Подведомственность и подсудность (2)

Актуальность темы. В современных условиях на первый план общественных процессов выходит правовая политика, поскольку практическая реализация иных стратегических направлений деятельности государства представляется возможной без надлежащего правового регулирования общественных отношений. Отечественной наукой выработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.

Правовая политика — понятие многогранное. Оно складывается из ряда направлений: правотворчество, правоприменение, интерпретация, доктрина, правообучение и т.п. Система действующего права является нормативным основанием правовой политики. Поэтому особенности тех или иных ее разновидностей, в значительной степени, определяются спецификой отрасли права, в рамках которой она осуществляется. В связи с этим выделяют конституционную, уголовную, уголовно-процессуальную, гражданско-правовую и т.д. политику.

Одним из важнейших направлений правовой политики является правовая политика в сфере гражданского судопроизводства.

Конституционное право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно.

Кроме того, в последние годы существенно изменяется представление о соотношении различных органов власти в государстве и радикально обновляется законодательство (от ведомственных нормативных актив до конституционных положений), проводится судебная реформа, вводятся в действие новые положения процессуальных кодексов, расширяется судебная защита прав и законных интересов граждан и организаций. С этих позиций особую актуальность приобретает применение институтов подведомственности и подсудности гражданских дел.

Значение подсудности и подведомственности как межотраслевого института права, который объединяет нормы о подсудности и подведомственности, относящиеся к различным отраслям процессуального права, в настоящее время существенно возросло и изменилось. Более сложная система органов гражданской юрисдикции, наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу совершенствования законодательства и правореализационной практики.

4 стр., 1700 слов

Сущность и принципы правовой политики

... актуализация проблем правовой политики видится в беспрецедентном усилении управленческой функции права, резком повышении роли и значимости правосознания, вызванными проводимой демократизацией страны, расширением договорных начал правового регулирования и появлением ...

В курсовой работе рассматривается понятие подсудности и подведомственности, как определенный механизм распределения и распространения компетенции между судебными органами.

Подведомственность и подсудность одни из важнейших основ судопроизводства, сложная система органов контролирующих гражданско-правовые отношения, а так же наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и формулирования общих выводов, дабы определение подсудности и подведомственности дела, не являлись камнем преткновения перед передачей дела в суд.

Предмет работы – институт подведомственности и подсудности гражданских дел.

Объектом работы – общественно-правовые отношения, возникающие в сфере правового регулирования института подведомственности и подсудности.

Цель курсовой работы: на основе изученных нормативных и теоретических источников, правоприменительной практики рассмотреть институт подведомственности и подсудности гражданских дел, выявить проблемы, встречающиеся при определении подведомственности и подсудности гражданских дел и сформулировать предложения по совершенствованию института подведомственности и подсудности гражданских дел.

Задачи работы:

  1. Раскрыть особенности правового механизма института подведомственности и подсудности гражданских дел;
  2. Выявить теоретические и практические проблемы правового регулирования института подведомственности и подсудности гражданских дел;
  3. Сформулировать пути преодоления проблем правовой регламентации института подведомственности и подсудности гражданских дел в целях повышения эффективности отправления гражданского судопроизводства.

1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел судам

Правовое понятие « подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, коммерческого арбитража, третейских судов и других по рассмотрению и разрешению правовых вопросов.

Однако понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции, которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке. [1, с. 19]

Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами. В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев.

20 стр., 9606 слов

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам (2)

... В качестве механизма разрешения этих проблем применяются процессуальные институты подведомственности и подсудности, правильное понимание и использование которых ... подведомственности, выработанные процессуальной доктриной и практикой и используемые в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ст. 22) и ... работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» ...

Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной подведомственности.

Данное положение отражено в целом в содержании ГПК, где в зависимости от конкретного вида подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее правил (п.п. 1 п. 1 ст. 153).

Подведомственность выступает не только в качестве правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации (см., например: п.п. 1 п.1 ст. 247 ГПК).

Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел. [2, c. 247]

Виды подведомственности

1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.[3, c. 153]

1.1 Исключительная подведомственность

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Поэтому в пункте 1 статьи 24 ГПК предусмотрено, что суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, если в соответствии с настоящим кодексом и другими законами их защита не осуществляется в ином судебном порядке.

9 стр., 4049 слов

Производство по делам об административных правонарушениях

... дела об административном правонарушении - начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно - протокола об административном правонарушении. ...

В теории гражданского процесса и на практике для определения судебной подведомственности гражданских дел пользуются двумя критериями в совокупности:

1) характером спорного правоотношения

2) субъектным составом спорного правоотношения. [1, c. 20]

В целом, все гражданские дела разделяются на три вида судопроизводства: исковые, дела особого искового производства и особого производства.

Поэтому в пункте 2 статьи 24 ГПК предусмотрена норма о том, что суды рассматривают иски по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и других правоотношений, в том числе отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.

Сюда относятся и дела, разрешаемые по нормам приказного производства, а именно по требованиям:

Перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, является исчерпывающим. При возникновении спора по таким требованиям они остаются в подведомственности судов и рассматриваются по общим правилам искового производства.

Судам подведомственны и дела об обжаловании решений третейских судов.

Кроме исковых дел о защите прав, свобод и законных интересов, рассматриваемых по общим правилам искового производства, судам подведомственны и другие дела.

Судам подведомственны дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в подразделе 3 ГПК:

  • о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах;
  • об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих;
  • об оспаривании законности нормативных правовых актов;
  • о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными по обращению прокурора.

Судам подведомственны дела, в которых отсутствует спор о праве, и которые рассматриваются ими по правилам особого производства: