Наличие гражданского общества — важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность — это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Гражданское самосознание — важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.
Самосознание ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны у взрослого с осознанием своей принадлежности к разным социальным группам: определенному полу, семье, народу, государству. Обычно акцент в разговоре о гражданском воспитании ставится на том, насколько важно для общества растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим государством.
«Присвоение» родной культуры — важнейшая задача развития ребенка, но она же и есть составляющая процессов патриотического и гражданского воспитания, другая их составляющая — воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Изменения в современном обществе и государстве, нестабильность сегодняшнего дня, деидеологизация воспитательно-образовательного процесса в педагогической практике привели к тому, что проблемы гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказались, как бы изъяты из наших образовательных программ. Исследований по вопросу воспитания гражданственности в дошкольном возрасте крайне мало. Хотя в период с 60-х по 80-е годы был проведен ряд опытно-экспериментальных работ по проблеме патриотического и интернационального воспитания (М.И. Богомолова, А.А. Анциферова, Э.К. Суслова).
Проведен анализ имею щихся исследований по данной проблеме применительно к условиям 80-х-середины 90-х годов (А.В. Беляев, А. С. Бык, Н.И. Васильев, О.И. Волжина, А. С. Гаязов, Е.В. Известнова, Н.В. Ипполитова, Н.Г. Капустина, Д.В. Кузнецова, А.Ф.. Никитин, О.П. Песоцкая, И.Л. Судакова, И.М. Тагильцева, М.П. Чумакова, М.А. Якобсон и другие).
Гражданское воспитание младших школьников
... учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой ...
Происходит возврат к старому содержанию и формам ведения этой работы, что не дает удовлетворения и не является действенным решением проблемы. Возможно, один из источников затруднений на современном этапе — неточность понятий «патриотическое» и «гражданское» воспитание.
Препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста является отсутствие научно обоснованной, теоретической базы, неизученность начальной ступени формирования ребенка как гражданина, неумение педагогов применять адекватные формы этой работы в современных условиях. Практика остро нуждается в технологических разработках данного вопроса. Налицо противоречие между необходимостью проведения специальной работы по воспитанию у дошкольников основ гражданственности и отсутствием педагогических технологий данного процесса.
Актуальность проблемы воспитания гражданственности, обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности, определила тему курсовой работы: «Воспитание у детей чувства гражданственности».
Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:
- процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста» ;
- определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;
- теоретически разработан и экспериментально апробирован комплекс занятий, учитывающий поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.
Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании, были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Уточнить содержание понятия «гражданственность» для детей дошкольного возраста.
3. Определить критерии и уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и экспериментально апробировать комплекс занятий по воспитанию чувства гражданственности в старшем дошкольном возрасте.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- Государственные документы по реформированию народного образования Республики Узбекистан;
- общетеоретические положения психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- теоретико-методологические аспекты воспитания гражданственности (А.В. Беляев, Н.И. Болдырева, Л.П. Буева, Г.Е. Глезерман, Н.К. Гончаров, И.С. Кон, Ф.Ф. Королев, И. С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов и другие);
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение; изучение продуктов детской деятельности (рисунки); опросные методы (интервьюирование, анкетирование, проведение бесед); количественная и качественная обработка эмпирических данных. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных — задачам и гипотезе исследования.
Особенности методики правового воспитания учащихся
... Правовое воспитание должно носить проблемный характер, побуждать людей к самовоспитанию (без которого оно "бесплодно"). 4. Роль правового образования в формировании правосознания и правовой культуры личности, учебной и внеклассной работы в правовом воспитании Человек ...
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- доказана возможность воспитания чувства гражданственности у старших дошкольников путем интеграции элементов гражданственности: патриотизм, гражданские права, обязанности и межнациональная толерантность;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:, Практическая значимость исследования
Достоверность результатов и обоснованность выводов, полученных в исследовании, обеспечивается применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования; обширным фактическим материалом, его качественным и количественным анализом; данными опытно-экспериментальной работы.
База исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания у детей чувства гражданственности
1.1 Содержание понятий «патриотизма» и «гражданственности»
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 — 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
«Патриот — это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».
«Патриотизм (греч. Patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».
Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (кишлака), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков деревьев и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
1. Наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
Анализ жизни, деятельности и педагогического наследия А. Сухомлинского
... гражданина. В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, ... отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей. Воспитание развитой личности ... на родину и стал заведующим районо. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился ...
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного.
3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями, в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании).
О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего его соотечественники.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.
Патриотизм это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины, отмечает президент Руспублики Узбекистан И.А. Каримов.
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
И.А. Каримов считает, что она должна отвечать таким требованиям, как священные традиции и чувства народа, единая идея народа, объединяющая людей , независимо от веры, мыслей, мировоззрения; абсолютная свобода от национализма, унижения и дискриминации других народов; воспитание молодежи в духе верности Родине, привитие им качества гуманизма и человеколюбия и др.
Понятие «гражданственность — многозначно:
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность — это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Гражданское самосознание — важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.
Гражданственность — нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.
«Воспитание гражданина — основные идеи, система, цель ...
... Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (ст. 2). Анализ педагогических исследований и практики гражданского воспитания учащихся ... и историческим традициям народов. Принцип народности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и ...
Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Патриотизм и гражданственность, будучи своеобразно выражены в истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы Узбекистана как государства и общества, лица узбекской нации, национальной мифологии и идеологии и продолжают иметь существенное значение в жизни нашего общества, во многом определяя его настоящее и будущее. На протяжении столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития, и к настоящему времени Именно патриотизм и гражданственность нашего народа является субъективной основой определения национальных целей и приоритетов Узбекистана.
В программном докладе Президента Республики Узбекистан — Ислама Абдуганиевича Каримова на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва в январе 2000 года справедливо говорилось «Священный долг каждого из нас — сохранить сложившиеся в нашей стране межнациональное согласие и стабильность, беречь их как зеницу ока».
«Узбекистан — страна молодежи»- говорит президент. Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее нашей Родины.
«Наши дети. За ними — будущее. Большая ответственность в достижении нашей конечной цели ложится на плечи идущего, на смену подрастающего поколения.» — Президент нашей страны И.А.Каримов.
На сегодня исследования фиксируют неуклонный рост показателей патриотизма и гражданственности, потребности молодежи в проявлении социальной активности и в молодежных организациях, которые защищали бы права молодых. Пример этому служит молодежная организация «Камолот». Одним из важнейших направлений деятельности общественного движения молодежи «Камолот» является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.
Вместе с этим, хотя и медленно, идет освоение гражданского долга. Опыт исследований и наблюдений показывает, что в критических ситуациях выбора, связанного с судьбами страны, молодое поколение способно принять исторически правильное решение. Проблематичнее обстоит дело с выполнением гражданского долга по защите Родины, причем, наиболее остро этот вопрос стоит в столичных и сверхкрупных городах.
Особенности обучения и воспитания одаренных детей
... особенности одаренного ребенка. 2. Дать определение понятию «одаренность», «одаренные дети». 3. Отразить проблемы, связанные с детской одаренностью. 4. Раскрываются практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей ... к трудам ... на эти вопросы. Трудности связаны с выявлением одаренных людей и разработкой программ обучения. Многие проблемы можно решить, найдя строгие критерии таланта. Между тем ...
Сегодня мы наблюдаем и являемся участниками процесса становления поколения, которому суждено определять судьбу нашей Родины. При всей сложности ситуации и массе оговорок можно надеяться, что данное поколение во взаимодействии со старшими поколениями имеет возможность реализовать свою историческую миссию, преодолев разрушительные тенденции и исполнить тем самым свой патриотический и гражданский долг перед Родиной.
Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу.
Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в детском саду.
1.2 Воспитание патриотизма — как основа воспитания чувства гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания человека»:
1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2. Взгляды на патриотизм в летописях.
3. народные былины как средство воспитания патриотизма
4. Роль сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
5. Героические и патриотические песни народа и их воспитывающая роль
6. пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Патриотизм это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины, считает И.А. Каримов.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Узбекистан — родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Правовое воспитание детей с противоправным поведением
... обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков с отклонением в поведении; на основе результатов ... выбор темы и направления нашего исследования. Цель: правовое воспитание детей с противоправным поведением. Задачи нашего исследования : ... пает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества. Право закрепляет ...
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной.
Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в засушливой пустыне. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты передовые рабочие или колхозники.
Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой — животноводов, овощеводов, в третьей — рыбаков, хлопкоробов и т. д. Замечательно и неповторимо народное творчество.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или посёлок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны — рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
Воспитание чувства гражданственности включает в себя решение задач не только нравственно-патриотического, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Курсовая работа по гражданское воспитание
... гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство ... играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» . Он ... Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность ...
Воспитатель должен так организовать пополнение о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.
В процессе работы по воспитанию чувства гражданственности у детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Во время прогулок в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные.
Работа по воспитанию чувства гражданственности дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
И так формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны.
Надо «… ввести изучение Конституции, начиная с детского сада, в школах проводить уроки, в высших учебных заведениях преподавать в качестве одного из специальных предметов» говорит И.А. Каримов.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
Атмосферу общественно полезного труда дети стараются передать и в своих играх. Представления о том, как работают отцы и матери, заинтересованность их трудом служат богатейшим источником игр тогда, когда детей систематически приучают приобретать новые знания о трудовом процессе и его результатах.
Мы уже говорили, что патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель мячи, прыгать, подлезать под препятствия и т.д.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка — дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Труд с общественной мотивацией следует организовать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети 6-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Взрослые следят за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Педагог, воспитывающий будущих граждан страны, учит их радоваться труду на общественное благо, прививать им чувство ответственности, а потому требует от них чёткого выполнения порученного дела, приучает самостоятельно замечать и устранять непорядок, не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение. Периодически следует обсуждать с детьми, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу, вместе думать, и помочь тому, кто пока недостаточно активно и ответственно относится к общему делу.
Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Осознать эту необходимость им помогут специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему, безусловно, нужно рассказывать и показывать, как например, выращивают хлеб, но в ещё большей степени он осознаёт сложность этого труда и необходимость бережно относиться к хлебу, если вырастит его сам.
Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей, помощь пионерам в работе «зелёного патруля» и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).
Когда на предприятии проходит субботник и родители принимают в нём активное участие, можно и в детском саду организовать такое же мероприятие, чтобы дать ребятам возможность уже в дошкольном возрасте почувствовать причастность к делам взрослых.
При определении содержания и организации трудовой деятельности с целью патриотического воспитания дошкольников педагогу следует помнить о важности общих переживаний, которые даёт совместная деятельность, коллективный труд. Конечно, само по себе объединение в совместной деятельности, уже даёт детям радость, однако она будет значительнее, если по содержанию и мотиву такой труд будет иметь общественную направленность.
При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.
При ознакомлении с родным городом целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех возрастов: «Праздничная улица», «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра», «Новый сквер», «Отправим письмо заболевшему товарищу».
Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими. Если к этому празднику организуется выставка, малышам поручают разложить картинки, поделки из природного материала. Эти небольшие поручения сделают малыша полноправным участником всех групповых мероприятий.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 5-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что друг не бросает друга в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, трудолюбия.
Педагог подчёркивает, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек-гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Родины, желать их устранить. Этому способствуют беседы родителей с детьми, раскрывающие красоту человеческих поступков.
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, — задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Это музей знаменитого писателя…» и т. д.
Дошкольнику интересно и полезно побывать на выставке, в музее и т.д. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2-3 пейзажа, несколько портретов и скульптур. В краеведческом музее для посещения выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». Разговор с ребёнком не должен быть назидательным, это — совместное обсуждение, раздумье. Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого. Такое «равноправие» в выражении мыслей и чувств необходимо для развития у ребёнка самостоятельности мыслительной деятельности и личностного отношения к событиям и фактам.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого поэта и т. д.
Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Воспитание гражданственности в ребенке — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д. видел в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Такой великий предок нашего народа, как Алишер Навои был патриотом, истинным сыном узбекского народа, и его гениальные строки, исходящие из пламенного сердца, выстраданные, глубоко лиричные и философски осмысленные, ставшие нашим жизненным кредо, актуальны и сегодня.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Имена своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
— Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, решая задачи гражданского воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины»).
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Вывод по I главе.
Подводя итог к I главе, мы, выяснили. Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее приукрашения и обустройства.
Патриотизм либо есть, либо его нет вовсе. Патриотизм сокровенное чувство, находящееся на подсознательном уровне. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.
Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины, отмечает президент Руспублики Узбекистан И.А. Каримов.
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу. Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в детском саду.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, в особенности в ДОУ. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Воспитание чувства гражданственности включает в себя решение задач не только нравственно-патриотического, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Быть гражданином, патриотом — вот неотъемлемая часть нашей жизни. Безусловно, к концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну; наш народ; язык; обычаи и традиции, а также свои права и обязанности. О чем мы, и поговорим в следующей главе.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию чувства гражданственности у детей 5-7 лет
2.1 Диагностика сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, практику работы ДОУ, мы, решили провести опытно-эксперементальную работу по данной проблеме.
Исследование проводилось в ДОУ № 60 Мирабадского района г.Ташкента.
Экспериментальная группа состоит из детей 5-7 лет в составе 10 человек.
Цель констатирующего эксперимента выявить уровень сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет.
В ходе констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы:
- Ш Анализ педагогической документации;
- Ш Анкетирование;
- Ш Наблюдение;
- Ш Математический анализ результатов исследования.
На начальном этапе исследования был выявлен характер работы, проводимый в подготовительной группе ДОУ № 60. Для этого был проведен анализ педагогической документации (перспективный и календарный план).
Следующим этапом была диагностика сформированности у детей 5-7 лет чувств гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:
- ь Знание родного края;
- ь Толерантность;
- ь Права ребенка;
- ь Обязанности ребенка.
Анкета
I блок
Знание о родном крае
1. В какой республике ты живешь? Как она называется?
2. Как называется столица (главный город) нашей Родины?
3. Какие еще города нашей Родины ты знаешь?
4. Как зовут президента нашей Республики?
5. Показывая флаг РУз, задаем вопрос: Что это? Что означают цвета и символы на флаге нашей страны?
6. Прослушав отрывок гимна РУз, задаем вопрос: Что это за музыка?
7. Показывая герб РУз, задаем вопрос: Что это? Что символизирует птица Симург?
II блок
Толерантность
1. Кто ты по национальности?
2. Кто по национальности твои близкие друзья?
3. Как ты считаешь, какая национальность самая лучшая?
4. Могут ли дружить дети разных национальностей?
5. Кто важнее девочки или мальчики?
6. А у тебя есть друзья девочки/ мальчики?
7. должны ли мальчики заступаться за девочек?
III блок
Права ребенка
1. Какие права у тебя есть? (что тебе разрешают, и что ты
должен делать)?
IV блок
Обязанности ребенка
1. Какие обязанности у тебя есть (по отношению к родителям, детскому саду, к Родине)?
Ключ
Знание о родном крае |
Толерантность |
|
0-2 низкий уровень; 3-5 средний уровень; 6-7 высший уровень. |
0-2 низкий уровень; 3-5 средний уровень; 6-7 высший уровень. |
|
Права ребенка |
Обязанности ребенка |
|
0-1 низкий уровень; 1-4 средний уровень; 5-7 высший уровень. |
0-1 низкий уровень; 1-4 средний уровень; 5-7 высший уровень. |
|
(Таблица №1, Таблица №2, Таблица №3, Таблица №4)
Данные таблиц были оформлены в виде диаграмм:
В ходе диагностики было выявлено, что:
I «Знание о родном крае»
низкий уровень.
IV «Обязанности ребенка»,
низкий уровень.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод, что чувства гражданственности у детей подготовительной группы развито недостаточно.
2.2 Воспитание у детей чувства гражданственности.
Целью формирующего эксперимента была разработка системы комплексных занятий по следующим блокам: знание о родном крае, толерантность, права и обязанности ребенка. А также внедрения их в учебный процесс ДОУ № 60 Мирабадского района г.Ташкента.
Цель первого занятия: «Символика флага Республики Узбекистан»- познакомить детей с цветами и символами флага.
Цель второго занятия: «Ознакомление с гербом Республики Узбекистан»- познакомить детей с гербом родного края, с его символическими значениями.
Цель третьего занятия: «Дружат дети всей земли»- познакомить детей с людьми разных национальностей проживающих на территории Республики Узбекистан.
Цель четвертого занятия: сюжетно-ролевая игра «Дочки матери» — разъяснить детям, что и мальчики и девочки важны. Организовать игру с приобщением детей обоего пола, с помощью распределения ролей.
Цель пятого занятия: «Все люди разные, но права одинаковые» — дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав. «Права и закон; Конвенция ООН о правах ребенка»- дать представление о законе.
Цель шестого занятия: «Мои обязанности» — познакомить детей с их обязанностями дома, в ДОУ, на улице, в Государстве.
2.3 Диагностика сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет
По окончанию формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный срез, результаты которого оформлены в таблицах № 5,6,7,8.