Правовое государство в Республике Казахстан

Курсовая работа

Правовое государство как определённая философско-правовая категория, его теория, история возникновения, как и реальные проявления правовой государственности, и обеспечение прав и свобод человека является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Для Республики Казахстан как государства, долгое время находившегося в составе СССР и получившего суверенитет и независимость относительно недавно, данный вопрос является особенно актуальным.

Данная курсовая работа, «Становление правового государства», взята мною для рассмотрения этой актуальной темы, которая будет раскрываться здесь же. Актуальность этой темы очень велика, хотя бы по тому, что каждый человек, проживающий на территории Республики Казахстан, должен знать и осознавать суть этого вопроса для того, чтобы в действительности построить правовое государство. Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.

В своей Курсовой работе я кратко освещаю основные положения теории правового государства, аспекты её формирования и становления, а также перечисляю и характеризую основные признаки правового государства.

В данной курсовой работе, в отличие от других, нельзя однозначно ответить на тот вопрос, который поставлен в суть темы. Это объясняется тем, что процесс становления еще не завершен, и когда он будет завершен, зависит от людей, составляющих основу Казахстанского общества. Главная задача моей работы: проанализировав и изучив различные источники, систематизировать полученные знания оптимально и конкретно сформулировать Становления правового государства в Республике Казахстан. Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов: введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Возникновение и развитие теории правового государства

Теория правового государства — это синтез концептуальных идей и концепций о его природе, признаках, принципах как государства демократического, социального, в котором господствует право. Она явилась результатом развития всемирного прогрессивного учения о государственности в русле человеческого измерения и общесоциальной справедливости. Сам термин «правовое государство» введён немецким правоведом Р. фон-Молем (30-е гг. XIX в.).

Проблемы правового государства всегда привлекали прогрессивных мыслителей древности, учёных более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?». правовой государство конституция власть

17 стр., 8008 слов

Банковская система Казахстана

... определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка законодательно закреплена в конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном ...

Коротко выразить суть правового государства можно так: правовое государство — это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве реакции на деспотический режим правления, абсолютизм, полицейское государство. Эти призывы всегда появлялись на гребне либерализации общества, т. е. тогда, когда оно стремилось освободиться от тормозивших его развитие факторов. Именно поэтому наиболее сильные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против права-привилегии, кулачного права, узаконенного произвола старых господствующих классов.

Уже в древности мы наблюдаем не единичные случаи, когда субъект, узурпирующий власть, изгоняется народом как нарушитель вековых обычаев. Вспомним, что последний царь в Древнем Риме — Тарквиний Гордый был изгнан из Рима за узурпацию власти и заменён двумя военачальниками (консулами).

С изгнанием князей мы встречаемся и у славян. Можно здесь вспомнить печальную судьбу князя Игоря, казнённого древлянами. Можно сказать, что идея ограничения власти, правомерность борьбы против узурпаторов власти присуща любому свободолюбивому народу.

Извлекая из исторического опыта полезные уроки, следует иметь в виду, что для придания идее формирования правового государства устойчивого и конструктивного характера недостаточно основывать её на желании упразднить негодные порядки. Нужна ещё сила утверждения, убеждённость в необходимости создания нового правопорядка с чётко определёнными принципами, приоритетами, целью, а также настойчивостью и заинтересованностью в доведении начатого дела до конца.

Теория правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений. В соответствии с ними важнейшим элементом правовой материи признаются не нормы права, а его духовное, нравственное, идейное начало или правовые идеи, правовое сознание. Правовые нормы, правоотношения лишь отражают, воплощают в себе эти идеи и представления, причём либо истинно, либо искажённо, а иногда и просто ошибочно. Виднейшими представителями естественно-правовой теории являются И. Кант, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё. Исходным пунктом теории естественного права является наличие у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделён природой или Богом, точно так же, как он наделён разумом, страстями, устремлениями.

В характеристике естественно-правовой идеологии важно обратить внимание на четыре момента:

1) универсальный характер естественного права, своего рода универсальная этика, нормы которой отвлекались от того, кто их адресат по происхождению или по должности (по званию).

Они апеллировали к человеку;

2) договор — изначальная основа деятельности государства. А по договору не все естественные права передаются государству. Некоторые из них неприкосновенны. Они составляют содержание частной жизни индивида;

3) подчинённость «положительного права» (норм, творимых людьми, издаваемых государством) естественному;

4) постоянство норм естественного права, их неизменный характер (классический вариант) или меняющееся содержание естественно-правовых догм (теория «возрождённого естественного права») [6, с. 295].

8 стр., 3568 слов

Иск и право на иск в гражданском процессе

... заявленному истцом требованию заключается в том, что судья имеет право наложить арест на имущество ответчика, не превышающее сумму иска, или запретить ответчику или другим лицам совершать определенные ...

Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество как реакции буржуазии на абсолютную власть государства. Первые представления о нём сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее вопросы этого плана нашли отражение в творчестве Цицерона. Он, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех» [9, с. 24].

В своё время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в равной степени ненавидит: анархию и деспотизм. Гражданское общество выступает как такая зрелость социальных связей, когда обе эти крайности исключаются в принципе. В знаменитой работе Гегеля «Философия права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского общества, которое органично связано с правовым государством. Свой анализ гражданского общества великий философ основывал на двух фундаментальных принципах: индивиды руководствуются только своими частными интересами и между ними образуется общественная связь, при которой каждый зависит от каждого. Под гражданским обществом, по существу, понимается экономическая структура буржуазных отношений. А правовое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей, что теснее связывает их с действием права. Гражданское общество презентует определённые права человека, которые претендуют на естественные. Концепция естественных прав как основа современного статуса личности взаимодействует с концепциями правового государства, либерализма, разделения властей. Считается, что человек имеет неотъемлемые права перед государством. Метафизически данная концепция связана с Христианством, потому что оно придаёт ценность каждому человеку. Некорректное отношение к любому человеку — это некорректное отношение к Христу.

Основные признаки гражданского общества располагаются в трёх ипостасях его бытия: экономической, политической и духовной. Декларация прав человека и гражданина — манифест Великой французской революции — объявила частную собственность священной и неприкосновенной, а якобинцы — самые решительные могильщики феодализма — считали её незыблемой основой нового социального строя, обретающего контуры гражданского общества [8, с. 246]. Политические характеристики гражданского общества наилучшим образом концентрируются ныне в понятии правового государства. А вот его признаки в сфере духовной жизни фокусирует одна фраза: приоритет общечеловеческих ценностей.

Глава 2. Признаки правового государства

Основные характеристики правового государства касаются принципов, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.

Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы. Государства, считающие себя правовыми, данное положение закрепляют в конституциях прямо или косвенно и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих (например, ст. 2 Конституции РБ).

Вопрос заключается в том, чтобы данный комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. Однако если сам человек не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные органы едва ли что сделают по такому вопросу. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать своё право связывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и своё право, тот уже человек безнадёжный…».

5 стр., 2105 слов

Тема работы: Государства как субъекты международного экономического права

... СНГ действует абсолютный иммунитет. Экономические права и обязанности государств Государства как ᴨȇрвичные субъекты международного экономического права обладают определенными экономическими правами и несут экономические обязанности. Международное сообщество давно предпринимает попытки сформулировать основные права и обязанности государств. Так, в 1949 ...

Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать международные правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международных правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации по труду).

Данный принцип закреплён в статьях 8,21 Конституции Р.Б. Правовое государство — не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия [6, с. 293].

Одной из идей, вошедших в теорию правового государства, является идея верховенства закона. Здесь имеется в виду господство закона в конституционном смысле, т.е. актов высших представительных органов государственной власти. Речь идёт о действительном, а не декларируемом верховенстве закона, предлагается создание институционального механизма защиты закона.

Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, для простых и знатных наравне. По утверждению Аристотеля, с Солона в Афинах началась демократия. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса [2, с. 121].

Древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться над чьей-либо властью. Там, где закон — владыка над правителями … я усматриваю спасение государства» [10, с. 149].

Аристотель считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там, где отсутствует «власть закона», там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.

Идея торжества закона, идея законности отстаивалась позднее Гераклитом. Гераклит утверждал, что народ должен сражаться за законы, как за стены своего города, а под законами он понимал отражение естественных, вечных законов миропорядка. В таком ракурсе обосновывал господства закона и Сократ. Будучи убеждённым в исключительной значимости законности, он лишился жизни, отказавшись от побега из тюрьмы.

3 стр., 1432 слов

История государства и права Германии в новейшее время

... новую Конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, против — 75. Конституция 1919г. превратила Германию в ... к социальному государству всеобщего ... власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера. Этим правом воспользовался в ...

Император Юстиниан в VI в. н. э. в своей конституции «О составлении Дигест» писал, что нельзя найти среди всех дел ничего столь важного, как власть законов, которая изгоняет всяческую несправедливость [10, с. 149].

Крупнейший средневековый мыслитель Фома Аквинский, построивший своё учение на теории греческих философов и римских юристов, исходил из того, что управляют общественным и мировым порядком именно законы, которые он делил на четыре вида:

1) вечный закон;

2) естественный закон;

3) человеческий закон;

4)божественный закон.

В учениях раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Локка, Д. Дидро получило углубленное обоснование необходимости осуществления государственной власти на основе справедливого закона [2, с. 123].

В XIX в. идею законности обосновывали сторонники либерализма Б. Констан, Р. Моль, К. Велькер, В. Гумбольдт и др.

Необходимость обеспечения верховенства закона в обществе отстаивали в своих трудах такие видные учёные-юристы, как А. С. Алексеев, П. Г. Виноградов, В. М. Гессен, Н. И. Лазаревский, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Котляровский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. И. Палиенко и др.

Верховенство закона обусловливается не только тем, что он выражает общую волю населения страны. Уважение закона, и прежде всего конституции, является неотъемлемой чертой правового государства, атрибутом поведения всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Ещё одним признаком правового государства является суверенитет народа. В соответствии с данным признаком только народ — источник всей власти, которая должна быть представлена в соответствующей конструкции правового государства. И.Кант считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «…чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа» [4, с. 96]. Именно суверенитет народа — основа и источник государственного суверенитета. Это закреплёно в ст. 3 Конституции РБ [5, с. 4].

Для правового государства определяющим также является признак разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Зачатки этой теории мы видим уже в античном мире в демократических Афинах, в республиканском Риме. Обстоятельно этот принцип обосновали Дж. Локк, Ш. Монтескьё. Последний в своём сочинении «О духе законов» писал о том, что в каждом государстве есть три власти: законодательная, исполнительная, судебная. Если все власти соединятся в одном лице, никакой свободы не будет, установится деспотия. Чтобы избежать злоупотребления властью, нужно чтобы власти сдерживали друг друга. А Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял каждую из них законодательной власти, поскольку тот выше, кто «может создавать “законы для других”» [7, с. 350]. Он не выделяет отдельно судебную власть, считая её основным элементом исполнительной.

Разделение властей заключается не просто в специализации органов государства, в разделении их на законодательные, исполнительные и судебные, каждый из которых осуществляет соответствующий вид деятельности. Такую специализацию и разделение функций мы видим в любом государстве, даже относительно неразвитом. Разделение властей — это, безусловно, и разделение функций между государственными органами, но оно предполагает наличие у основных ветвей власти специальных полномочий, которые выражаются в так называемой системе сдержек и противовесов. Эти полномочия одной ветви власти преследуют цель поставить преграды, ограничения стремлениям другой ветви власти выйти за круг своих полномочий, незаконно расширить сферу своей власти [10, с. 157-158].

10 стр., 4845 слов

Конституция Республики Казахстан (2)

... конституционно-правовых полномочий. Целью настоящей курсовой работы является раскрыть Конституцию как основной закон РК. 1. 1. Конституционная эволюция Казахстана Последующие процессы политического ... что именно из суверенитета народа исходит суверенитет государства. Только народ Республики Казахстан является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление которого и порождает ...

Теория разделения властей — общечеловеческая ценность, которая в той или иной мере может использоваться в государствах любого исторического типа. В обыденном сознании сложилось такое представление о правовом государстве, в котором существует разделение властей при провозглашённом суверенитете народа.

Однако в некоторых государствах организационно-правовая сторона рассматриваемой концепции подверглась модификации. Конституционная доктрина отдельных стран Латинской Америки исходит из четырёх властей: дополнительно названа избирательная власть. Иногда фигурирует и большее количество «властей». Так, в проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять властей, включая наряду с традиционными и контрольную власть, которая должна была осуществляться Генеральным контролером республики. По существу, шесть властей были перечислены во второй Конституции Алжира 1976 г.: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная [6, с. 297].

Ещё одним характерным признаком правового государства является политический и идеологический плюрализм. Он предполагает наличие неограниченного количества политических партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей идеологии, допущение различных идеологий, связанных с определённым мировоззрением.

Тот и другой плюрализм вытекает из того, что в обществе существуют разные классы и социальные группы. Наряду с общими интересами каждая социальная группа имеет свои специфические интересы. Плюрализм интересов порождает плюрализм политический и идеологический. Важным принципом существования и функционирования правового государства является гласность, открытость в деятельности государства, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры. Без этого не возможен контроль общества над государством, невозможна демократия, призрачной становится и связанность государства правом. Информация — это власть. Кто обладает информацией, обладает и властью. Не зря средства массовой информации называют четвёртой властью. Тайна, закрытость деятельности госаппарата, наличие цензуры противопоказаны правовому государству [6, с. 159-160].

Глава 3. Этапы формирования национально-правовой системы в Республике Казахстан

3.1 Конституция Республики Казахстан — основа формирования правовой системы Казахстана

В декабре 1991 года распался Союз Советских Социалистических Республик, состоявший из пятнадцати союзных республик. Все бывшие союзные республики провозгласили себя суверенными, независимыми государствами. Казахская Советская Союзная Республика тоже объявила себя самостоятельным государством. До принятия первой Конституции независимого государства на территории Казахстана существовало три Конституции:

6 стр., 2565 слов

Конституция Веймарской республики

... выборные рейхстаг и президент. 2. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПО ВЕЙМАРСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1919 Г Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства, которая имела весьма ... что «сначала должно быть государство, которое могло бы защитить основные права». Конституция была принята Национальным собранием в июле 1919 г. Принципиально новые правовые концепции нашли ...

  • первая — Конституция Киргизской Советской Социалистической Республики от 18 февраля 1962 года;
  • вторая — Конституция Казахской ССР была принята на X Всеказахстанском съезде Советов 26 марта 1937 года, т.е. она была принята на том историческом этапе, когда Казахстан превратился в союзную Республику по Конституции 1936 года;

— третья — Конституция Казахской ССР была принята 20 апреля 1978 года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета Казахской ССР девятого созыва, после принятия новой Конституции СССР 1977 года.1 Конституция — Основной Закон общества и государства, выражающий общую волю народа, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий важнейшие принципы и институты социально-экономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества.2 Конституция — Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан.

Термин «Конституция» латинского происхождения, он применялся ещё в I веке до нашей эры для обозначения юридических актов древнеримских императоров. Конституция, в их понимании, есть основополагающие политико-правовые документы, в которых официально и в строгой юридической форме закрепляются признаваемые в данном обществе политическая философия и экономическая доктрина, отношение к личности и её правам, взглядам на природу публичной и государственной власти и механизм их осуществления, которые появились в конце XVIII века. Первая в мире писаная Конституция — Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 году и действует в настоящее время. В Европе первые писаные конституции приняли Франция (1791 год) и Польша (1791 год).

Принятие писаных Конституций, которые признавались незыблемой основой всего законодательства и объявлялись гарантом стабильности устанавливаемых общественных отношений, положило начало разработке нового раздела в политических и юридических науках — общего учения о конституции. В научных трактатах и специальных сочинениях ученые определяли Конституцию как правовой документ особого рода. Известный германский государствовед писал, что Конституция представляет собой юридический акт, который фиксирует совокупность органов государства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.1 Конституция представляет собой основной закон не только государства, но и общества в целом, т.е. это политический и юридический документ. В таком смысле осуществляемое конституцией правовое регулирование имеет универсальный характер, ибо охватывает все сферы организации жизни и развития общества — социальную, экономическую и духовную. Конституция — Основной Закон, обладающий наивысшей юридической силой.

В иерархии действующего законодательства она стоит выше любого другого правового акта, ей должны соответствовать все законы и подзаконные акты. В случае же их несоответствия конституции они считаются неправомерными и подлежат отмене. Фактическое применение неконституционных актов не может повлечь за собой каких-либо юридических последствий.2 16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который провозгласил государственную независимость Казахстана. В нём говорилось, что Республика Казахстан, как независимое государство, обладает всей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахской республики признавалась территорией нового независимого государства. Эта территория объявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всех национальностей теперь составляют единый народ Казахстана. Государственная власть должна основываться на воле казахского народа. Закон объявил, что все граждане, независимо от национальности, происхождения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и свободами. В законе сказано об устройстве государства Казахстан. Впервые признавался принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.3 28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного независимого государства, которая имела большое значение в укреплении государственной независимости Казахстана, создании новых органов государства, призванных служить народу, выражающих его волю в провозглашении широких прав и свобод граждан и т.д. Вместе с тем Конституция Республики Казахстан 1993 года не могла отражать те проблемы, которые существовали в новом государстве.

3 стр., 1145 слов

Государство и право республики Казахстан

... орда», «иль», «улус», появляется налоговая система, удельно-лествичная система наследования власти, значительное развитие получает правовая система, появляются первые писанные законы. Государство и право Казахстана этой эпохи стали основой для дальнейшего ... Алматы: Аркаим, 2002. – 222 с. 3 Кузембаев А, Абиль Е. История Республики Казахстан: учебник для ВУЗов./ 4-е изд. перераб. и доп. – Астана: ИКФ ...

К таковым относились вопросы, касающиеся государственной, экономической жизни, прав и свобод человека и т.д. Не был окончательно решён вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжал обладать неограниченными полномочиями, что приводило к вмешательству в дела Президента, правительства.

Президент был ограничен в своих правах, что не позволяло ему проводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституция сдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому сама общественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. Под руководством Президента Н.А. Назарбаева был подготовлен проект новой Конституции, который был опубликован для всенародного обсуждения. В обсуждении было высказано много замечаний по проекту. Наиболее существенные из них были учтены, и проект Конституции был предложен народу для решения ее судьбы. В результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан.1 Конституция Республики Казахстан — основной, главный нормативный акт государства и общества, который утверждает Республику Казахстан «…демократическим, светским, правовым и социальным государством, …». Конституция устанавливает государственный и общественный строй, их принципы организации и функционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляется конституционный статус человека и гражданина, всего народа, как источника государственной власти и социальной базы государства. Конституция, как основной закон государства и общества, является источником всего законодательства. Иначе говоря, основываясь на положениях Конституции принимаются все нормативные акты, поэтому ей присущи такие черты, которыми не обладают другие нормативные акты.2 Конституция принята народом Казахстана, в ней выражается воля народа. При социализме считалось, что Конституция выражает волю народа. При этом особо подчеркивалось, что народ состоит из трудящихся — рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Такая характеристика народа основывалась на марксизме-ленинизме, который признает только классовый подход к любому общественному явлению. Конституция Республики Казахстан 1993 года впервые отказалась от классовой характеристики «народа». В ней уже не было упоминания о рабочем классе, колхозном крестьянстве и трудовой интеллигенции. Термин «трудящиеся» как в Конституции Казахстана 1993 года, так и Конституции 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесёнными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-I ЗРК), не упоминается.

4 стр., 1997 слов

Веймарская республика и характеристика Конституции 1919года

... года первый президент Веймарской республики Фридрих Эберт (Friedrich Ebert) приносит перед зданием рейхстага присягу на новой конституции. Полномочия президента необычайно широки. Он не только является главой государства ... в квалифицированном большинстве. Значимость парламента в жизни страны подчеркивалась правом депутатов на так называемые самостоятельные предложения, которые могли содержать ...

Тем не менее, в обеих Конституциях говорится о народе. «Народ» в Конституции Республики Казахстан понимается как целостное социально-политическое явление, включающее все национальные группы. Следовательно, понятие «народ», во-первых, означает, что он не делится на социальные слои, классы, что, безусловно, является важным для сохранения мира в обществе. Конституция, не разделяя людей на различные социальные слои в зависимости от имущественного состояния, тем самым не становится на чью-либо сторону, не признает себя законодательным актом только одной группы населения. Конституция признает Государство социальным, т.е. представителем всего народа. Это означает, что государство не предоставляет преимуществ одной группе за счет дискриминации другой группы населения. Государство должно заботиться о всех слоях населения соответственно их социальному положению. Конституция Республики Казахстан признает весь народ без деления на социальные группы, без ограничения прав, субъектам конституционно — правовых отношений. Во-вторых, «народ» в условиях многонационального общества включает казахскую нацию, все другие национальные группы. Это означает, что хотя казахская нация составляет как бы ядро социальной базы

Государства — всего народа, она не имеет особых привилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных. Признание казахского языка государственным нельзя считать привилегией. Оно относится лишь к характеристике государства, которое по форме везде и всюду является национальным. Признание русского языка официально применяемым тоже показывает отсутствие привилегий в этой сфере у казахов. Таким образом, признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее сущностную черту. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 года начинается словами: «Мы, народ Казахстана… принимаем настоящую Конституцию». Народ Казахстана в результате референдума принял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены и республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только принимает Конституцию, он решает и вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент может передать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается в стороне. Парламент — высший представительный орган народа, поэтому он будет принимать изменения и дополнения в Конституцию от имени и в интересах народа. Унитарная форма государственного устройства, президентская форма правления и территориальная целостность не могут изменяться.3 Важной особенностью Конституции является и то, что она выступает основным законом, с одной стороны Государства, а с другой — общества. Это связано со статусом народа, как источника государственной власти и как социальной базы (носителя) общества. Конституция учреждает Государство со всеми его атрибутами. Она закрепляет его суверенитет со всеми его элементами: территорией, верховной властью, гражданством, самостоятельным законодательством и т.д. Конституция закладывает основы взаимоотношений государства, государственных органов; обществом, общественными институтами. Она определяет основы общественного строя: экономические, организационные, духовные, личностные. Поэтому не только государство, его институты черпают правовые положения, идеи у Конституции. Наряду с этим общество, его составляющие (объединения, организации) должны основывать свою деятельность на Конституции. Отдельные законы могут иметь отношения к тем или иным общественным институтам: к политическим партиям, религиозным, культурным объединениям и т.д. Нормативные положения Конституции, запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, действуют прямо и непосредственно. Поэтому правоохранительные органы непосредственно руководствуются Конституцией, когда принимают меры против нарушений её норм.1 Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой, которая означает, что законы и другие нормативные акты, применяемые органами государства, не должны противоречить Конституции.

Любой орган государственной власти, как местный, так и центральный, любое должностное лицо, все граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию. В Конституции есть указание на то, что её положения, нормы действуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав и свобод может использовать Конституцию, её нормы при обращениях в государственные органы, в особенности суд. Из вышеприведенных аргументов, из статей Конституции и других источников, можно сделать вывод, что Конституция действительно является основой формирования правовой системы Казахстана. Ценность её для дальнейшего развития государства и общества можно сформулировать рядом выводов. 1. По своей сути и содержанию, которые обусловлены общечеловеческими ценностями и общедемократическими принципами, она полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, европейским и мировым стандартам конституционного законотворчества. Конституция не только использует опыт конституционного развития передовых демократических государств, но и учитывает практику текущего законодательного регулирования общественных отношений в Казахстане на современном этапе. 2. В отличие от ранее действовавших, Конституция 1995 года в принципе отражает фактическое положение в стране и реальные потребности социально-экономического, общественно-политического и духовно-нравственного развития общества в новых условиях. 3. Центральная идея Основного Закона заключается в том, что необходимо обеспечить согласие и компромисс различных общественно-политических сил казахстанского общества как на ближайшую, так и на более отдалённую историческую перспективу. Это делает Конституцию важнейшим фактором политической стабильности, гарантом гражданского мира, социального и национального согласия. 4. Нормы Конституции являются юридическими предписаниями прямого действия, они обеспечиваются защитой органов государственной власти, что создает реальные возможности для формирования и упрочнения государства.

5. Конституция и сформулированные в ней политические принципы и правовые институты способствуют включению нашего общества и государства в систему мировой экономики и политики и в мировой прогресс современной цивилизации в целом.

3.2 Соотношение права и закона по Конституции Республики Казахстан

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времён, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубежного, и отечественного права. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные, на её взгляд, самые убедительные аргументы, стремилась приобрести как можно большее число последователей. Однако в практическом плане всё оставалось без изменений. Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но и периодически, особенно в переходные, сопровождаемые усилием социальной напряжённости в общественные периоды, значительно обостряется. Причина заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо «кабинетная», академическая проблема имеет не только и даже не сколько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение. Разумеется, такая её практическая значимость обусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы. Суть её кратко сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые необходимо считать «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. В данном случае сталкиваются два различных взгляда, или подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что всё то, о чём говорит государство через свои законы, — это и есть право.

Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемы соотношения права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надисторического естественного права или в качестве права общества, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях». В данном случае мы имеем дело с совершенно иным правопониманием и с иным представлением о соотношении права и закона, как и государства и права. Государство и право признаются не только относительно самостоятельным по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества. Право при этом определяется не иначе как «форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода».3 В развёрнутом виде право представляется как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путём определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей среды».4 Что же касается государства, то оно при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника право, но и наоборот, само объявляется повсеместно связанным или по крайней мере значительно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности.

Государство — исключительный творец и источник закона, но отнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними и закон как регулятор процесса законотворчества и право как продукт процесса правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрения, отнюдь не всегда совпадают. Известный французский государствовед и правовед Леон Дюги писал, что «закон есть выражение не общей воли, которой не существует, не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в сенате. Вот факт. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их. Если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов и сенаторов, то он не может быть обязательным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение её и лишь в этих пределах. В действительности все законы делятся на две большие категории: на законы, формулирующие нормы права, а не законы, принимающие меры к её исполнению. Я называю первые нормативными законами, а вторые — конструктивными законами». Приведённые рассуждения и вообще государственно-правовые идей Л. Дюги, хотя всегда и вызывали живой интерес у юристов, не дают ответа на вопрос о том, что есть «правовой закон», а что «не правовой закон», каково соотношение права и закона.

В целях решения проблемы соотношения права и закона иногда используется категория «правовой идеал». В научной литературе он определяется как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости гуманизма и сохранения среды». Со ссылкой на известное высказывание римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», делается вывод, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть не что иное, как «закон законов».В настоящее время, во-первых, можно лишь констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной зависимости проблемы соотношения права и закона; а во-вторых, необходимо иметь ввиду, что в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов доминирующими являются идеи единства и неделимости права и закона. Между правом и законом не проводят никакого различия. Я думаю, если проблемой взаимоотношения права и закона заинтересуется простой обыватель, который не ставит перед собой задачу глубокого исследования этой проблемы, а лишь ставит перед собой задачу удовлетворить свою любознательность, то он может сделать вывод при помощи умозаключения, имея всего на всего следующие определения: Закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке, обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам. Нормативный акт — 1. официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права; 2. документ, изданный уполномоченным органом и содержащий нормы права, то есть общие предписания постоянного или временного действия, рассчитанные на многократное применение.2 Право — 1 система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

Права — охраняемая законом возможность что либо делать; возможность поступать каким либо образом. Исходя из вышеперечисленных терминов, можно соотнести право и закон по Конституции Республики Казахстан. Например, в статье 6 пункте 3 сказано: «Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности…» — это закон, а «Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленном законом» — здесь присутствует право, а в частности, право человека на частную собственность. В статье 13 пункте 1, сказано: «Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы…» — это право человека и гражданина, а законом для них же является продолжение этого пункта — «…всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону». В статье 15 пункте 1 сказано: «Каждый имеет право на жизнь» — это одно из неприкосновенных прав человека, а в пункте 2 сказано: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни…» — это есть закон, так как устанавливает обязательные действия, а в частности — запрет. И так далее. Такое соотношение можно проводить на протяжении всей Конституции.

Глава 4. Разделение властей — основной принцип правового государства

4.1 Законодательная власть

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. В чем суть этого принципа? Разделение властей — это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства, в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это — законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная — правительству и судебная — суду. Суть этой теории в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами людей во вред другим. Теория разделения властей является далеко не новым порождением общественно политической мысли. Первые ростки этой теории появились уже на начальных стадиях развития государственного механизма. Так ещё древнегреческий историк Полибий (200-120 г.г. до нашей эры) восхищался системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена таким образом, чтобы ни одна из её составных частей не перевешивала бы другую. «Дабы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля». Значительное развитие теории разделения властей получила в средние века. Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж. Локка и французского философа-просветителя Ш. Монтескье.1 В любом демократическом государстве имеется Парламент, есть он и в нашей республике. Он является высшим представительным органом, принимающим законы и состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.

Сенат формируется двумя способами: 1) часть депутатов состоит из лиц, избираемых по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики на совместном заседании всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики; 2) семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената. Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигших тридцати лет, имеющих высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет.2 Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учётом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.1 Избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании по одномандатному территориальному избирательному округу, на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов.

Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании. К распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис на основе партийных списков допускаются политические партии, набравшие не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы в Сенат считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов выборщиков. Порядок выборов депутатов Парламента Республики определяется конституционным законом.2 Депутат Парламента не в праве быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечёт за собой прекращение полномочий депутата. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат вправе избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента его Палат; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета должностных лиц, подотчетных палатам; обращаться с депутатскими запросами, вносить поправки к проекту законов, постановлений, других актов, принимаемых Парламентом; знакомить депутатов с обращениями граждан, имеющими общественное значение, осуществлять другие полномочия. Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутат вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение Палат, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.

Депутатский запрос является официально обращенным требованием должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица. Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к премьер-министру и членам правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центризбиркома, генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании Парламента или Палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его Палаты. Депутаты имеют право организовывать в Парламенте следующие объединения : 1. Фракция — организованная группа депутатов, представляющая политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке; она создается в целях выражения интересов политической партии или иного общественного объединения в парламенте; 2. Депутатская группа — объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах.1 Депутат ни от кого не зависим в своей работе. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, влечет ответственность. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, представляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, также подлежат ответственности.

Депутат как представитель народа в Парламенте должен придерживаться норм нравственности. Регламент Парламента установил правила депутатской этики, определяющие норм поведения, которыми они должны руководствоваться как при осуществлении депутатских полномочий, так и в неслужебное время. К правилам депутатской этики относятся следующие нормы:

  • депутаты должны относиться друг к другу и всем другим лицам, участвующим в работе Палат Парламента, с уважением;
  • депутаты не должны употреблять в своих выступлениях необоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц;
  • депутаты не должны призывать к незаконным и насильственным действиям;

— депутаты не должны препятствовать нормальной работе Палат Парламента, его координационным и рабочим органам и т. д. Парламент осуществляет свою работу в сессионном порядке. Сессия состоит из совместных и раздельных Палат, бюро Палат, постоянных комитетов и совместных комиссий Палат. Первая сессия Парламента нового созыва созывается Президентом Республики не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из палат. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Наиболее важные вопросы рассматриваются на совместных заседаниях Мажилиса и Сената, например, вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию.Такой вопрос предлагается только Президентом. Конституция должна быть стабильной и устойчивой, поэтому в нее нельзя часто вносить изменения. На совместной заседании Палат Парламента принимаются конституционные законы, которые не вносят в изменений в Конституцию. При помощи конституционных законов определяются полномочия Парламента, Президента, Правительства, Конституционного Совета, а также судебных органов. При помощи конституционных законов устанавливается порядок проведения выборов в Парламент, Президента, местных представительных органов (маслихаты), а также референдума (всенародного голосования).