Субъекты муниципального права

Здесь же стоит отметить, что данный механизм пока далек о совершенства. В большинстве случаев население не обладает реальными полномочиями по контролю за деятельностью органов местного самоуправления, и тем более не имеет возможности привлечь должностных лиц к ответственности.

Следующим элементом правового статуса являются гарантии деятельности населения. К гарантиям деятельности можно отнести закрепленные Законом возможности по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия, в результате которых нарушаются права граждан. Также должностные лица местного самоуправления за нарушение порядка и срока письменного ответа на обращение граждан могут быть привлечены к административной ответственности. В соответствии со ст. 78 Федерального закона решения и действия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке.

8. Население муниципального образования составляют жители Российской Федерации, обладающие различными видами правоспособности: гражданской правоспособностью; избирательной правоспособностью; правоспособностью осуществлять местное самоуправление и обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Именно в процессе деятельности граждан по реализации правоспособности и реализует себя такой субъект местного самоуправления, как «население муниципального образования».

Права граждан в связи с осуществлением местного самоуправления именуют «муниципальными правами граждан»14 .

Муниципальные права граждан имеют ряд существенных признаков:

  • реализация этих прав предполагает связь с конкретным муниципальным образованием;
  • они являются элементом конституционного правового статуса граждан и производны от него;

— перечень их устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации. Однако уставом муниципального образования данный перечень может быть увеличен с учетом национальных, исторических традиций и детально конкретизирован.

3 стр., 1469 слов

Значение Конституции РФ для развития местного самоуправления ...

... коллективные обращения в органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; Также Конституция РФ обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Это означает, что ...

Важнейшим инструментом выражения мнения населения является местный референдум. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора15 . В случае если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В заключении настоящей работы можно сделать следующие основные выводы:

1. Субъектами муниципального права являются те, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления. Их можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; политико-территориальные образования; социальные общности.

2. Органы местного самоуправления являются одними из основных субъектов муниципального права и местного самоуправления.

Среди них можно выделить представительные органы муниципального образования, которые наделены нормотворческими полномочиями и уполномочены представлять населения в целом, главу муниципального образования, а также местную администрацию. У каждого из представленных субъектов муниципального права существуют собственные полномочия, права и обязанности, которые были представлены в настоящей работе.

3. Местное населения является главным субъектом муниципального права. Такой статус местного населения вытекает из Конституции РФ, а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Население муниципального образования осуществляет свою власть непосредственно путем референдума, схода (собрания), народной правотворческой инициативы, обращений граждан, территориального общественного самоуправления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

9 стр., 4213 слов

Местные органы самоуправления Республики Казахстан

... местными органами исполнительной власти, хотя и те, и другие относятся к органам местного государственного управления. 4.Органы местного государственного управления в организационно -правовом отношении не связаны с местным самоуправлением, ... планов застройки населенных пунктов; образование и утверждение по представлению местного исполнительного органа состава административной, наблюдательной ...

Вместе с тем, механизм организации контроля со стороны населения за органами муниципальной власти пока далек о совершенства. В большинстве случаев население не обладает реальными полномочиями по контролю за деятельностью органов местного самоуправления, и тем более не имеет возможности привлечь должностных лиц к ответственности. Как показывает практика организовать проведение местного референдума достаточно сложно, а потому данный институт практически не применяется. Затруднителен и институт отзыва должностных лиц местного самоуправления.

В этой связи совершенствование законодательства и практики осуществления местного самоуправления я полагаю должно проходить именно по направлению увеличения реальных возможностей для населения осуществлять власть в муниципальном образовании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ, Список нормативных правовых актов

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Европейская Хартия местного самоуправления.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/subyektyi-munitsipalnogo-prava/

6. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление: Учебник. 2-е изд. Ростов-н/Д, «Книга» 2003. С. 123.

7. Грось Л.А., Ким В.Д. Проблемы правового регулирования управления публичной собственностью. Юристъ. 2005. N 11. С. 11.

8. Пятков Д.В. Акты государственных органов и органов местного самоуправления как основание возникновения гражданских правоотношений. Государство и право. 2004. N 4. С. 52.

9. Цирин А.М. Субъекты права муниципальной собственности в Российской Федерации. Современное право 2006 № 7 С. 48.

10. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (Конституционно-правовой аспект).

Екатеринбург, Знание 2008. С. 84.

11. Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (проблемы законодательного регулирования).

Государство и право. 2006. N 11. С. 10.

12. Наквасина Г.А. Муниципальная служба в Российской Федерации: проблемы конституционно-правового регулирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2006. С. 21.

13. Берг О.В. Правовые основы осуществления муниципальными образованиями государственных полномочий субъекта Российской Федерации. Муниципальное право. 2004. N 4. С. 32.

14. Абрамович А.М. Правовой статус гражданина. Минск, Издательство Нота 2008. С. 4.

15. Усманова Р.М. Население как субъект местного самоуправления. Государство и право 2007 № 4 С. 54.

4 стр., 1747 слов

Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц ...

... контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; - Изучить прокурорский надзор как вид контроля за контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; Рассмотреть судебный контроль; -Выявить значимость контроля полномочного представителя Президента РФ и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; ...

16. Мамут Л. Какой гражданин нужен России? Власть. 2008. N 4. С. 45

17. Раянов Ф.М., Гарданов А.Ш. Размышления о государстве. Уфа, 2004. С. 27.

18. Бережнов А.Г. Права личности — некоторые вопросы теории. М., Юридическая литература 2001. С. 14.

19. Иванцова Г.А. Муниципальные права граждан: Концептуальные проблемы местного самоуправления. Сбоник научных трудов. Отв. ред. М.К. Маликов. Уфа, Премьер 2008. С. 134.

20. Кириллин А. Судебная защита местного самоуправления. Городское управление. 2006. N 1. С. 44.

21Султанов Е.Б. Правовые основы финансовой деятельности муниципальных образований в ФРГ. Казань, 2007. С. 357

22. Ахметьянова З.А. Ограничение прав публичного собственника. Закон. 2003. N 11. С. 72.

23. Бялкина Т.М. Законодательство субъектов Российской Федерации об уставах муниципальных образований. Журнал российского права. 2007. N 6. С. 129.

24. Кокотов А.Н. О проекте федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Чиновникъ. 2003. N 2. С. 65.

25. Кокотов А.Н., Романов А.Н. Некоторые аспекты систематизации законодательства о местном самоуправлении. Правовая политика и правовая жизнь. 2007. N 4. С. 83.

26. Марков Е. Значение Хартии местного самоуправления для малых городов России. Малые города: Деловой вестник местного самоуправления. 2006. N 3 — 4. С. 90

27. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: Научно-практический комментарий. М., ЮНИТИ 2002. С. 376

28. Гильченко Л.В. Местное самоуправление: долгое возвращение. Становление местного самоуправления в России. М., Социальные знания 2008. С. 428.

29. Удиев Д.И. Субъекты местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправления 2005 № 8 С. 110.

30. Довлатов Р.Н. Организация местного самоуправления в России. Государство и право 2008 № 7 С. 121.