Планирование, учет и анализ логистических издержек промышленного предприятия

Курсовая работа

Современное предприятие функционирует в условиях жесткой конкуренции. Бизнес деятельность российского предприятия, кроме того, осложнена комплексом факторов, которые оказывают негативное влияние на жизнеспособность организации, среди которых: несовершенство законодательной базы в области торговли, коммерческой деятельности, налогообложения, бюрократические барьеры различных уровней управления, недостаток теоретических знаний администраторов и руководителей бизнес процессов и пр. Все эти факторы, априори, предполагают отставание российского предприятия от западных компаний.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что развитие экономики России на рыночных принципах, обуславливает необходимость управления конкурентоспособностью предприятия. Среди механизмов обеспечения конкурентоспособности на первое место выходит ныне управления предприятием на основе логистики.

Несмотря на то, что применение логистики в экономике России обусловлено современными реалиями, управления предприятиями на основе логистических подходов уделяется пока недостаточно внимания по сравнению с развитыми странами. Совершенствование управления бизнес-структурами в современных условиях хозяйствования требует решения целого ряда задач, важнейшими из которых является управление транспортно-логистической деятельностью предприятия.

Один из важнейших функциональных разделов общей логистической науки, непосредственно связанный с организацией и управлением движением материальных потоков – транспортная логистика. В современных рыночных условиях транспортная логистика играет очень важную роль, поскольку любое предприятие взаимодействует с внешней средой. В процессе такого взаимодействия происходят перемещения объектов: сырья и материалов от поставщиков к производителю, готовых товаров от производителя к посредникам и от них к конечным потребителям. Возникает потребность обеспечить физическое перемещение подобных грузов в пространстве по оптимальному маршруту с наименьшими затратами. именно этим и занимается транспортная логистика.

Цель исследования – изучить планирование, учет и анализ логистических издержек промышленного предприятия.

Основные задачи:

1. Изучить организацию службы логистики на предприятии

2. Оценить эффективность транспортно-логистическую деятельность предприятия

3. Разработать мероприятие по совершенствованию управления транспортно-логистической деятельности ОАО «ФПК»

Объектом изучения в данной работе является транспортный элемент логистической системы, сформированной ОАО «ФПК».

25 стр., 12364 слов

Процессы и методы управления предприятием

... управления предприятием. Однако и в этих трудных условиях идет работа по совершенствованию управления предприятиями в целом и по отдельным его функциям. Именно сейчас в сложных экономических условиях должны реализовываться сильный, целенаправленный менеджмент предприятия, ... изучить также административные и социально-психологические методы; 4) проанализировать практику управления ООО «Бизнес Фудз»; 5) ...

Предметом — оптимизация транспортных издержек процесса физического продвижения продукта к конечному потребителю.

Теоретическую и методологическую основу работы составляют результаты фундаментальных и прикладных исследований по основам логистике и транспортной логистике в частности, а также системный подход к исследованию процесса функционирования логистических систем.

ГЛАВА 1 . ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Краткая характеристика ОАО «ФПК»

ОАО «ФПК» является наследником ОАО «РЖД» в организации и выполнении грузобагажных перевозок. В качестве перевозчика ОАО «ФПК» предоставляет услугу коммерческим операторам и ФГУП «Почта России» по организации перевозок собственными вагонами в составах поездов формирования ОАО «ФПК». Указанная услуга измеряется в ваг-км пробега вагона по железной дороге в составе пассажирского или багажного поезда и тарифицируется по ставке руб/ваг-км. При этом стоимость пробега собственного вагона в составе пассажирского поезда формирования ОАО «ФПК» выше, чем в составе багажного поезда.

В качестве оператора подвижного состава, предоставляющего услугу грузоотправителям по перевозке грузобагажа в багажных вагонах ОАО «ФПК», компания измеряет свою деятельность в тоннах (объем перевозок) и т-км (грузооборот) и тарифицирует стоимость перевозки 1 кг груза на определенное расстояние по ставке руб./т-км.

В отличие от ОАО «ФПК», у коммерческих операторов и ФГУП «Почта России» регулируется только тариф на пробег собственных вагонов в составах поездов ОАО «ФПК» («Тарифное руководство. Перевозки грузобагажа в багажных вагонах», утверждено приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. №156-т/1,).

Стоимость перевозок грузов для грузоотправителей багажными вагонами коммерческих операторов государством не регулируется.

Аналогично, стоимость перевозок сборных грузов для грузоотправителей конкурирующими с грузобагажными перевозками видами транспорта – автомобильным, авиационным, — не регулируются государством.

Не регулируется государством также стоимость перевозки для грузоотправителей сборных грузов в контейнерах. Напротив, стоимость перевозки сборных грузов в крытых вагонах, поскольку они остаются в управлении ОАО «РЖД», регулируется.

На основе государственного регулирования ОАО «ФПК» тарифицирует стоимость перевозки грузобагажа для грузоотправителя с учетом веса груза и расстояния перевозки. Коммерческие операторы определяют стоимость перевозки с учетом веса, объема груза, расстояния и срочности доставки груза. Тарификация стоимости перевозок по объему груза позволяет коммерческим операторам привлекать легкие и объемные грузы. В случае легких грузов (плотностью менее 200-250 кг/куб. м.) коммерческие операторы переходят на тарификацию по объему. Тарификация ОАО «ФПК» по весу груза, соответственно, не позволяет привлекать такие грузы.

При определении уровня цен на конкретном направлении перевозок коммерческие операторы учитывают различные рыночные факторы: (1) наличие прямой/обратной загрузки; (2) сезонность; (3) объемы перевозок клиента; (4) регулярность перевозок клиента; (5) уровень цен конкурирующих видов транспорта; (6) уровень цен на перевозимые товары и доля транспортных расходов в цене перевозимого груза, и др. факторы.

Коммерческие операторы проводят гибкую тарифную политику, направленную на максимизацию загрузки вагона. На основном направлении грузобагажных перевозок – Запад-Восток — возникает проблема с обратной загрузкой вагонов, которую операторы решают путем радикального снижения тарифов на обратную перевозку (Восток-Запад).

Снижение цены составляет до 2 раз от цены прямой перевозки (диаграмма 1).

Текущие цены на перевозки сборных грузов, включая грузобагажные перевозки

Ниже приведена сравнительная стоимость перевозки 1 т сборного груза различными видами транспорта (по состоянию на август 2014 г.).

Таблица 1. Сравнение цен на перевозки основными видами транспорта, руб./т (с НДС)

Расстояние перевозки

(репрезентативное направление)

Авиационный транспорт

ЖД транспорт

Автомобильный транспорт

ОАО «ФПК» – Тарифное руководство, утвержденное приказом ФСТ России от 27 июля 2014 г. №156-т/1

Коммерческие операторы – рыночные цены

Крытые вагоны (Прейскурант 10-01)

Контейнерные перевозки

до 2000 км (Москва-Екатеринбург)

49 000

8 790

8 940

2 100

4 800

7 450

От 2000 до 4000 км (Москва-Новосибирск)

66 000

12 000

9 570

3 530

6 330

22 300

более 4000 км (Москва-Владивосток)

77 000

23 300

20 000

9 550

7 520

26 900

Из приведенной таблицы видно, что стоимость перевозки грузобагажа в багажных вагонах ОАО «ФПК» для расстояний более 2000 км, определенная на основе регулируемых тарифов, выше среднерыночных цен на грузобагажные перевозки железнодорожным транспортом на 15-20%.

Более низкие цены на контейнерные перевозки и перевозки сборных грузов крытыми вагонами не являются серьезным конкурентным недостатком грузобагажных перевозок, поскольку существует значительная разница в скорости и пунктуальности доставки грузов, их сохранности.

Кроме более высоких тарифов за перевозку ОАО «ФПК» взимает с грузоотправителей дополнительные платежи за хранение груза в пункте отправки и за другие услуги.

Цены грузобагажных перевозок и тарифы автотранспорта на расстоянии около 2000 км являются паритетными (различие до 10% за счет стоимости автодоставки от железнодорожной станции до склада получателя).

На расстоянии свыше 2000 км грузобагажные перевозки оказываются дешевле перевозок автотранспортом.

1.2 Показатели деятельности ОАО «ФПК» в грузобагажных перевозках

Ниже представлены основные показатели деятельности ОАО «ФПК» на рынке грузобагажных перевозок.

Таблица 1. Основные показатели деятельности ОАО «ФПК» в сфере перевозок грузобагажа в период 2011-2014 гг. с указанием на долю в общих грузобагажных перевозках

2011

2012

2013

2014(2 квартала)

кол-во отправленных вагонов, ед.

36953 (20%)

26287 (16%)

22116 (13%)

9868 (12%)

пробег, тыс. ваг-км

62127

50600

45153

29925

всего отправлено, тонн

108319

81927 (6,2%)

79051 (5,3%)

36060

грузоборот, т-км

218267 (3,6%)

172478 (3,9%)

167855 (3%)

79438

провозные платежи (за пробег вагонов), тыс. руб.

851473

623466

622196

291721

средняя загрузка вагона, тонн

3,5

3,4

3,7

3,8

Обращает внимание факт низкой загрузки багажных вагонов ОАО «ФПК», а также тенденция снижения объемов перевозок и доли компании на рынке (доля отправленных вагонов, перевезенных тонн грузов).

В 2014 г. рынок грузобагажных перевозок (объемы перевозок) восстановился после кризиса 2011-2014 гг. и достиг рекордного уровня.

В то же время объемы перевозок ОАО «ФПК» имеют отрицательную динамику.

Доля ОАО «ФПК» на рынке грузобагажных перевозок, измеряемая как доля в объемах перевезенного грузобагажа и в грузообороте, все последние годы имела тенденцию к снижению.

Таблица 2 Показатели деятельности ОАО «ФПК» на рынке грузобагажных перевозок

Показатель деятельности/оператор

2011

2012

2013

2014

(2 квартала)

всего отправлено,тыс. тонн (%)

ОАО «РЖД»/ОАО «ФПК

108

81 (6,2%)

79 (5,3%)

36

Операторы

1 269

1 021 (79%)

1 159 (79%)

557

Почта

н/д

190 (14,8%)

229 (15,7%)

Всего

н/д

1 294 (100%)

1 468 (100%)

грузоборот, тыс. т-км (%)

ОАО «РЖД»/ОАО «ФПК

218 (3,6%)

172 (3,9%)

167 (3%)

79

Операторы

5 426 (87,7%)

3 918 (87%)

4 814 (89%)

2 334

Почта

766 (8,7%)

587 (9,1%)

605 (8%)

Всего

6 193 (100%)

4 506 (100%)

5 420 (100%)

средняя загрузка вагона, т/ваг

ОАО «РЖД»/ОАО «ФПК

3,5

3,4

3,7

3,8

Операторы

15,4

14,4

15,7

15,9