В системе государственных органов, функционально связанных с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы, с 1998 года находящейся в ведении Министерства юстиции РФ.
Реализация на практике принципиально новых положений уголовно-исполнительного законодательства позволила сохранить сложившуюся в последние годы тенденцию — сокращение преступности в местах лишения свободы, укрепление в них законности и правопорядка.
В учреждениях пенитенциарной системы РФ продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения содержащихся под стражей лиц, сопровождающаяся постоянными и массовыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека[1] и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства. Не изжиты случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов, вступления их в запрещенные связи с осужденными и заключенными. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.
На состоянии законности в местах лишения свободы негативно сказываются, с одной стороны, недофинансирование учреждений уголовно-исполнительной системы, с другой — серьезные недостатки в деятельности администрации этих учреждений, не соблюдающей должным образом требования законов при исполнении наказаний.
Выделение данной отрасли прокурорского надзора в самостоятельное направление обусловлено необходимостью повышенного обеспечения прав и свобод лиц, задержанных и заключенных под стражу, отбывающих наказание.
Таким образом, прокурорский надзор предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.
В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который, в соответствии с Конституцией РФ, возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где, в силу изоляции от общества, граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными.
Объектом исследования данной курсовой работы будет являться прокурорский надзор за исполнением закона администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и назначаемой судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В частности это:
Лишение родительских прав (2)
... Структура дипломной работы включает введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение и список использованной литературы. Глава I. Понятие, основания и порядок лишения родителей родительских прав 1.1 Понятие и основания лишения родительских прав ...
1. Учреждения уголовно-исполнительной системы;
2. Дисциплинарные воинские части, гарнизонные воинские части;
3. Судебные приставы исполнители;
4. Изоляторы временного содержания;
5. Психологические стационары Министерства здравоохранения;
6. Специализированные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних.
В предмет исследования будут входить 4 направления:
1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных предварительного заключения, учреждениях исполняющих наказания и меры принудительного характера назначаемые судом.
2. Соблюдение установленных законом прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, и лиц подвергаемых мерам принудительного характера.
3. Законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.
4. Законность правовых актов издаваемых должностными лицами поднадзорных органов.
1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона в местах лишения свободы
Специфика данной сферы правовых отношений, в которой осуществляется прокурорский надзор — существенная ограниченность возможности по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, лиц, задержанных и заключенных под стражу, — предполагает важность надлежащего объема и характера полномочий прокурора.
Полномочия прокурора в данной отрасли надзора в отличие от иных направлений деятельности характеризуются императивно-распорядительными элементами.
В соответствии со статьей 33 ФЗ «О прокуратуре РФ»[2] при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
1. Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 Федерального закона «О прокуратуре РФ»;
2. Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
3. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
4. Требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 Федерального закона «О прокуратуре РФ», требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
5. Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
6. Обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Соотношение функций уголовного преследования и надзора в деятельности ...
... - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; - уголовное преследование в соответствии с ...
В соответствии с ФЗ «О содержании под стражей» прокурор также вправе:
1. В соответствии со статьей 32 данного Федерального закона размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором;
2. В соответствии со статьей 33 данного Федерального закона с согласия прокурора допускается совместное размещение несовершеннолетних и положительно характеризующихся взрослых, которые впервые привлекаются к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.[3]
Уголовно-исполнительный кодекс также наделяет прокурора рядом дополнительных полномочий:
1. В соответствии с подпунктом б, пункта 1, статьи 24 Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
2. В соответствии с пунктом 3, статьи 85 режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором.[4]
Постановление и требование прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
2. Надзор за исполнением уголовных наказаний
Данное направление надзора осуществляется посредством проведения прокурорских проверок с обязательным личным выездом прокурора на место.
Прокуроры проводят проверки. Основной формой выявления и предупреждения нарушений законности является непосредственная проверка соблюдения законов, осуществляемая прокурором путем посещений мест лишения свободы и иных поднадзорных учреждений.
Перед выездом для проведения проверки прокурор определяет ее цели, продолжительность, круг участников привлекаемых для проведения проверки, прокурор анализирует справки предыдущих прокурорских проверок и результаты ведомственных проверок, намечает план проверки, определяет круг вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки.
В ходе проверки выясняются вопросы:
1. Законность содержания лиц в исправительных учреждениях. В этом направлении прокурор проверяет:
Требования к персоналу ИК, СИЗО по обеспечению прав, свобод и ...
... интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых Генпрокуратуры РФ 06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» Районные прокуроры ежедневно проводятся проверки законности содержания подозреваемых ...
- процессуальные документы на основании которых лица содержатся в данных учреждениях;
- соответствует ли вид проверяемого исправительного учреждения тому наказанию, которое назначено судом;
- прокурор проверяет не истек ли срок наказания;
- не задерживается ли освобождение лиц отбывающих наказание.
2. Соблюдение порядка и условий содержания осужденных. В этом направлении прокурор проверяет правила режима, которые обеспечивают:
- охрану и изоляцию осужденных;
- создание условий способствующих личной безопасности осужденных, а так же реализации исполнения возложенных на них обязанностей;
- раздельное содержание разных категорий осужденных;
- различные условия их содержания в зависимости от вида и режима исправительного учреждения;
- применения физической силы, специальных средств и оружия к осужденным в случаях оказания ими сопротивления персоналу исправительного учреждения, злостного неповиновения их требованиям, в случае нападения на граждан или совершения иных общественно-опасных действий;
- законность реализации прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получения посылок, передач, право на свидание, телефонные разговоры, получение и отправление денежных переводов и другие вопросы.
3. Прокурор осуществляя надзор за законностью досмотров и обысков проводимых в исправительных учреждениях устанавливает:
- ведется ли учет изъятых предметов и ценностей;
- правильно ли определяется их дальнейшая судьба;
- проводятся ли проверки по фактам обнаружения у осужденных денег, спиртного, наркотиков, колюще-режущих предметов;
- перекрываются ли каналы их поступления в исправительные учреждения;
- применяются ли к лицам изобличенным в передаче заключенным предметов меры административного воздействия.
4.Проверяя порядок привлечения осужденных к труду прокурор посещает следующие производственные объекты:
- центры трудовой адаптации и производящие трудовые мастерские учреждений исполняющих наказание;
- федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы;
- объекты организаций любых организационно-правовых форм расположенных на территории учреждений исполняющих наказание и вне ее;
- осужденные могут привлекаться по хозяйственному обеспечению учреждений исполняющих наказание и в следственных изоляторах.
Посещая данные объекты прокурор проверяет:
- какова продолжительность рабочего дня;
- правильность начисления заработной платы;
- предоставляются ли осужденным дни отдыха;
- выдается ли в необходимых случаях специальная одежда и дополнительное питание;
- отвечает ли организация труда требованиям правил безопасности
- прокурор знакомится с актами о несчастных случаях, материалами служебных расследований и проверяет законность принятых решений.