Принципы охраны окружающей среды (2)

Содержание скрыть

» Принципы охраны окружающей среды»

Среди приемов юридической техники, призванных определить ориентиры правового регулирования тех или иных общественных отношений, несомненно, важное место занимают принципы права и законодательства. Более того, процесс развития экологического законодательства России в настоящее время демонстрирует усиление роли принципов. Так, если в Земельном кодексе РСФСР и в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделялись цели и задачи (во втором случае — наряду с принципами), а также и в Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. цели и задачи, то в Законе задачи отсутствуют, но сформулированы принципы данных законодательных актов и соответствующего законодательства в целом.

Таким образом, необходимо констатировать, что на фоне уменьшения числа доступных юридической технике приемов закрепления наиболее важных ориентиров правового регулирования в конкретной отрасли законодательства (цели, задачи, принципы) в действующем экологическом законодательстве России в известной степени повысилась значимость принципов.

1. Принцип соблюдения прав человека

Приоритетным принципом в Законе безусловно назван принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду, затрагивающее основы жизнедеятельности человека, занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду — его необходимая и постоянная, наиболее защищенная законом и наиболее успешно реализуемая часть. Универсальный критерий качества природной среды — это уровень здоровья населения. Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда, состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам, а их соотношение между собой создает экологическое равновесие.

Конституции РФ

2. Принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека

Этот принцип следует скорее воспринимать в качестве цели, к которой стремится Российское государство и все мировое сообщество, чем как реально действующий. Реализация данного принципа будет осуществляться в случае реализации всех закрепленных в Законе принципов, поэтому подробно на нем останавливаться не будем.

5 стр., 2456 слов

Охрана окружающей среды и здоровья человека

... качества жизни. Здоровье и болезнь не являются простым отражением состояния окружающей человека среды. Человек, с одной стороны, обладает определенной биологической конституцией, приобретенной в ... закрепленные механизмы защиты и приспособления, что увеличивает вероятность заболевания. В окружающей человека среде одновременно находится множество загрязнителей, некоторые из них обладают сильным ...

3. Принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека

Основные пути оптимального соотношения природы и общества заложены в концепции устойчивого развития, предложенной как в международных, так и в российских правовых актах. Государство обязано найти компромисс между естественным правом каждого человека на природопользование и на благоприятную окружающую среду, поскольку эти права находятся как бы в конфликте: любое природопользование (а тем более — ненадлежащее) всегда нарушает право других, да и самого природопользователя на благоприятную окружающую среду. Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Реализация рассматриваемого принципа возможна посредством, с одной стороны, запрета отдельных видов производства, а с другой — необходимостью внедрения новейших прогрессивных технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого повторного водоснабжения, очистных сооружений, лесовосстановления, повышения плодородия почв).

Критериями наличия научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в планируемой хозяйственной или иной деятельности, исходя из данного принципа, могут служить не только научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

4. Принцип охраны природных ресурсов

Как видно из содержания следующего принципа, необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности признаются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Под охраной природных ресурсов понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий, а также на их воспроизводство. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании.

Принцип охраны природных ресурсов предусматривает использование природных ресурсов с соблюдением всех установленных экологическим законодательством норм охраны окружающей среды, неразрывность использования и охраны природных ресурсов. Использование и охрана природных ресурсов требуют должного законодательного урегулирования с учетом федеративного устройства России, а также организации и полномочий органов местного самоуправления. Представляется совершенно очевидной связь между обеспечением использования и охраны природных ресурсов и охраной окружающей среды (включая проблемы экологической безопасности).

Поэтому важной проблемой является всестороннее развитие и строгое соблюдение законодательства об отдельных видах природных ресурсов, об экологической безопасности и т. д. При этом очень существенным является разделение государственного управления хозяйственным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

3 стр., 1227 слов

Стандартизация в области охраны окружающей среды

... выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов». В соглашении, в частности, в области стандартизации предусмотрено, что Госстандарт и Минприроды совместно: формируют и организуют деятельность технических комитетов по стандартизации в области охраны окружающей среды; определяют перечень продукции, ...

Сущность понятия воспроизводства природных ресурсов можно раскрыть, например, через понятие воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, сформулированное в ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.

В. В. Петров, О. С. Колбасов

На наш взгляд, под рациональным природопользованием понимается комплексное, экономически эффективное использование ресурсов с соблюдением норм природоохранного законодательства. Нерациональное природопользование приводит к загрязнению, истощению и деградации природных систем.

Современное российское законодательство в равной мере пользуется и понятиями «рациональное использование природных ресурсов», «охрана природных ресурсов» и более общим понятием «рациональное использование и охрана природных ресурсов». Мы разделяем мнения авторов о том, что понятия охраны природных ресурсов и обеспечение их рационального использования неразрывно связаны и дополняют друг друга. При этом необходимо отметить, что наряду со взглядом на соотношение рационального использования и охраны природных ресурсов как на взаимосвязанные явления, представляющие в конечном счете единую категорию экологического права, взгляд на охрану природных ресурсов как на самостоятельное явление остается не менее важным.

5. Принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации

Здесь, имеется в виду не юридическая ответственность за правонарушение (негативная правовая ответственность), а высказываемая в настоящее время в литературе правовая позитивная ответственность, которая определяется авторами как осознание долга, обязанность совершать действия, соответствующие природе общественного строя; высказываются различные точки зрения по этому вопросу.

Р. Л. Хачатуров, М. А. Краснова

Поскольку мы придерживаемся позиции тех авторов, которые ответственность связывают прежде всего с совершением незаконных действий и в качестве ее определяющего признака называют наказание, то рассматриваемый принцип нам не совсем понятен. На наш взгляд, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях является одной из основных обязанностей органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. И в случае нарушения названной обязанности виновные лица должны привлекаться к ответственности.

6. Принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде

Закрепление Законом принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде направлено на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки. Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах — лесные подати и арендная плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли — земельный налог и арендная плата.

19 стр., 9447 слов

Экономические принципы рационального природопользования и охраны ...

... неся при этом никакого ущерба, а зачастую и улучшая свои производственные результаты. В связи с этим реальные цены природных ресурсов могут стать эффективными рычагами в рыночном механизме. При нерациональном природопользовании на ...

Целью введения в систему природоресурсных платежей платы за загрязнение окружающей среды является совершенствование хозяйственного механизма природопользования. Плата выполняет функцию ресурсосбережения, включая в себя платежи за каждый ингредиент загрязнения, вид вредного воздействия, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. Данная плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

7. Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды, Конституции РФ

В Законе дается широкое понятие принципа независимости и говорится о независимости контроля в области охраны окружающей среды. Однако такая формулировка вызывает сразу же вопрос: о какой независимости идет речь? На наш взгляд, залогом эффективности контроля в области охраны окружающей среды будет являться независимость инспекторов в области охраны окружающей среды при исполнении ими должностных обязанностей в пределах своих полномочий, иными словами никто не вправе вмешиваться в работу инспекторов, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды. Оказываемое в любых формах давление на инспектора должно признаваться действием противоправным.

8. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности

Необходимо этот принцип рассматривать совместно с принципами обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, поскольку они являются взаимосвязанными.

Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что Закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Такого рода обязанности хозяйствующих субъектов — по проведению оценки воздействия, представлению материалов на государственную экологическую экспертизу — уже давно закреплены в законодательстве. С введением же данного принципа получает логическую завершенность важнейший сегмент экологического законодательства: обосновываются и одновременно наилучшим образом объясняются все те экологические требования, которые предъявляются к стадии размещения объектов, планирования, обоснования хозяйственной деятельности и которые порой вызывают критику с точки зрения их многочисленности либо затратности.

4 стр., 1786 слов

Объекты окружающей среды, подлежащие особой охране

... то он является объектом иных правоотношений. Однако компоненты природной среды (ресурсы), согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» не дифференцируются по ... 5) об экологической безопасности при осуществлении разрешенной деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической ... Термин «живые ресурсы» будет употребляться в данной работе. Живые ресурсы - это, прежде всего различные виды ...

Оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (ОВОС) является для России новой правовой мерой ее охраны, которая стала проводиться с начала 90-х гг. XX в. Если в ранее действовавшем Законе «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. нет даже упоминания о необходимости проведения ОВОС при планировании новой хозяйственной деятельности, то в Законе обязательность ее проведения закреплена в качестве основополагающего принципа, также этому посвящена специальная ст. 32, в соответствии с которой ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Таким образом, деятельность по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, т. е. оценка воздействия на окружающую среду, признается действующим Законом обязательной.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Данный принцип означает, что заказчик не вправе принимать решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять такую деятельность, если проекты и иная документация свидетельствует о том, что данная деятельность может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. До принятия решения он обязан представить необходимые материалы на государственную экологическую экспертизу согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Для Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или его территориальных органов из содержания этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести государственную экологическую экспертизу.

Исходя из того что принципы — это фундаментальные идеи, основные начала, определяющие принципы — это некие нормативно-руководящие начала, обладающие общими признаками с нормами права, но и в то же время служащие основой и ориентиром для создания и применения всех иных правовых норм, т. е. обладающие по отношению к ним определенным приоритетом, представляется, что такие принципы, как:

  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
  • обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, — связаны больше не с правовой, а с иными формами охраны окружающей среды.

В. В. Петров

Перечисленные принципы, на наш взгляд, достаточно было включить в список целей либо задач экологического законодательства, однако, поскольку они закреплены в Законе в качестве принципов, будем их рассматривать в качестве таковых [22, «https:// «].

3 стр., 1021 слов

Классификация субъектов хозяйственной деятельности. Виды субъектов ...

... участники хозяйственного товарищества имеют право: участвовать в управлении делами товарищества; получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией ... и иных обязательных платежей. Это делается в порядке, размерах и сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами ...

9. Принцип учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности закреплен в Законе в качестве одного из принципов охраны окружающей среды, поскольку Российская Федерация является федеративным государством, в состав которого входят 89 субъектов, неоднородных с точки зрения природно-географических особенностей, демографических, экологических, экономических и других признаков, наличия на их территориях природных ресурсов и объектов негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из этого, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности необходимо учитывать региональные особенности.

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов вытекает из содержания целого ряда норм экологического законодательства. Их охрана осуществляется путем установления либо ограничений, либо запрета на их изъятие. Например, не допускается изъятие или иное прекращение прав на земли особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению (п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ) и др.

Сотрудничество государства и граждан в решении экологических проблем — существенная предпосылка реализации предоставленных законом субъективных прав каждого и условие их успешной защиты. Сохранение здоровья населения, обусловленного в значительной степени состоянием окружающей природной среды, давно уже переросло из личного дела каждого в социально значимую проблему, в связи с чем настоящим Законом закрепляется обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц. Потенциально круг совместной деятельности достаточно широк. Но в настоящее время в России из всего спектра экологических проблем, пожалуй, в наибольшей степени волнуют население вопросы предупреждения и (реже) компенсации экологического вреда жизни и здоровью. Характерно, что идеи сохранения биоразнообразия, отдельных объектов живой и неживой природы среди граждан нашей страны заметно менее популярны, чем среди западной общественности. В этом направлении работают, как правило, профессионально, крупные неправительственные организации, реже — местные клубы, группы и т. п. Предупреждение экологического вреда сейчас становится приоритетным направлением взаимодействия государства и его граждан в сфере охраны окружающей среды. Перспективы же совместной деятельности во многом зависят от становления в нашем праве комплексного межотраслевого института участия общественности в принятии экологически значимых решений.

3 стр., 1094 слов

Принципы охраны окружающей среды

... иной деятельности, исходя из данного принципа, могут служить не только научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды ...

10. Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды

В частности, необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе. Деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься. Деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать оценка ее возможных последствий, и исследования о воздействии проектов в целях развития на природу следует проводить достаточно заблаговременно, и если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее возможные вредные последствия.

11. Принцип национального достояния природных ресурсов

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей среды, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане РФ обязаны постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения, в связи с чем, по-видимому, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры закреплены в статье в качестве принципа.

Правительства РФ

Структура нормативно-правовой базы должна обеспечивать права и обязанности граждан, определять систему управления и регулирования, финансирования, а также порядок осуществления и ответственность участников процесса экологического образования на основе единой государственной политики.

Кроме того, одним из важнейших условий эффективности экологического образования является разумное сочетание теоретического обучения с реальной практической деятельностью, связанной с изучением окружающей природной среды и оценкой его экологического состояния.

12. Принцип обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

Для стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды Законом предусмотрена система специальных инструментов, призванных изменить психологию хозяйствующих субъектов и способствовать экологическому воспитанию последних. Она включает в себя, в частности, государственную поддержку в форме налоговых или иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов и др.

4 стр., 1783 слов

Право на благоприятную окружающую среду в системе экологических ...

... деятельности, в России все же наметился поворот к организации правовой системы защиты экологических прав граждан. Начало было положено Законом "Об охране окружающей природной среды", ряд статей которого закрепили нормы о праве граждан на благоприятную окружающую ... в реализации возложенной на него конституционной обязанности соблюдать и защищать право на благоприятную окружающую среду, однако таковая ...

Совокупность всех видов живых организмов: от млекопитающих до микроскопических вирусов и микробов, от насекомых до цветов и деревьев, от рыб, птиц и обезьян до человека — все это составляет биологическое разнообразие планеты, которое ученые определяют одним словом — биота. Термин «биоразнообразие» обозначает богатство видов, обитающих на определенной территории в определенный период времени. Установлено, что при всем необъятном многообразии все биологические виды и все экосистемы взаимосвязаны, начиная от молекулы ДНК и кончая региональными экосистемами и планетарной биосферой в целом. Все, чем живет наша планета и что определяет деятельность человека, зависит от биологического разнообразия. Именно оно определяет основные экологические функции, такие, например, как предохранение почвы от разрушения, именно оно предоставляет человеку практически все исходное сырье для производства пищи, одежды, лекарств, строительных и иных материалов и т. д.

Важность закрепленного принципа объясняется тем, что хотя случаи вымирания отдельных видов имели место и раньше (в том числе и в доисторические времена), но никогда прежде не регистрировались такие значительные потери их, такие широкомасштабные и необратимые процессы изменения экосистем и климатических условий, как в наше время. Потребности населения в продовольствии, жилье, транспорте постоянно возрастают. Это ведет к сокращению естественных экосистем, они дробятся, преобразуются, даже исчезают. Промышленные и бытовые отходы, минеральные удобрения отравляют природу, что приводит к гибели многих видов животных, птиц, рыб, растений.

Хозяйственная деятельность человека, в сущности, является главной причиной исчезновения многих видов биоты. Особенно это связано с загрязнением окружающей среды. По мнению многих ученых-биологов, в ближайшие два-три десятилетия под угрозой исчезновения окажется каждый четвертый представитель биоты — будь то фауна или флора.

Таким образом, уменьшение биоразнообразия, т. е. сокращение числа видов, образующих фрагменты экологической сети, есть одно из проявлений деградации природной среды, в связи с этим необходимо прилагать больше усилий, чтобы сохранить биологическое разнообразие и оставшиеся зоны дикой природы.

13. Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности

Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы. Однако во всех случаях должна запрещаться деятельность, способная нанести непоправимый ущерб природе.

3 стр., 1406 слов

Экологические права и обязанности граждан (2)

... вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Экологические обязанности граждан в общем виде ...

Именно данный принцип послужил одним из основных правовых оснований для обращения в 2004 г. 8 общественных экологических организаций в суд с требованиями о прекращении деятельности по комплексной разработке нефтяных месторождений в Охотском море, создающей угрозу нарушения среды обитания, сокращения численности и полного исчезновения объектов животного мира, занесенных в красные книги МСОП, РФ, Сахалинской области. Экологи требовали прекратить: проведение дноуглубительных работ в период миграции и нагула серых китов в зоне их основного пастбища; сброс производственных и бытовых отходов в воды Охотского моря; строительство берегового трубопровода траншейным способом через нерестовые реки на всем протяжении его трассы.

14. Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды

в Конституции РФ

Конституции РФ

В Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. от 10 января 2003 г.) среди основных направлений государственной политики в сфере информатизации названо создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан на основе государственных информационных ресурсов. Здесь имеется в виду любое обеспечение такого рода; поэтому логично утверждать, что это положение Закона относится и к экологическому информационному обеспечению. В ст. 10 указанного Закона, дифференцирующей информационные ресурсы по категориям доступа, прямо запрещено ограничивать доступ к законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим права, свободы и обязанности граждан, к документам, содержащим экологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, безопасности граждан и населения в целом. Статья 12 названного Закона гарантирует равные права на доступ к информационным ресурсам государства, причем граждане не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Такой доступ, указанный в данной статье, является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также за состоянием экологии и других сфер общественной жизни. В ст. 13 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» содержится предписание этим органам осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод, обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Наконец, ст. 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» гарантирует защиту прав на доступ к информации. Отказ в нем либо предоставление заведомо недостоверных данных могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе, имеют право на возмещение понесенного им ущерба. А руководители и другие служащие, виновные в незаконном ограничении доступа, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Информирование населения о состоянии окружающей среды должно осуществляться посредством публикации в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти, в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также посредством проведения общественных обсуждений (опросов, слушаний, референдумов и т. п. ).

15. Принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

В настоящее время в период формирования правового государства в Российской Федерации как никогда велика роль одного из основополагающих институтов права — юридической ответственности за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя, совершившего нарушения экологического законодательства, претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия личного, имущественного характера, которые содержатся в нормах права и применяются в определенной процессуальной форме.

Субъектами юридической ответственности являются правонарушители. Но государство предъявляет различные требования к ним. Так, субъектом такого вида юридической ответственности, как уголовная, может быть лицо, достигшее 14 лет. Возраст наступления административной ответственности составляет 16 лет. Субъектами административной ответственности как одного из видов юридической ответственности могут быть не только граждане, достигшие 14-летнего возраста и вменяемые, но и юридические лица. По законодательству Российской Федерации субъектами преступлений могут быть только физические лица.

Различны меры ответственности, применяемые за то или иное правонарушение. Если уголовное право предусматривает такую меру наказания, как лишение свободы на очень длительный срок или даже пожизненно, то по административному законодательству человек может быть лишен свободы на срок, как правило, не более 15 суток.

Закон устанавливает следующие виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды:

  • имущественная;
  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

16. Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений представляет собой их участие в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных и иных решений. Экологически значимые решения — это правовые акты (нормативного и ненормативного характера) органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, реализация которых связана с оказанием воздействия на состояние природных объектов, комплексов, систем либо окружающей природной среды в целом. Наиболее распространенные варианты таких решений — это определение мест нового строительства, предоставление земельных участков, утверждение технико-экономических обоснований и проектов, принятие генеральных планов городов и др. Например, п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления информировать население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов. При предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их традиционной деятельностью и традиционными промыслами, могут быть проведены сход, референдум граждан по поводу изъятия (выкупа) земельных участков. Согласно п. 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в связи с возможным изъятием их земельных участков и т. д. Однако надо иметь в виду, что экологические последствия могут возникнуть не только из-за нового строительства, но также и в результате перепрофилирования либо ликвидации некоторых специфических объектов, поэтому соответствующие решения должны иметь экологическое обоснование, проходить экологическую экспертизу и процедуру общественных обсуждений.

Гражданская активность населения является мощным стимулом к соблюдению законодательства и установлению в обществе режима экологической законности. Несмотря на постоянные экономические трудности, все же прослеживается тенденция к экологизации общественного сознания. Происходит также определенное правоосознание — понимание населением ценности своих конституционных прав на экологически безопасные условия жизни. На современном этапе наиболее продуктивными обещают быть такие формы общественной активности, как гражданское участие, привлечение населения, общественных объединений и отдельных граждан к решению вопросов, имеющих экологическое значение. Опыт показал несомненную полезность общественного мнения: при активности граждан и неправительственных организаций были предотвращены либо скорректированы многие экологически необоснованные и даже ущербные проекты. С методологических же позиций значение общественного участия состоит в том, что оно способствует нашему продвижению к правовому государству. По степени реальности общественного участия можно судить о демократичности государства, а наличие развитых публичных институтов, влиятельного негосударственного сектора есть важнейшая составляющая гражданского общества. Эколого-ориентированная часть населения получила широкие возможности для выражения и распространения своих взглядов именно в условиях демократизации общественной жизни, становления правового государства и гражданского общества.

охрана окружающий среда

17. Принцип международного сотрудничества

Поиск путей объединения усилий государств и народов для успешного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгом соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом сотрудничества, который в международном экологическом праве означает юридическую обязанность государств, независимо от их общественного и государственного строя, сотрудничать друг с другом по вопросам поддержания мира и международной (в том числе экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованию международного экологического правопорядка.

Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты. Принцип международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды также является основополагающим в нашем законодательстве.

Международное сотрудничество развивается в рамках международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В 2003 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Подготовлен и подписан ряд межправительственных и межведомственных соглашений в области природопользования и охраны окружающей среды со странами СНГ и дальнего зарубежья, в том числе: Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря; Межправительственное соглашение с КНР о сотрудничестве в области изучения и освоения Мирового океана. Сотрудничество с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществлялось в рамках проектов третьей фазы программы Глобального экологического фонда по следующим ключевым направлениям: стойкие органические загрязняющие вещества (СОЗ), деградация земель, биоразнообразие и биобезопасность, международные воды.

На встрече министров окружающей среды стран «восьмерки» (25, 27 апреля 2003 г., Париж, Франция) принято совместное коммюнике по ряду вопросов: о практических мерах, направленных на решение проблем Африки; об обеспечении безопасности судоходства; об усилении взаимодействия в рамках глобальных и региональных природоохранных конвенций и соглашений. На саммите стран «восьмерки» (31 мая — 3 июня 2003 г., Эвиан, Франция) разработаны и приняты План действий по воде, нацеленный на комплексное управление и эффективное использование водных ресурсов; План действий по науке и технологиям в целях устойчивого развития, направленный на сохранение биоразнообразия и устойчивое управление лесами.

Сотрудничество по линии Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) осуществлялось в рамках процесса «Окружающая среда для Европы». На Общеевропейской конференции министров окружающей среды «Окружающая среда для Европы» (20, 23 мая 2003 г., Киев, Украина) приняты министерская Декларация, рамочный документ по экологической стратегии для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а также базовые элементы стратегии образования в целях устойчивого развития.

Заключение

Приведенный перечень принципов не является ни исчерпывающим, ни полным. Процесс формирования принципов экологического права продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием российского экологического законодательства. Доказательством этого может служить увеличение числа отраслевых принципов российского законодательства с шести (по ранее действовавшему Закону «Об охране окружающей природной среды» 1991 г.) до двадцати трех (по у Закону

По своему характеру воздействия на общество и по своим последствиям для него проблема охраны окружающей среды — это проблема комплексная, и как комплексная проблема она требует комплексного подхода к своему решению, требует использования всех знаний, накопленных человечеством, и всех средств, имеющихся в его распоряжении. Сейчас уже стало очевидным главное: от того, каким образом и для каких целей будет использоваться тот или иной природный ресурс, зависит качество окружающей среды на местном, региональном и даже национальном уровне, зависит решение или возникновение многих социальных проблем, благосостояние населения на значительных территориях.