Формирования правового сознания учащихся

К началу школьного возраста происходят значительные качественные изменения и в развитии эмоционально-волевой сферы, которая всё ещё очень ранима.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребёнка.

Младший школьник уже может сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство.

Возрастной особенностью формирования правовых основ личности является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не умеет преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.

Развитие воли ребёнка определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребёнка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлекающему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера — отзывчивости, любознательности, непосредственности, доверчивости. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах — на всё это необходимо опираться в воспитательной работе.

Таким образом, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины, знающего свои права и обязанности, учителю начальных классов необходимо знать возрастные особенности правовых основ младших школьников. Поэтому очень большие возможности воспитательного воздействия учителя на детей, так как он с самого начала становится для них авторитетом, олицетворяет для них мудрость вдумчивого руководителя, чуткость доброжелательного наставника.

1.4. Цель, задачи, содержание и условия воспитания правосознания школьников

Правовое образование — это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

10 стр., 4716 слов

Правовое воспитание детей с противоправным поведением

... правового воспитания школьников, выявить спе­цифику правового воспитания учащих­ся несовершеннолетних с противоправным поведением; определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия по­вышения эффективности правового воспитания подростков ... возможность ситуации. Агрессия некоторых подростков ... преобразование правового развития личности учащихся ... отношению к младшим обычно вы ...

  • ближайшая цель — формирование системы правовых знаний;
  • промежуточная цель — формирование правовой убежденности;
  • конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников.

Целью правового образования сегодня является подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе, правовом государстве. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве. Развитие личностных мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям, способствуют участию индивида в управлении страной, решении задач различного уровня — от общенациональных, государственных до семейно-бытовых.

Основными задачами правового образования детей в начальных классах являются:

1. Понимание школьниками ценностей человеческой жизни.

2. Формирование и развитие у детей правосознания, гражданской ответственности, сознательной дисциплины.

3. Формирование правового поведения, правильного понимания свободы и необходимости.

С первых шагов, которые ребенок делать вынужден самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должны оказывать ему помощь. Так, программа первого класса способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной, к условиям жизни в школьном коллективе. Очень важно привить детям с первых шагов культуру поведения и обучения. Самое главное для меня на этом этапе — сформировать у детей такие умения, навыки и привычки, которые облегчают им установление контактов, сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.

В осуществлении правового образования школьников выделяются три этапа, соответствующие сложившейся структуре школы: первый этап — I-IV классы; второй этап — V-IX классы; третий этап — X-XI классы.

Отбор содержания правового образования применительно к каждому этапу должен быть ориентирован на сочетание урочной и внеурочной форм работы.

Органичной частью общего содержания правового образования должно быть изучение прав человека и прав ребенка.

Названные психолого-педагогические характеристики позволяют определить содержание ранней пропедевтики, основу которой составляет воспитание следующих нравственных качеств личности:

  • умение оценивать свои поступки (самооценка) и поступки сверстников;
  • умение справляться со своими чувствами;
  • умение сопереживать;
  • умение договариваться;
  • умение уважать чужое мнение и интересы другого человека;
  • умение стараться быть справедливым.

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека и праве (правилах) как регуляторе взаимоотношений между людьми.

2 стр., 993 слов

Гражданско правовая охрана жизни и здоровья граждан

Получение работы. Выбрать вариант оплаты наших услуг Вы можете . Посмотреть примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист . Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, ...

В структуру правового пространства школы можно включать:

  • Специализированные разделы библиотеки.
  • Кружки, клубы, мастерские, тематика которых связана с правами человека.
  • Законодательные органы школы с непременным участием самих учащихся.
  • Законотворческие инициативные группы.
  • Исполнительные и консультативные органы, обеспечивающие поддержку в реализации и защите прав участников образовательного процесса и других субъектов школьной жизни.
  • Проектные и исследовательские группы, занятые в социальном проектировании и исследованиях в области внешкольной тематики.
  • Доступные нормативные материалы, регулирующие школьную жизнь.
  • Конкурсы, олимпиады правового содержания.

Важным условием эффективного функционирования и развития правового пространства школы является его деятельностный, а не формально-демонстративный и мероприятийный характер.

Исключительно важно, чтобы правовые документы, регулирующие школьную жизнь, разрабатывались с участием всех субъектов этой жизни, чтобы такое участие носило постоянный, гарантированный характер.

Принципиальным условием, обеспечивающим реальное участие детей в правовой жизни школы, является учет возрастного характера конкретных форм причастности. Так для начальной школы важно, чтобы дети последовательно осваивали возможности собственной активности и ответственного поведения в школе. Такие возможности предоставляет, например, дежурство в классе, а затем в школе первой ступени. Обязанности дежурных, их права и гарантии должны быть доступны для обсуждения, доработки и утверждения. В то же время, важным является соблюдение традиций в этой области и ясность их происхождения.

1.5 Система работы учителя по формированию правовых знаний учащихся

Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними.

Основной формой ранней профилактики являются беседы (совместные размышления) нравственной тематики классных часов.

Большое значение в нравственном воспитании младших школьников должна занять внеурочная деятельность, в процессе которой будут осуществляться закрепление, коррекция и приобретаться опыт реализации умений, имеющих социальную значимость.

14 стр., 6674 слов

Профилактика здоровья школьника

... в классах, мастерских, вестибюлях), проводят медосмотр учащихся в целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний. Санпросветработа с родителями школьников - одна из форм охраны и укрепления здоровья, закрепления единых навыков гигиенического поведения ...

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Основными формами правового просвещения учащихся являются:

  • экскурсии по правовой тематике, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом;
  • правовые беседы;
  • использование кино, телевидения;
  • вечера встреч и тематические вечера;
  • вечера вопросов и ответов;
  • обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;
  • наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятельность, а только такая, которая организована педагогически правильно.

Условия: обеспечение каждому школьнику активной позиции, т.е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т.д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, которые, согласно Конституции РБ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы для самостоятельного изучения.

Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются социальная среда; личность с ее индивидуальными качествами и особенностями; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способствовать при определенных условиях формированию антиобщественного правового сознания.

9 стр., 4096 слов

Нарушения письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы

... детали. Отчасти забыв содержание прослушанного рассказа, школьники начинали придумывать свое развитие событий. В процессе ... почерк в одних случаях становится большим, широким, в других случаях — мизерное написание. По результатам логопедического обследования сделаны следующие выводы: У 6 детей (60%) отмечается нарушения ... и исправить ошибки 1−3. Двое учащихся с заметным отставанием включаются в работу, ...

Глава 2. Процесс правового воспитания школьников

2. 1. Выявление уровня представления о правах и обязанностях

у младших школьников

Для реализации цели нашего исследования — выявить уровень правовой воспитанности младших школьников, мы использовали следующие методики:

  • метод «Незаконченный рассказ»;
  • анкету.

1.Метод «Незаконченный рассказ». При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

Про Витькину бабушку.

Бабушка очень любила Витьку, всегда старалась ему чего-нибудь повкуснее сготовить, или что-нибудь сунуть в портфель, чтобы в школе поел. Она вязала Витьке носки, свитеры, как бабушка в сказке, строго поглядывая из-под очков. Но это она для порядка только так строго смотрела, на самом деле она была добрая.