В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.
Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.
Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, обращение к потенциальным жертвам в целях профилактики совершаемых в отношении них преступлений пока используется не часто.
Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии — говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.
В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономики, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).
1.2. Субъекты предупреждения экономической преступности
Субъектами предупреждения экономической преступности являются:
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;
- органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Контрольное управление при Администрации Президента РФ, Счетная палата, органы Федеральной антимонопольной службы и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);
- органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);
- правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по обеспечению экономической безопасности МВД, ФСБ, ФТС);
— общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).
Экономические отношения как предмет правового регулирования
... Экономические отношения всегда — разумеется,с того момента, как появилось право — были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений ... уполномоченном государственном органе в ... адекватных мер по регулированию и ...
Так, Государственная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей. Государственные налоговые инспекции контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода и иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей.
Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.
Органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимают меры по предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Органы Федерального казначейства проводят проверки денежных документов, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета в министерствах, ведомствах, на предприятиях и учреждениях, в организациях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности.
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей принимает меры к предупреждению выпуска и продажи товаров, опасных для жизни и здоровья граждан.
Аудиторы по поручению государственных органов или по инициативе самих хозяйствующих субъектов проверяют отчетность, платежно-расчетную документацию, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и требования экономических субъектов.
Преступления в сфере компьютерной информации
... ,при условии, что эта деятельность осуществляется с целью анализа вредоносных программ и разработки по борьбе с ними. Формой совершения данного преступления может быть только действие, ... например государственная, служебная и коммерческая тайна, персональные данные и т.д. Состав данного преступления имеет материальный характер и предполагает обязательное наступление одного из следующих последствий: ...
Предупреждением преступлений в сфере экономической деятельности занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности), способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений.
Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по обеспечению экономической безопасности. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономики.
Деятельность этих подразделений направлена на: выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.
Одним из направлений деятельности по предупреждению преступлений является профилактика (предупреждение) преступлений, которая заключается в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по выявлению и устранению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также оказанию предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению, а в случае необходимости — и на их ближайшее окружение.
Для выявления хозяйствующих субъектов и конкретных физических лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии, оперативным работникам подразделений экономической безопасности в соответствии с имеющейся нормативно-правовой базой разрешено использовать в установленном порядке все силы и средства, методы и другие возможности оперативно-розыскной деятельности. В этих целях оперативные аппараты взаимодействуют с различными подразделениями органов внутренних дел, активно используют помощь других правоохранительных органов, организаций, предприятий, учреждений и граждан.
Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. В новых условиях нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.
Заключение
Сегодня наблюдается количественный рост экономических преступлений, который сопровождается повышением степени их общественной опасности за счет организационных форм совершения, расширения масштабов коррумпированности и дальнейшим сращиванием с обще – уголовной преступностью. Следует ожидать активизации теневого бизнеса в кредитно – финансовой сфере инвестиционных и благотворительных фондах. Увеличивается количество мошеннических операций с векселями, кредитными карточками.
Экономическая преступность России
... инвестициям в промышленность спекулятивные сделки. Особая ветвь экономической преступности, которая претендует на серьезное влияние в обществе. Итак, экономические преступления - это уголовно наказуемые деяния, совершаемые в сфере производства, распределение, потребление товаров, услуг, в том ...
В сфере экономики сложилось тяжелое положение. Расширяются интересы криминальных структур в кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Активизируются противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других ресурсов за рубеж. Совершение экономических преступлений в абсолютном большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть.
Рассматривая причинный комплекс экономической преступности, необходимо подчеркнуть, что в нем отражается влияние экономических и социально-политических процессов в обществе на криминализацию экономических отношений. В то же время нельзя не учитывать достаточно значимого обратного влияния экономической преступности на деформацию экономических процессов. Проникая в рыночные отношения и используя их для незаконного обогащения, экономическая преступность разрушает свободное предпринимательство, подрывает его основы, нарушает принципы честной конкуренции, неприкосновенности частной собственности, сокращает поле экономической свободы для других хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. Она способствует нарушению рыночного равновесия, нарастанию социальной напряженности в обществе, подрыву авторитета государственных органов власти.
Рост экономической преступности может приостановиться при условии стабилизации экономической ситуации в сфере производства, наращивания активности правоохранительных органов, очищения от коррупционных проявлений в их среде, усиления контрольных функций государства в целом. Иначе высока вероятность роста уровня преступности в кредитно-финансовой сфере, страховых, инвестиционных и благотворительных фондах, государственных внебюджетных фондах, мошеннических операций с векселями, кредитными (пластиковыми) карточками, присвоений путем несанкционированного проникновения в компьютерные и телекоммуникационные сети.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/profilaktika-ekonomicheskih-prestupleniy/
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ от 17.06.1996 г. № 25 ст. 2954.
Алексеев А. И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. –М.: Норма. 2001. -481с.
Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. -СПб.: Юридический центр Пресс. 2007. -765с.
Криминология. 2-изд/по ред. Малкова В. Д. –М.: ЗАО «Юстицинформ». 2006. -524с.
Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. Долговой А. И. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. -922с.
Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. -734с.
Ларичев В.Д. Налоговые преступления. -М.: ВНИИ МВД России. 2001. -129с.
Мишин Г.К. Проблема экономической преступности. -М.: ВНИИ МВД России, 1994. -86с.
Благов О. Г. Характеристика лиц, совершающих преступления в нефтегазовом комплексе//Адвокат. 2008, № 7.
Дмитриев О. В. Понятие экономической преступности в современной криминологии//Адвокатская практика. 2005. № 4.
Карабашев К. Б. Оперативно-розыскное предупреждение экономических преступлений, совершаемых на объектах добычи, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, подразделениями экономической безопасности//Российский следователь. 2008, № 14.
Экономическая теория преступлений и наказаний
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ Обзор, подготовленный для “Словаря экономической теории” издательства “New Palgrave” Айзеком Эрлихом, одним из ведущих в США специалистов по экономике преступлений и наказаний, можно рассматривать как своего рода подведение итогов ...
Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях//Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1993. № 4.
Кузнецов А.П. Преступления в сфере экономической деятельности (понятие, место, классификация)//Следователь. 1999. № 4.
Новоселова С. С. Организация предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности//Российский следователь. 2006, № 5.
Дмитриев О. В. Понятие экономической преступности в современной криминологии//Адвокатская практика. 2005. № 4. С. 22
Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях//Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1993. № 4. С. 113
Мишин Г.К. Проблема экономической преступности. -М.: ВНИИ МВД России, 1994. С. 44
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ от 17.06.1996 г. № 25 ст. 2954
Кузнецов А.П. Преступления в сфере экономической деятельности (понятие, место, классификация)//Следователь. 1999. № 4. С. 5
Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. -СПб.: Юридический центр Пресс. 2007. С. 53 — 54
Криминология. 2-изд/по ред. Малкова В. Д. –М.: ЗАО «Юстицинформ». 2006. С. 366
Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. Долговой А. И. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. С. 622
Ларичев В.Д. Налоговые преступления. -М.: 2001. С. 52, 53
Благов О. Г. Характеристика лиц, совершающих преступления в нефтегазовом комплексе//Адвокат. 2008, № 7. С. 33
Новоселова С. С. Организация предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности//Российский следователь. 2006, № 5. С. 25
Алексеев А. И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. –М.: Норма. 2001. С. 322
Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 280
Карабашев К. Б. Оперативно-розыскное предупреждение экономических преступлений, совершаемых на объектах добычи, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, подразделениями экономической безопасности//Российский следователь. 2008, № 14. С. 33
2