых входят 4 вышеназванных бан­ка) через корреспондентские сче­та в российских банках, были вы­явлены «грубые нарушения дей­ствующего налогового, валютного и банковского законодательств Российской Федерации». По све­дениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не поступившая в фе­деральный бюджет России в ре­зультате полугодовой деятельнос­ти 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд руб. В ходе проверки установле­но, что в нарушение действующе­го законодательства прибалтийс­кими банками производился пере­вод денежных средств, в том чис­ле и НДС, за рубеж, «минуя про­цедуры валютного контроля». Кро­ме того, выявлено, что упомяну­тые банки открывали у себя счета российским предприятиям-резиден­там без уведомления Центрально­го банка РФ и Госналогслужбы.

2 . Механизм и инструменты надзора

Системный подход к бан­ковскому надзору означа­ет, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих бан­ков как к разветвленной целост­ной системе, состоящей из от­дельных базовых элементов (бан­ков), связанных между собой сложными многоуровневыми от­ношениями. В этой общей сис­теме формируются подсистемы по разным признакам:

  • размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);
  • организацион­но-правовой форме (акционер­ные, паевые);
  • преимущественным сферам деятельности (коммер­ческие,ипотечные, экспортно-импортные и пр.);
  • принадлежно­сти капитала (национальные, иностранные) и др.

В свою очередь каждый от­дельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей систе­мы) также является сложной си­стемой, подчиняющейся опреде­ленным закономерностям разви­тия на отдельных фазах жизнен­ного цикла.

В силу этого системный под­ход к банковскому надзору пре­дусматривает:

  • надзор за банковской систе­мой в целом с учетом ее основ­ных подсистем;
  • надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

Каждая из этих разновиднос­тей надзора имеет свои приори­теты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздей­ствия со стороны Центрального банка.

цель надзора за банковской системой —

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельно­сти, должны располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резерв­ные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требова­ния Банка России, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и го­сударственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квали­фикационные требования Банка России. Они также должны иметь соответст­вующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включаю­щую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участни­ках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сооб­щать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководите­лей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандида­ты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законо­дательством к данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в террито­риальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе с ба­лансами следующие сведения:

  • об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных органи­зациях и остатках средств на счетах «Ностро»;
  • об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;
  • о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах.

Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территори­альные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.

Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ност­ро» в рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организа­циях (как резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчи­ками), бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ территориального учреждения Банка России.

Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание ста­бильности деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и которые в будущем могут осложнить их финансовое положе­ние, Банком России разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений работы с ними.

2.1 Ранняя диагностика, Ранняя диагностика

Ранняя диагностика начина­ется с изучения макроэкономичес­кой среды с акцентом на специ­фические кредитно-денежные по­казатели. Это обусловлено тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых и временных затратах.

Макроэкономический анализ

В последнее время нередко преобладает тенденция переоцен­ки самостоятельности и изолиро­ванности банковской сферы, воз­можно, из-за использования за­падной методики, не учитываю­щей характер и специфику пере­ходного периода и применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном хозяйстве. Из-за этого за пределами ранней диагности­ки остаются важные вопросы. В наших же условиях исключитель­но важную роль играет внешняя по отношению к кредитным учреж­дениям среда, что особенно за­метно для мелких и средних бан­ков.

В числе показателей макро­экономического характера, кото­рые целесообразно учитывать при анализе банковской системы (на­ряду с такими показателями как ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства и отдельных от­раслей), на первое место выхо­дят кредитно-денежные — тем­пы инфляции, движение денеж­ной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.

Совокупность этих показате­лей дает представление о среде, в которой действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние банковской системы, перспективы и направ­ления ее развития. Нередко уже на этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые места и наме­тить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для исправления ситуации. Соответ­ственно, общебанковские надзор­ные функции должны рассматри­ваться под этим углом зрения.

су­щественные.

груп­пировка банков по величине.

прогнозов

Макроэкономический анализ 1
Такой надзор ведется в на­стоящее время лишь на общего­сударственном уровне. Однако он, как показывает практика, не эф­фективен без осуществления ана­логичного надзора на всех основ­ных региональных денежно-кре­дитных рынках, в частности, в Москве.

В 1998году возросло число кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций . ( рис.1)

Осуществление надзора за банковской системой на регио­нальном уровне предусматривает:

  • постоянный комплексный мо­ниторинг за состоянием дел на денежно-кредитном рынке с сис­тематическим обобщением обра­ботанных по единой методике данных;
  • делегирование дополнитель­ных полномочий территориальным управлениям в целях максималь­но гибкого воздействия на про­цессы, происходящие в данном регионе.

Последнее, освобождая цен­тральный аппарат от мелких те­кущих проблем, позволит ему сосредоточиться на наиболее зна­чимых для всей национальной денежной системы участках ра­боты.

В определяющей степени стабильность банковской систе­мы зависит от состояния отдель­ных банков. Системный подход обуславливает регламентацию всего пути движения банка от мо­мента рождения до ликвидации.

лицензирование.

На стадии «созревания» бан­ка управление лицензирования должно подвергать специальной проработке факты резкой (мас­совой) смены учредителей, вла­дельца контрольного пакета акций или концентрации контрольного пакета в руках ограниченного кру­га учредителей. Именно они во многом определяют характер кон­кретной деятельности банков.

В процессе развития банка происходят события, связанные с его становлением на рынке бан­ковских услуг — привлечение ресурсов и размещение активов в целях извлечения прибыли, фор­мирование капитала, распределе­ние прибыли и др. Строится стра­тегия развития банка — прора­батываются программы увеличе­ния ресурсов по различным на­правлениям и, соответственно, размещения активов. Проводят­ся техническое оснащение, найм дополнительного персонала при расширении деятельности и сфер активности. Контрольные функции Центрального банка этой стадии проработаны наиболее полно. В частности, уже есть нормативная база отчетности, приведенная в соответствие с международными стандартами (см. Инструкции №1 и 17).

структуру активов и формирова­ния пассивов.

ранним обнаружением

Можно предположить, что с позиций рационализации процес­са выявления проблемного ком­мерческого банка (с последую­щим анализом причин и принятия решения относительно дальней­ших мероприятий) изучение фи­нансовых показателей банка, ха­рактеризующих его ликвидность, целесообразно вести по нисходя­щей — от более общих показате­лей к более конкретным. Если дела у банка обстоят неблагопо­лучно, то диагноз можно поста­вить по первым наиболее общим финансовым показателям, что, ес­тественно, не отменяет дальней­шее углубленное изучение.

В преобладающем в насто­ящее время в надзорной практике подходе фиксируются уже свершившиеся факты, а дей­ствия надзорных органов сводят­ся к применению санкций. По-моему, и здесь акцент дол­жен быть перенесен на стадию предварительного обнаружения потенциальных негативных мо­ментов. При этом анализ дол­жен проводиться под углом зре­ния платежеспособности банка, а не ограничиваться простой фиксацией нарушений. Эти два понятия должны быть четко раз­граничены.

неоднородных единиц,

Например, можно предполо­жить, что кредитные организации, работающие преимущественно на рынке межбанковских кредитов, не имеющие опоры в реальном секторе экономики, в решающей степени зависят от состояния рынков МБК и ГКО — основной сферы своей деятельности. Вы­делив группу таких банков из общей совокупности, можно с высокой степенью вероятности

спрогнозировать надвигающиеся осложнения для этой категории при изменении положения на рынке МБК и/или ГКО. Причем глубина и степень осложнений, вытекающих из краха основной сферы размещения активов, та­ковы, что кредитная организация не поддается санации, поскольку прекращает существование сама среда, в которой та оперирова­ла. Дальнейшая работа с подоб­ными кредитными организациями может вестись лишь в ликвида­ционном русле.

Для повышения эффективно­сти банковского надзора целесо­образно особое внимание уделять организациям, которые по своей функциональной нагрузке могут считаться полноценными банка­ми, то есть способными выпол­нять свои обязательства перед клиентами, без сбоев осуществ­ляя основные банковские функ­ции. В этом есть некоторое от­личие от традиционной надзор­ной практики. Нарушения правил учета, иные погрешности долж­ны сопоставляться с реальной возможностью банка выполнять свои функции и степенью под­рыва его ликвидности.

В первую очередь анали­зируются наиболее общие пока­затели, характеризующие финан­совое состояние банка в целом. В принципе оценка состояния банка наиболее полно и адекват­но проводится по той или иной модификации западной системы САМЕL (капитал, активы, управ­ление, доходность, ликвидность).

Исследование каждого компо­нента общей системы показате­лей проводится от общих показа­телей к более подробному анали­зу в индивидуальном порядке:

оценка уровня рентабельнос­ти

уровня ликвидности с

источниками информации

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/bankovskoe-nadzor/

баланс; отчет о прибыли и убытках; об­щая финансовая отчетность ф-17; расшифровка просроченной за­долженности; расшифровка МБК; котировка акций; соблюдение нормативных показателей; соблю­дение обязательных резервных требований; материалы (сигна­лы) результатов аудиторских и прочих проверок; состояние кор­респондентского счета, соблюде­ние расчетной дисциплины, фак­ты задержки платежей; выполне­ние обязательств перед бюдже­том; информация о кадровом составе (руководство); учет спе­цифики банка (история создания, учредители, клиентура); анализ периодической и специальной печати.

Данные источники информа­ции имеют недостатки: они недо­статочно полны и не всегда дос­товерны. Однако в совокупности позволяют объективно оценить состояние банковской системы в целом и отдельного банка. Вве­дение динамических показате­лей — изменение активов, при­были, собственного капитала — позволяет уловить насторажива­ющие сигналы, чтобы затем бо­лее детально изучить документы конкретной кредитной организа­ции.

позиций выявления проблемного банка.

2.2 Проблемные ситуации, Критерии проблемности банка, Признаки проблемности

анализ их финансового состояния.

вывод о фи­нансовом состоянии банка,

самостоятель­ная задача,

На стадии «угасания» банка важно определить степень тяже­сти проблем и возможности бан­ка, а также целесообразность проведения санационных (оздо­ровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания банка в затруднитель­ное положение, причем не все они возникают по вине самого банка. Самые простые — наме­ренно рискованная кредитная по­литика, недостаточно компетен­тное руководство. Тогда вступа­ет в силу процедура ликвидации, смены руководства или превра­щения кредитного учреждения в филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непро­сто решить проблему просрочен­ной и безнадежной задолженно­сти (как и вариант перевода кли­ентов на обслуживание в другой банк).

Стоит учитывать и нерав­номерность территориального распределения участников бан­ковского сообщества. Насыщен­ностью кредитными организаци­ями отличаются только Москва и Санкт-Петербург. В других ре­гионах выбор обслуживающего банка не велик.

Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии креди­тования с предприятиями, попав­шими в сложное положение из-за неблагоприятной макроэконо­мической конъюнктуры. Вину бан­ка как кредитного учреждения здесь усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе важную социаль­но-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача надзорных органов — возможно более точно установить причины трудностей банка и помочь найти рациональный выход из создав­шегося положения. Понятно, что чем раньше будут установлены признаки проблемности и пред­приняты адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление.

Итак, системный подход к банковскому надзору за отдель­ными банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:

  • «зарождение» (закладывается фундамент даль­нейшего развития);
  • «становление» (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы деятельности, увеличение персо­нала) и «затухание»;
  • фиксацию на каждом из эта­пов основных целей банковского надзора: на первом — отбор достойных претендентов, на вто­ром — предотвращение сбоев в нормальном развитии, на третьем — вывод из состояния «старения», в случае невозможности — ци­вилизованная ликвидация с ми­нимальными социально-экономи­ческими издержками и соответ­ственное выделение важнейших инструментов воздействия на банки;

— поэтапное разграничение фун­кций подразделений надзорного блока с выделением управления — координатора. На первом эта­пе роль координатора закрепля­ется за управлением лицензиро­вания, на втором — за сводно-экономическим управлением и уп­равлением пруденциального над­зора, на третьем — за управлением санирования. Решения, при­нимаемые в рамках своих полно­мочий управлениями-координато­рами, обязательны для выполне­ния всеми другими подразделе­ниями надзорного блока.

Признаками существования финансовых трудностей у кредитных орга­низаций считаются:

  • нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;
  • наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспон­дентскому счету;
  • резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к нулю, величину;
  • выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтер­ского учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискован­ной кредитной и процентной политики;
  • неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней диагностики Банка России;
  • убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами банка развитие внутренней инфраструктуры;
  • выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в том числе до итогов отчетного года);
  • резкие изменения в составе участников и руководителей банка;
  • отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;
  • информация отрицательного характера о банке и его деятельности, по­ступающая из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой инфор­мации, жалобы клиентов на его работу.

Разработаны рекомендации по определению степени проблемности бан­ков, позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности; банки с первыми признаками банкротства; критические (финансо­во нестабильные) банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работаю­щим относились 37,1% от общего числа российских банков. Банки с первыми признаками проблемности составляли 21,5%, испытывали временные трудно­сти-22,7% ,первые признаки банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков, отрицательный капитал имели 11% от общего числа банков.

Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними, разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвида­ции, так как применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от степени проблемности кредитной организации и ее функ­циональной роли в банковской системе.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и ре­гулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти проверки дают возможность получить более точное представление о ре­альном финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, досто­верности предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необ­ходимости принимать в отношении их более адекватные меры.

3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения кредитные организации

При нарушении кредитной организацией федерального законодательст­ва, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении ин­формации или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального ус­тавного капитала или ввести ограничения на проведение кредитной органи­зацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к кредитной организации:

  • взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капи­тала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
  • потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровле­нию, в том числе изменить структуру активов, произвести замену руководи­телей, провести реорганизацию;
  • установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  • запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотрен­ных выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на открытие филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной орга­низацией на срок до 18 месяцев;
  • отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке, пре­дусмотренном федеральным законодательством.

Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление банковских операций могут служить:

  • установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;
  • задержка начала осуществления банковских операций, предусмотрен­ных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  • установление фактов недостоверности отчетных данных;
  • проведение не предусмотренных лицензией банковских операций (даже однократное);
  • нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись ме­ры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными организациями в России

1. Надзор за банковской сис­темой в широком плане распада­ется на три взаимосвязанных бло­ка: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.

2. Надзор должен быть наце­лен в первую очередь на макси­мальное укрепление обществен­ного доверия к банковской сис­теме, предотвращение массовых банкротств банков.

3. Центр тяжести банковско­го надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.

4. Надзорная практика долж­на учитывать различные этапы жизненного цикла банка — лицен­зирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рас­сматривая их как элементы еди­ной системы. Для реализации по­ставленных целей необходимо вы­работать новые подходы к отчет­ности банков. Документация дол­жна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедре­ние нетрадиционных экономико-статистических методов монито­ринга.

5. Совершенствование надзор­ной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, макси­мальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.

Банковский надзор в России — динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних ус­ловий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования при­меняемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном сек­торе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфе­ре, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из то­го, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидатель­ный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптими­зации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономическо­го развития страны.

Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной за­дачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание усло­вий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентно-сти») ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных органи­зациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекаю­щим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком России разработан новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, который планируется ввести с 1.01.98 г. вместе с переработанными вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.

Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ инфор­мации;

  • повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руко­водителям, системе внутреннего контроля в банках;
  • методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций;
  • мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме реального времени;
  • совершенствование системы экономических нормативов с учетом эф­фективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете;
  • использование дифференцированного подхода к применению мер регу­лирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом;
  • разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укрепле­ния банковской системы кредитных организаций.

Особое место в системе надзора за кредитными организациями и свое­временном выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми аудиторскими фирмами и последних с банками. При­знается необходимым активизировать позицию Банка России по регулирова­нию аудиторской деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных (структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналом прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает требованиям Банка России.

Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотрен­ного законом «О банках и банковской деятельности» фонда (корпорации) обязательного страхования вкладов.

Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал «Концепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы России», определяющую комплекс мер по предотвращению систем­ного кризиса в банковской сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из условий кардинального улучшения поло­жения в банковской сфере страны является совершенствование самой систе­мы надзора за деятельностью кредитных организаций с учетом международ­ного опыта организации банковского надзора и отечественной практики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

уровня кредитного риска,

Стандартные ссуды., Нестандартные ссуды., Сомнительные ссуды., Опасные ссуды., Безнадежные ссуды.

Для каждой из пяти групп классифицированных ссуд установлены соот­ветствующие их уровню кредитного риска нормы резервных отчислений на покрытие вероятных убытков: 2% — по первой группе; 5 — по второй; 30 — по третьей, 75 — по четвертой и 100% — по пятой.

По ссудам, принадлежащим к первой и второй группам риска, банки са­мостоятельно определяют необходимость создания резерва на возможные потери, а по ссудам, отнесенным к третьей, четвертой или пятой группам риска, резерв на возможные потери формируется коммерческими банками в обязательном порядке.

При этом отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, отне­сенным к третьей, четвертой, пятой группам риска, за исключением ссуд, вы­данных под гарантию Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и/или под поручительство Министерства финансов Рос­сийской Федерации, а также по не имеющим обеспечения ссудам, относятся на себестоимость оказываемых банками услуг. Иначе говоря, они создаются за счет расходов банка, что позволяет избегать формирования и использова­ния банками части прибыли, которая может оказаться необходимой для воз­мещения убытков по невозвращенным ссудам. В то же время резерв на воз­можные потери по необеспеченным ссудам, хотя и относится на расходы бан­ка, но не уменьшает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.

Установлены нормативы текущей, мгновенной и долгосрочной ликвид­ности, рассчитываемые как соотношение между активами и пассивами с уче­том сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов. Решено, что отношение суммы ликвидных активов банка к его обязательствам по счетам до востребования и на срок до 30 дней (показатель текущей ликвидности) должно составлять не менее 30% с 1.02.1997 г. и не менее 70% — с 1.02.1999 г. зательств по счетам до востребования с баланса на 1.02.1997 г. (норматив мгновенной ликвидности), а объем выданных банком кредитов, займов и де­позитов в драгоценных металлах со сроком погашения свыше года не может превышать 120% от суммы капитала кредитной организации и ее обяза­тельств по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года (норматив долгосрочной ликвидности).

По состоянию на 1.10.96 г. 23% банков от их общего числа были убыточными. В 1996 г. в состоянии устойчивой неликвидности находились 15% банков, кото­рыми было привлечено до 10% ресурсов.

Ограничение рисков концентрации.

1. Определена допустимая степень риска на одного заемщика или груп­пу связанных заемщиков, под которыми понимаются юридические и физиче­ские лица-заемщики, связанные между собой экономически или юридически, т. е. через общую собственность и/или взаимные гарантии и/или обязательст­ва, и/или контроль над имуществом друг друга, или посредством совмещения руководящих должностей ,-не более 40% собственных средств (капитала) кредитной организации с баланса на 1.02.1997 г. и не более 25% — с баланса на 1.02.1998 г.

2. Установлен предел крупных кредитных рисков, определяемых как общая сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику или группе связанных заемщиков со стороны кредитной организации в раз­мере свыше 5% ее капитала. С 1997 г. допускается не более чем десятикрат­ное превышение совокупной величиной крупных кредитов и займов, выдан­ных кредитной организацией, объема ее капитала. С 1998 г. отношение круп­ных кредитов и займов к капиталу кредитной организации не должно превы­шать 8 раз. (Сведения о крупных кредитах и займах должны представляться ежемесячно в Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту на­хождения корреспондентского счета кредитной организации вместе с балан­сом и расчетами экономических нормативов.)

3.Риск на одного кредитора (вкладчика) ограничивается 40% с баланса на 1.02.1997 г. и 25% собственных средств (капитала) кредитной организации — с баланса на 1.02.1998 г.

4.Риск на одного заемщика-акционера (пайщика) банка не может пре­вышать 20% с баланса на 1.01.1997 г., а совокупная величина кредитов и зай­мов, выданных акционерам (пайщикам), — 50% собственных средств (капита­ла) банка с 1.01.1998 г. (По данным инспектирования банков основными причинами финансовых трудно­стей кредитных организаций, вызванных предоставлением ссуд, наряду с непра­вильной оценкой платежеспособности заемщиков, ошибками, допускаемыми при оформлении залога, является непродуманная выдача кредитов акционерам, инсай-дерам и дочерним структурам.)

5.Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам (т. е. физическим лицам: настоя­щим и бывшим акционерам, имеющим более 5% акций, директорам (прези­дентам, председателям и их заместителям), членам Совета, членам кредитно­го совета (комитета), руководителям дочерних и материнских структур и дру­гим лицам, которые могут повлиять на решение о предоставлении кредита, а также их родственникам и другим лицам, участвующим в сторонних структу­рах, в которых также принимают участие инсайдеры), ограничивается 2% на одного инсайдера и связанных с ним лиц и 3 % по совокупности — с баланса на 1.07.1997 г.

При определении размера рисков концентрации учитываются общие суммы соответственно требований или обязательств кредитной организации, включая 50% забалансовых гарантий и поручительств.

По состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величи­на всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна быть больше 30%, а открытые позиции (длинные или короткие) по отдельным ино­странным валютам и российским рублям не могут превышать 15% собствен­ных средств (капитала) кредитной организации. Суммарная же величина от­крытых позиций в драгоценных металлах по состоянию на конец каждого рабочего дня ограничивается 10% собственных средств (капитала) банка.

Банки, имеющие лицензии Банка России на проведение валютных опе­раций, капитал которых не превышает 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представ­лять отчетность об открытых валютных позициях еженедельно (с разбивкой по каждому дню недели) не позднее 13 часов по местному времени вторника недели, следующей за отчетной. Те же банки, у которых собственные средства превышают 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представлять отчетность об откры­тых валютных позициях ежедневно не позднее 13 часов по местному времени дня, следующего за отчетным.

Ограничение рисков концентрации  1

Ограничение рисков концентрации  2

Количество стабильных кредитных учреждений по данным Центробанка на 01.08.98 года увеличивается ,что и отражено на графике. Связанно это главным образом с действиями ЦБ по усилению банковской системы и многочисленным слияниям крупных кредитных олигархов в объединения с крупным уставным капиталом. Все это связано с проблемой “выживания” в нестабильной экономической ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : « БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ»

1.«Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России». Сборник статей. Составитель: О.Н.антипова. Москва 1996г.

2.«Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996

3.«Международные стандарты банковского надзора» О.Н. Антипова. ЦПП ЦБ РФ ,1997 Москва

4.«Основные принципы банковского надзора» справочники о деятельности Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997

5.«Вестник Банка России» № 8 , Москва 1998

6.«Деньги и Кредит» , № 1 и № 2 , Москва 1998

7.Нормативные документы ЦБ РФ

8.«Закон о Центральном Банке»

9.«Закон о банках и банковской деятельности»