Экспертиза ценности документов (2)

Управленческая деятельность осуществляется с помощью документов, которые одновременно являются источником, результатом и инструментом этой деятельности. На сегодняшний день документ является основным способом представления информации на любом современном предприятии.

Документы, содержащиеся в процессе деятельности учреждений, организаций, предприятий, фирм, содержат информацию, ценность которой различна. Некоторые документы необходимы только для оперативной работы с ними в течение ограниченного времени, другие, отражая научно-технические достижения, государственное устройство и общественную жизнь страны, имеют историческое значение и как памятники истории и культуры должны быть сохранены максимально долго, в идеале – бессрочно, а точнее – постоянно.

Именно для установления ценности различных документов и целесообразности дальнейшего их хранения проводится экспертиза ценности документов, проблематика которой рассматривается в данной курсовой работе.

К сожалению, многие руководители предприятий, работники, отвечающие за документационное обеспечение управления, не знакомы с основами современного делопроизводства, а тем более – с тонкостями ведения документации.

Вместе с тем, правильное составление и оформление документов в соответствии с новыми нормативами – важнейшая обязанность работников делопроизводственных служб.

Работа с документами должна иметь настолько отработанный порядок, чтобы работники не отвлекались от главных производственных целей предприятия.

Методика экспертизы складывалась в течение длительного периода времени. Основы начали закладываться в ХIV-ХVШ вв. Более бурное развитие экспертиза получила в XIX в. и окончательно сформировалась в XX в. Ученые еще в XIX веке указывали на необходимость выработки научных основ экспертизы и законодательной защиты документальных богатств от уничтожения. Окончательно теория экспертизы документов оформилась в 20 веке.

Актуальность

Целью данной курсовой работы является изучение проблем экспертизы ценности документов в делопроизводстве.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

  1. рассмотреть теоретическую основу экспертизы ценности документов экспертизы ценности документов;
  2. охарактеризовать процесс экспертизы ценности документов в делопроизводстве;
  3. определить проблемы возникающие при проведение экспертизы ценности документов в УФСР по Краснодарскому краю;
  4. предложить пути решения выделенных проблем.

Объектом данной работы выступает экспертиза ценности документов., Предметом – проблемы экспертизы ценности в УФСР по Краснодарскому краю., Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность работы, также рассмотрены объект, предмет и задачи исследования.

3 стр., 1428 слов

Экспертиза ценности документов

... работы: 1.Рассмотреть назначение экспертизы ценности документов 2. Определить критерии экспертизы ценности документов 3. Охарактеризовать организацию и порядок проведения экспертизы ценности документов 4. Выявить основные этапы развития экспертизы ценности документов ГЛАВА 1. ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ 1.1 Понятие и назначение экспертизы ценности документов Ценность ...

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы экспертизы ценности документов в делопроизводстве.

Во второй главе рассматривается организация проведения экспертизы ценности документов.

В третьей главе рассматривается проведение экспертизы ценности документов в УФСР по Краснодарскому краю, проблемы, возникающие при проведение экспертизы и предлагаемые пути их решения.

В заключении даются краткие выводы, которые были сделаны после проведенного исследования.

Список используемых источников включает статьи и книги ведущих специалистов документоведческой сферы деятельности.

В ходе работы над были изучены и проанализированы работы таких специалистов-документоведов, как В.А. Кузнецова [1], Е.В. Алексеева [2], Л.П. Афанасьева [3], Е.М. Бурова [4], Г.А. Осичкина [5] и др.

В работе так же были использованы законодательные и нормативные источники по обеспечению процесса делопроизводства, в работе проанализированы существующие законодательные и нормативные акты, которые регламентируют организацию экспертизы ценностей документов.

1 Сущность экспертизы ценности документов

1.1 Понятие экспертизы ценности документов

Документы как источники информации не равноценны. Одни документы содержат информацию о политической, культурной и научной жизни общества, развитии экономики, работе государственного аппарата. В других документах отражается работа конкретных организаций. Значительная часть документов несет информацию, имеющую разовое значение, после использования, которой к документам больше не возвращаются.

Особое значение имеют документы «личные», содержащие информацию о выдающихся государственных и общественных деятелях, деятелях литературы и искусства, имеющие научную ценность, историческое значение. Их следует оставлять на вечное хранение.

Документы «по личному составу», которые содержат информацию о трудовой деятельности граждан, об их обучении и других событиях в жизни, имеют ценность для конкретных людей. Такие документы имеют длительный срок хранения, а потом уничтожаются.

С экономической точки зрения хранить все документы нецелесообразно, так как для них потребуются большие помещения, оборудование, штаты специальных работников. К тому же найти нужный документ в большом количестве бумаг будет очень сложно. Именно поэтому систематически проводится экспертиза ценности документов – определение политического, экономического, социально-культурного, практического и иного значения документов «с целью отбора документов на государственное хранение или установления сроков их хранения на основе принятых критериев» [6] .

15 стр., 7158 слов

Зарождение, становление и развитие экспертизы ценности документов ...

... в основе экспертизы ценности документов. Работу по организации и проведению экспертизы ценности документов должна проводить постоянно действующая экспертная комиссия организации. Экспертиза ценности документов постоянного и временного сроков хранения должна проводиться ежегодно. В результате работы экспертной комиссии ...

По срокам хранения документы подразделяются на три группы:

  • документы постоянного хранения;
  • документы длительного (свыше 10 лет) хранения;
  • документы временного хранения (до 10 лет включительно).

    [6] .

При проведении экспертизы ценности документы изучаются на основании принципов и критериев ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранение.

Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, на основе нормативно-методических пособий: перечней, номенклатур дел, классификаторов.

  • устанавливается комплекс документов постоянного хранения;
  • производится отбор к уничтожению утративших свое значение документов с истекшими сроками хранения;
  • определяются уникальные и особо ценные дела;
  • осуществляется полноценное комплектование архива организации и государственных архивов документами, представляющими интерес для науки и истории.

1.2 Задачи и критерии экспертизы ценности

Существуют следующие задачи экспертизы ценности документов:

Первая задача — отбор наиболее ценных документов из ведомственных в государственные архивы на государственное (постоянное) хранение и определение профильности документов тому или иному государственному архиву.

Вторая задача — определение сроков хранения документов, информация в которых может быть использована в течение какого-то периода времени. В зависимости от установленных сроков хранения такие документы могут быть разделены на две группы:

  • для долговременного хранения (например, документы по личному составу со сроками хранения 75 лет);
  • для временного хранения.

Третья задача — обеспечение полноты состава архивного фонда путем восполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичных документов из фондов однородных учреждений, а также выше- или нижестоящих учреждений.

Четвертая задача — отбор на хранение наиболее информативно емких документов. [7] ., Критерии экспертизы ценности, К критериям происхождения относятся:

  • роль и место организации или лица в системе государственного управления или конкретной отрасли, в результате деятельности которых были созданы документы;
  • значимость выполняемых ими функций;
  • время и место образования документов.