В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Высшее место в иерархической структуре нормативных правовых актов государства занимают законы.
Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что закон в правовом государстве признается обязательным для всех лиц без исключения и подлежит неукоснительному исполнению и именно закон в силу принципов, провозглашенных Конституцией РФ, призван стать основой правового государства.
Целью данной курсовой работы является изучение законов и их иерархии. Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть понятие, признаки и виды законов.
- Изучить иерархию законов и законодательства.
- Проанализировать иерархию законов в РФ.
При написании курсовой работы использована нормативная и учебная литература.
1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, .1 Понятие и признаки закона
Закон — это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой
Закон — это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Обобщая весь накопленный нашими предшественниками материал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше и им подобных дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона.
Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием — в России, Конгрессом — в США, Парламентом — в Италии, Франции, Японии и др.) представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума.
Контрольная работа: Основные нормативно-технические документы ...
... охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ. ... гарантированную государством заработную плату соразмерно количеству и качеству затраченного труда; право на отдых в соответствии с законами ... Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей. Госком по труду и вопросам и ВЦСПС 16.08.77г. №255/16. ...
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя «общей воли».
В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке.
Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой. «Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов. Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.
1.2 Виды законов
Виды законов могут выть выделены по разным основаниям.
Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.
К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;
—общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;
—порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
—правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;
—правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;
—федеральные налоги и сборы;
—общие вопросы национальной безопасности;
—порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;
—уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;
Место и роль закона в правовой системе Российской Федерации
... государства — Российской Федерации — с 1991 в российском государстве осуществляется резкий всплеск нормотворчества. Для устранения проблем в законодательном регулировании в российской правовой системе используются правила систематизации законодательства (учет, инкорпорация, кодификация, консолидация). Конституция ...
—судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами.
Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.
В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция — это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.
Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом — народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.
Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства — итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов.
Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.
Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» — «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце ХV111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.).
Сегодня большинство стран мира имеют конституции.
Конституция — это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.
Конституция обладает учредительным характером, что проявляется в том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.
Правовая и политическая природа Конституции Российской Федерации
... настоящей работы является изучение правовой и политической природы Конституции Российской Федерации. Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач: определение понятия и основных функций конституции; изучение основных черт Конституции РФ; изучение юридических свойств Конституции РФ. Выдержка из работы. ...
Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.
Конституция имеет особый предмет правового регулирования — наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.
Под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти. Данное схематичное изложение предпринято нами в целях воссоздания систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают гражданско-правовых отношений.
Мы рассмотрим следующие виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.
Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации — это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации»[2].
Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.
Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»(2002) ...
... охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых ...
Рассмотрим федеральные конституционные законы. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.
С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.
Федеральные конституционные законы в соответствии со ст. 76 Конституции России имеют верховенство над федеральными законами.
Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, О судебной системе Российской Федерации от 31.12 96 № 1, О Конституционном Суде Российской Федерации от 21.07.94 № 1 и другие.
Федеральные конституционные законы непосредственно не относятся к формам гражданского права, однако опосредованное воздействие они оказывают. Так, например, при помощи федеральных конституционных законов урегулирована организация и деятельность судебных органов, которые могут рассматривать гражданско-правовые споры, споры в сфере экономики.
Наиболее многочисленную группу составляют федеральные законы.
Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации».
Значительно число тематических федеральных законов, посвященных регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, Федеральный закон «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В системе федеральных законов выделяют отдельные разновидности. Так, по порядку разработки и месту в правовой системе выделяют законы текущие и кодифицированные (кодексы).
Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции России. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Посредством принятия этих законов они включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции России ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами.
СВОБОДА ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... А.В. Сутягин, А.Н. Кайль // СПС «КонсультантПлюс». 19. Ершов, Ю.Л. Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Ершов ... Власть Закона. - 2014. - N 2. - С. 34-43 // СПС «КонсультантПлюс». 17. Димитриев, М.А. Принцип свободы договора [Электронный ресурс] : комментарий к статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации / ...
Возможность данного вида закона для регулирования гражданско-правовых отношений исключительно велика. Международные договоры Российской Федерации, выступление в конфедерации сказываются на внутригосударственных гражданских отношениях.
Закон субъекта Российской Федерации — нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации и в совместном ведении. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов — предметы ведения субъектов Федерации и, соответственно, они не могут регулировать гражданские правоотношения.
нормативный правовой акт закон
2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА, .1 Понятие и виды источников права
Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе — формальные источники права, юридические источники права, формы права).
К основным формально-юридическим источникам права относятся нормативно-правовой акт, правовой прецедент и правовой обычай. Помимо указанных в юридической науке встречаются такие источники права как юридическая доктрина и нормативно-правовой договор. [5, с. 146]
Нормативный правовой акт — это официальный документ управомоченного субъекта, содержащий нормы права, обязательные для неопределенного числа лиц;
Свойства нормативного правового акта:
—принимает управомоченный субъект, т.е. орган или должностное лицо, которые имеют право на его издание;
—содержит нормы права, т.е. правила поведения, юридические права, обязанности и запреты;
—обладает юридической силой, которая определяется соотношением этого документа в иерархической (подчиненной) системе правовых актов, а также местом, ролью и значением соответствующего органа его принявшим;
Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь
... системы права и системы законодательства., Для достижения вышеуказанной цели поставлены анализ существующих в науке подходов и интерпретаций понятий системы права и системы законодательства; анализ существующих в науке оснований построения системы права и системы законодательства; характеристика структурных элементов системы права и системы законодательства; тенденции развития системы права и ...
—обязателен для неопределенного числа субъектов по их видам, статусу или категориям;
—имеет определенную форму (закон, подзаконный нормативный акт, указ, постановление, приказ, положение, инструкция и др.) и реквизиты (наименование, время и место принятия, подпись соответствующего должностного лица);
—направлен на регулирования общественных отношений.
Под обычаем, как разновидностью социальной нормы, понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемым обществом. Правовым обычай становится после официального одобрения государства.
Правовой обычай — общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в установленных случаях субъектами права в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного принуждения.
Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев — Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д.
Правовой обычай прямо не закрепляется в действующем законодательстве. Однако для применения обычая в качестве правовой нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, необходима отсылка в нормативно-правовых актах на допустимость применения правового обычая. Примером этому может служить статья 5 Гражданского кодекса РФ, определяющая возможность применения обычаев делового оборота.
Судебный прецедент — решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.
Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англосаксонской правовой семьи. Прецедентное право является неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения дел по аналогии определяет ее специфику.
Нормы, вырабатываемые в результате прецедента, являются, в конечном счете, прямым отражением общечеловеческих ценностей, проверенных временем.
Несмотря на возрастающую роль нормативно-правовых актов, авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает и компетентные суды не склонны их пересматривать.
Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем государстве могут служить решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ.
Информационные ресурсы internet применяющиеся в области права и законодательства
... правовой системы. Последние имеют приоритет перед законами (но не перед Конституцией, вопрос о соотношении юридической силы КРФ и норм международного права остается открытым). Информационные Ресурсы ... каталог. www . law . catalaw . com Для поиска правовых иформационных ресурсов населения законодательства различных стран и межгосударственых проблем наиболее удобны каталог юридической библиотеки. ...
2.2 Закон как вид нормативно-правового акта
Общему построению системы законодательства в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Закон является главным и преимущественным нормативно-правовым актом современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. [3, с. 116] Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:
—законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
—законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
—законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам;
—законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган; законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
В законах выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов особенно возрастает в период преобразования общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс. С точки зрения юридических качеств законы обладают высшей юридической силой. Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствие с законом или немедленно отменён. [2, с. 127] Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия — вот особенности этой разновидности нормативных актов. Раскрывая порядок принятия законов, можно выделить четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование).
Истории государства и права зарубежных стран
... – империя Хань. 5. Древний Китай в I-III вв. н.э. Но для истории государства и права наиболее целесообразным видится другой подход к периодизации, который характерен для традиционной китайской ... времени, когда династия Шан пала, ее и в целом государство начали обозначать иероглифом «инь». По этой причине первый период в истории Древнего Китая обладает двумя названиями – Шан ...
Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме.
К законам как к особым нормативно-правовым актам предъявляются следующие требования:
—законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
—они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
—их соблюдение должно быть непререкаемым
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определённые и ограниченные сферы общественной жизни.
3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ, .1 Действие законов во времени
Действие закона (нормативного акта) — состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов).
По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.
Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права. [4, с. 153]
Действие законов во времени связано с моментом их вступления в юридическую силу и с момента утраты ими юридической силы. Законы вступают в юридическую силу по одному из следующих правил:
С момента его принятия правотворческим органом (например, государственной думой)
По истечении определенного времени со дня его опубликования. По общему правилу законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Законно вступает в силу со дня, указанного в самом законе.
Закон, вступивший в силу, применяется только к тем отношениям, которые возникли после его вступления в действие, то есть закон обратной силы не имеет.
Исключения:
. закон имеет обратную силу когда:
—в самом законе об этом прямо сказано;
—когда закон смягчает или вовсе отменяет ответственность.
. Закон утрачивает юридическую силу в следующих случаях:
—когда истек срок, на который был принят закон;
—когда один закон напрямую отменяет другой закон.
3.2 Действие законов в пространстве
По общему правилу действие закона государства в пространстве распространяется на территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.
Действие закона государства, как правило, также распространяется на территории его дипломатических представительств, воинских частей, на суда и воздушные суда, приписанные к порту государства и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве (а также на все военные корабли и воздушные суда) в соответствии с нормами международного права. Применение иностранного права допускается в некоторых случаях. Действие закона субъекта РФ (несуверенного государства или государственного образования), как правило, распространяется на всю его территорию (возможны исключения по отдельным территориям или по кругу лиц).
[7, с. 228] Действие норм закона в пространстве может быть ограничено, если это установлено самим законом или следует из его содержания, при этом сами законы действуют на всей территории РФ (например, Федеральные законы «О континентальном шельфе», «Об особой экономической зоне в Магаданской области»).
3.3 Действие законов по кругу лиц
По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц, находящихся на его территории и территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений.
Права, свободы и обязанности, связанные с гражданством (избирательное право, воинская обязанность), распространяются только на граждан РФ, даже находящихся за пределами Российской Федерации. Под действие закона государства (государственного образования) подпадают его государственные органы и должностные лица при исполнении должностных обязанностей, независимо от их местонахождения (например, Президент РФ во время зарубежной поездки, а также органы государственной власти Московской области, расположенные на территории города Москвы).
Некоторые законы распространяют действие только на определённых лиц (например, многие нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О статусе судей в РФ» адресованы военнослужащим и судьям соответственно).
Некоторые законы не распространяются на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами.
4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ, .1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. [7, с. 291]
Вертикальная структура российского законодательства переходного периода формируется на основе иерархического принципа и сводится к следующим критериям: а) изменение федеративной структуры законодательства в рамках конституционализма как идеологии правовой государственности; б) ориентация федерального и регионального законодательства на строгую упорядоченность нормативно-правовых актов, реализующую принцип верховенства законов; в) достижение эффективности и качественной реализации законодательства на федеральном и региональном уровнях с учетом подзаконного и ведомственного нормотворчества; г) научное обеспечение законодательной деятельности: планирование, информатизация, экспертиза, систематизация и т.д.; д) сохранение преемственности отечественного законодательства в условиях инкорпорации норм международного права и региональной национально-культурной диверсификации российского законодательства.
В основе вертикальной (иерархической) системы законов лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).
В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений:
—Конституция РФ, стоящая во главе системы законодательства;
—Федеральные конституционные законы;
—Федеральные законы;
—нормативные указы Президента;
—нормативные постановления Правительства;
—нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти;
—нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления;
—нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).
4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней
Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета правового регулирования, т.е. определенного круга общественных отношений и метода правого регулирования.
На базе данных критериев вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права: конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское право — гражданское законодательство, административное право — административное законодательство и т.д. [6, с. 304]
4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней
Федеративное строение системы законодательства основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства.
В федеративной структуре законодательства в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации выделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации:
—федеральное законодательство (Конституция Российской Федерации, кодексы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и иные нормативные правовые акты Федерации);
—законодательство субъектов Российской Федерации — республик в составе Российской Федерации (конституции, законы и иные нормативные правовые акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные правовые акты);
—законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле.
Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон, если даже погибнет мир.
В странах романо-германской правовой семьи, к которой относится и Россия, нормативно- правовой акт является основным источником права, а закон в частности, выступает в качестве основного и главного нормативно- правового регулятора общественных отношений.
Проблема источников права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и политическую значимость. Чудовищные нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место не в столь далеком прошлом, явились в том числе и следствием отступления от принципа верховенства закона, деформации вертикальной структуры источников права.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ierarhiya-normativno-pravovyih-aktov-rf/
1.Российская Федерация. Конституция (1993).
Конституция Российской Федерации: офиц. Текст/ М.: Феникс, 2010. — 39 с
2.Аварин, С. А. Конституционное право России: учебное пособие/ М.: Юристъ, 2008. — 293 с.
3.Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное)/ М.: Проспект, 2011. — 416с.
4.Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник (4-е изд., переработанное и дополненное)/ М.: НОРМА, 2011. — 418с.
5.Максименко Е.В. Основы права: ответы на экзаменационные вопросы/ Минск: Тетра Системс, 2012. — 112 с.
6.Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие/ М.: Проспект, 2010 г. — 144с.
.Марченко М. Н. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное и дополненное)/ М.: Проспект, 2013. — 648с.
.Марченко М. Н. Источники российского права: вопросы теории и истории: учебное пособие/ М.: Норма, 2011. — 336с.
.Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: учебное пособие/ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 312с.
.Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров: учебное пособие/ М.: Юрайт, 2012. — 415с.
11.Пуздрич Ю. В. История российского конституционализма IХ-ХХ веков: учебное пособие/ СПб.: Юрид. центр Пресс, 2011. — 559 с.
12.Румынина В.В. Основы права: учебное пособие/ М.: Форум, 2012 — 256с.
.Хаймович М.И. Правоведение: основы правовых знаний: учебное пособие/ М.: РИОР, 2013. — 304с.