Актуальность темы, обусловлена тем, что права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Права человека – неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политических правилах, религиозных догматах; возможности использования человеком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов; пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов; способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию.
Содержанию прав человека присущи нравственные, политические, социально-экономические, духовные, религиозные, правовые аспекты.
Права человека и гражданина могут классифицироваться с точки зрения генерационного основания, в зависимости от содержания, от соподчиненности, от принадлежности лица к конкретному государству, от степени распространения, от характера субъектов, от роли государства в их осуществлении, от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности.
Правовой статус личности – это совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе. Содержание правового статуса человека и гражданина включает в себя несколько элементов: порядок его приобретения и утраты, права и обязанности, ответственность, гарантии соблюдения прав и свобод, правовые состояния.
Принципы правового статуса – это наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина. К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина можно отнести принцип гуманизма, принцип неотчуждаемости, принцип самостоятельного осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод, принцип гарантированности, принцип равноправия, принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Существует несколько видов правового статуса: общий, или конституционный, статус гражданина, специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан, индивидуальный статус, статус физических и юридических лиц, статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев, статус российских граждан, находящихся за рубежом, отраслевые статусы, профессиональные и должностные статусы, статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны.
Правовой статус работника как субъекта трудового права
... защищать права и свободы человека и гражданина. Отсюда вытекает необходимость и важность анализа юридического статуса личности как субъекта права. В трудовом праве личностью является, прежде всего, работник. Основная функция трудового права как ...
Права человека и права гражданина рассматриваются обычно вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного. Кроме терминологического различия существует различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.
Объект исследования: права человека и гражданина в РФ.
Предмет исследования: специфические особенности теории прав человека в РФ.
Цель настоящей работы: исследовать общую характеристику института прав человека, а также проанализировать различные точки зрения правоведов изучающих данную тему.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить историю идеи прав человека;
2) рассмотреть понятие и принципы действия института прав человека;
3) проанализировать классификацию прав человека;
4) исследовать гарантии и защиту прав человека
Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы теоретического анализа, такие, как логический и сравнительно-правовой.
Разработанность темы: При исследовании данной проблемы были использованы работы: М. И. Абдуллаева Е. В., Аграновской, М. В. Баглая, С. В. Бахина, С. В. Бошно, А. Н. Головистиковой, В. А. Карташкина, Е. А. Лукашевой, А. В. Малько, Л. А. Морозовой, В. С. Нерсесянца, В. В. Лазарева, Б. Н. Топорнина и др.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды и публикации в периодической печати, касающиеся проблем изучения теории прав человека.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика института прав человека
1.1. История идеи прав человека. Теория трёх поколений прав человека
История идеи прав человека берет начало в древности. Уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенстве людей. В античных государствах и странах Древнего Востока обосновывалось равенство людей одинаковыми природными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя в период рабовладения и феодализма господствовала идея о правах «свободных» людей (Аристотель, Платон и др.), её развитие способствовало накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) скачка в этом направлении – признания равенства всех людей перед законом.
Активность в развитии идеи о правах человека приходится на эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII – XVIII вв. эта идея преломляется в теорию естественного (прирожденного) права, которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить его преобразование в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам утверждают права личности (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости с исторических обстоятельств своего бытия[1].
Идея прав человека, основанная на теории естественного (прирождённого) права, находит воплощение в нормативны актах государств Европы и мира. Американская Декларация независимости 1776 года выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798 года изложила «естественные, неотчуждаемые и священные права человека»: личная свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечение к уголовной ответственности только на основании закона (нет преступления, неуказанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода мнений, мысли, слова и печати, которая защищается «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой» и др. Названные документы США и Франции стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.
Культурные права номер статьи в конституции. Культурные права ...
... осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. ... «Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина». Глава 1. Права и свободы человека и гражданина. 1.1 Понятие «права человека». Возникновение понятия "права человека", ...
Эту идею пестовали, отстаивали, обогащали, углубляли, боролись за её реальное воплощение в жизнь выдающиеся мыслители Украины: Ф. Орлик, Т. Шевченко, М. Драгоманов, И. Франко, Леся Украинка, М. Грушевский, Б. Кистяковский и др. Уже в проекте Конституции Ф. Орлика (1710 г.) декларируется идея «исправления и подъема своих прирожденных прав и вольностей», восстановления «всяческого естественного права и равенства». Т. Шевченко в поэмах воспевал свободу трудящегося! человека. М. Драгоманов в конституционном проекте предусматривал личную свободу человека, обеспечение неприкосновенности личности, уважение ее достоинства. Правовед А. Кистяковский подчёркивал необходимость ограничения государственной власти «неотъемлемыми, ненарушимыми, неприкосновенными, неотчуждаемыми правами человека», важнейшим из которых называл право на достойное существование.
Процессу развития идеи прав человека присущи как количественные, так и качественные изменения. Количественные изменения знания о правах человека (его умножение, уточнение и конкретизация, увеличение объема и пр.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права. Качественные изменения идеи прав человека связаны с переходом от предыдущего к новому понятию права. Новое понятие права означает концептуальный подход к изучению, пониманию, толкованию как государства и права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. Безусловно, каждое новое понимание прав человека есть качественный скачок в юридическом познании. История развития идеи о правах человека – это, прежде всего, история новых понятий правами тех новых юридических теорий, которые формируются на основе этих понятий (юридико-позитивистская, социологическая, марксистско-ленинская, современная теория естественного права и др.).
В середине XX века идея прав человека осветилась новыми красками благодаря поднятию её на конституционный уровень. Правда, не все конституции в странах мира основывались на теории естественного права. Многие из них создавались на основе юридико-позитивистского подхода к пониманию права, что приводило к отождествлению права и закона, либо на основе марксистско-ленинской теории (СССР), согласно которой права человека «даруются» государством. Естественно-правовой подход к пониманию прав человека как естественных и неотчуждаемых, данных от рождения, получил закрепление в конституциях США, Франции, Италии, Испании[2].
Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц ...
... РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, ... на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации; ...
Во второй половине XX века под влиянием международных документов о правах человека произошло смягчение исторического противостояния естественно-правового и позитивистского (отождествляющего право и закон) подходов к праву, даже их сближение, что нашло отражение в конституционной и судебной практике зарубежных государств. Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношениям государства и личности, содержащийся в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел разрыв с нравственными, личностными, социальными ценностями и пошел по пути позитивного закрепления естественных прав и принципов, их охраны и защиты.
И это понятно. Принадлежность человеку прав от рождения предусматривает защиту и обеспечение их государством, что требует законодательного формулирования. Следовательно, ограничение власти государства правами человека не уменьшаем ее роли. Права человека, не закрепленные в позитивном праве (законодательных актах), затрудняют осуществление государство» функции их охраны и защиты.
В результате научной систематизации прав человека в историческом обозрении появилась теория трех поколений прав человека.
Первое поколение прав человека – неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это – право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу oт произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.
Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.
Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека, – Петиция о правах (1628), Habeas Corpus Act (1679) и Билль о правах (1689).
Первое поколение прав человека составляют также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.
Некоторые учёные относят к первому поколению прав человека Великую хартию вольностей (1215), где, в частности, говорится: «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен… как по законному приговору равных его и по закону страны».
С таким же основанием к первому поколению прав человека можно отнести Литовский Статут (1566) – юридический памятник литовского, белорусского и украинского народов. Здесь были провозглашены идеи равенства свободных людей перед законом, личной неприкосновенности, юридической защиты прав свободной (шляхетной) личности, личной ответственности перед законом и др. Однако средневековое законодательство (Великая хартия вольностей, Литовский Статут и др.) строилось в соответствии с феодально-иерархической, сословной структурой общества, когда отсутствовало юридическое равенство граждан[3].
Арбитражное процессуальное право
... успешно применены судом лишь на базе принципов арбитражного процессуального права. Арбитражное процессуальное законодательство закрепляет ряд принципов арбитражного процессуального права, образующих в совокупности взаимосвязанную систему. (sustema ... (п.1 ст.120 Конституции РФ, ст.6 Закона “Об арбитражных судах в РФ”), законности равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности, ...
Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.