Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) находится в России в первоначальной стадии формирования. В 1998 году Дума РФ избрала Уполномоченного, был сформирован его центральный аппарат в Москве, сегодня дебатируется вопрос о структуре института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — быть ли ей вертикально структурированной или же уполномоченные на местах должны быть независимы от центральной власти. Сегодня вопрос о назначении или выборах Уполномоченного в регионах России решается по-разному. Неясным остается организационное и властное соотношение таких центральных структур как Комиссии по правам человека при Президенте РФ (во главе с Владимиром Карташкиным) и Аппарата Уполномоченного по правам человека РФ (во главе с Олегом Мироновым)
В структурах исполнительной власти в центре России и в регионах, в средствах массовой информации, в общественных организациях сегодня обсуждается необходимость введения профилированных Уполномоченных типа «омбудсман по прессе», «омбудсман по детям», «по правам заключенных»…
Согласно распространенной в правозащитных кругах критической оценке, в настоящее время в России и во многих других странах СНГ способ развития института Уполномоченного как нельзя лучше отражает реальное содержание постсоветской демократии, когда провозглашаемые независимыми общественные структуры (а именно таким должен быть Институт Уполномоченного) на деле, по механизму своего функционирования, рискуют оказаться рутинными элементами государственно-бюрократического аппарата. Институт Уполномоченного на постсоветском пространстве, как и прежние «уполномоченные структуры», ведет свое происхождение от власти, а не от общества.
Созданные структуры работают по государственно-чиновному образцу и пока малоэффективны на практике. Кроме того, появившиеся уполномоченные не знакомы с мировым опытом работы института Уполномоченного, их личный опыт также невелик, а независимое положение и общественный авторитет им еще предстоит завоевывать. В настоящее время этому мешает все более проявляющаяся зависимость уполномоченных от вертикали исполнительной власти.
Институт омбудсмана-уполномоченного по правам человека призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права человека оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем, Этот ценностный приоритет сегодня еще весьма слаб и по большей части декларативен — по сравнению с традиционными для России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти.
Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
... Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института. Ввиду новизны института омбудсмана для российского конституционного права основными источниками для написания работы ... сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально ... бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" ...
Эффективное функционирование Института Уполномоченного на постсоветском пространстве вряд ли возможно без создания соответствующей информационной и культурной среды восприятия этого нового для нашего общества социального механизма.
История становления института Уполномоченного по правам человека в России.
Институт омбудсмана имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность омбудсмана юстиции. Однако сам термин «омбудсман» появился в Швеции еще в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение, и его корни восходят к раннему периоду истории германских племен. Омбудсманом называлось лицо, которое избиралось для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово «омбудсман» как «поверенный», «управляющий делами», «доверенное лицо» Стрекозова В.Г., Казаков Ю.Д. «Государственное (конституционное) право Российской Федерации», — М., 1995г.
Сама должность омбудсмана носит в разных странах различные наименования. В скандинавских странах, на родине этого института, используется название Омбудсман юстиции, в англоязычных странах — парламентский уполномоченный. В России же должность омбудсмана носит наименование: Уполномоченный по правам человека.
В России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого и освобождаемого от должности Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом установлена статьей 103 Конституции РФ.
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в силу 4 марта 1997.
Однако в Конституции РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение «парламентский» исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления), — М., 1994г
Соотношение прав человека и прав наций, народов
... -теоретических работах. Одним из вопросов, не получивших однозначного решения, является соотношение прав человека и прав народов. Так, Р.А. Мюллерсон полагает, что третье поколение прав человека можно назвать правами человека и правами народов, поскольку они содержат в себе права всех людей: ...
До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека» от 04.08.94 N 1587. Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Зиновьев А.В. «Конституционное право России» учебное пособие, — М., 2000г В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина.
Первым омбудсманом в России был Сергей Ковалев.
Правовое положение Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне.
Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).
Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко Коваленко А.И. «Основы конституционного права Российской Федерации (в вопросах и ответах)» учебное пособие, — М., 1994г. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсман представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации.
Ниже приведены функции уполномоченного по правам человека в РФ:
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы; а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Основные политические права и свободы граждан Российской Федерации (2)
... свобод и прав гражданина Российской Федерации. Предметом курсовой работы правовое регулирование основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации. Задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия основные свободы гражданина, как категории права; изучить правовой статус гражданина РФ; рассмотреть политические права и свободы граждан РФ; изучить концепцию прав человека ...
Жалоба не облагается госпошлиной. Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
- принять ее к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).
- Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.
По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
- обратиться в суд с заявлением;
- обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;
- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;
- обратиться в Конституционный суд с жалобой.
Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:
- при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
- в случаях, имеющих особое общественное значение;
- в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты; «Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н.
Топорнин, — М., 2001г
Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенную им информацию в 15-дневный срок со дня запроса. Уполномоченный обязан направлять органу (должностному лицу), в решениях (действиях, бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления прав и свобод. Орган (должностное лицо), получивший заключение, содержащее рекомендации, обязан в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме.
Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору. Он может направлять в Думу специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы. Зиновьев А.В. «Конституционное право России» учебное пособие, — М., 2000г
Право как мера свободы личности
... Индивидуальная мера свободы человека, егоинтересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц,выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от ...
Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию. Так, согласно положениям ст. 31, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. Кутафин О.Е. «Предмет конституционного права», — М., 2001
Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы — Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. Так, например, в июне 1999 года был издан спецдоклад г-на Миронова «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами». Также был спецдоклад по Чечне.
На мой взгляд, ряд положение рассматриваемого закона требуют пересмотра. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в часть 1 статьи 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.
Это не единственный недостаток Закона. Однако это и другие возможные предложения по его совершенствованию предполагают изменение самой концепции института омбудсмана в направлении существенного повышения его статуса и роли в государственно-правовой системе страны. Например, стоило бы наделить Уполномоченного правом обращения в Конституционный Суд не только в порядке части 4 статьи 125, но также и в порядке части 2 и 5 той же статьи Конституции, то есть обращаться с запросами о соответствии Конституции указанных нормативных правовых актов и договоров, а также с запросами о толковании Конституции.
Кроме того, важный момент, на мой взгляд, состоит в том, чтобы более четко прописать в Законе задачи Уполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную функцию омбудсмана. В варианте Федерального закона это могло бы звучать так: «организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими». Это — его первая задача. Цели также стоит переформулировать. Сейчас они звучат слишком абстрактно и неконкретно: «обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Это соразмерно тому, что говорится в Конституции о должности президента: гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В отношении главы государства допустимо столь широкое толкование, а в отношении омбудсмана — нет. Гарантировать соблюдение всеми органами и должностными лицами прав человека он, естественно, не может. Он может это контролировать, применяя определенные меры воздействия, предоставленные ему законом.
Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека ...
... избрания в 1998 г. федерального Уполномоченного, после учреждения региональными законами данных должностей в Республике Башкортостан и Свердловской области, так как это соответствовало их конституционным полномочиям. Идея учреждения института Уполномоченного по правам человека в субъекте ...
Порядок назначения и отставки уполномоченного регулируется следующим образом.
Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.
На должность уполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги в Государственной Думе и прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным.
Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного. Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления), — М., 1994г
Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой:
- в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом;
- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
- ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам;
- в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.
Уполномоченный по правам человека имеет свой аппарат. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правами юридического лица. Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Уполномоченный разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно. «Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н. Топорнин, — М., 2001г
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... летнего возраста, имеющие познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты (ст. 6 Закона об Уполномоченном по правам человека). Правом представлять предложения о кандидатуре имеют ... общественных организаций в области защиты прав и свобод граждан; правовому просвещению и правовому воспитанию в сфере защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный по правам человека в Российской ...
Уполномоченный утверждает структуру, численность и штатное расписание аппарата и утверждает положение о нем. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.
При Уполномоченном может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ежегодные доклады Уполномоченного обязательно публикуются в «Российской газете». Специальные доклады — по решению Уполномоченного могут публиковаться в «Российской газете» и других изданиях.
Обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти области, органами местного самоуправления и должностными лицами осуществляется Уполномоченным по правам человека в области. Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Областным Советом. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в области устанавливается законом области от 27 августа 2001 г «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области». Устав Липецкой области.
Данный Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Статья 1 закона определяет: Должность Уполномоченного по правам человека в Липецкой области учреждается в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уставом Липецкой области в целях защиты прав и свобод гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности областным Советом депутатов.
В компетенцию Уполномоченного входит защита гражданских и политических прав человека, определенных Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией РФ. Он способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства области в части защиты прав человека и гражданина, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Статья 2 устанавливает: Уполномоченный по правам человека в пределах установленной компетенции независим от государственных органов и органов местного самоуправления. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством области.
Порядок назначения на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области регулируется главой 2 закона.
В статье 5 установлен ценз для кандидатов на должность Уполномоченного по правам человека в Липецкой области.
На должность Уполномоченного по правам человека может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста и проживающий на территории Липецкой области. Кандидат на должность Уполномоченного должен обладать высокими моральными качествами, пользоваться доверием общественности, иметь необходимые познания в сфере прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Статья 5 закон Липецкой области №155-0З от 27.08.2001г «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного ...
... в процессе охраны общественного порядка на территории муниципального образования. Предмет исследования - организационно-правовая характеристика деятельности органов внутренних дел (милиции) и органов местного самоуправления по охране общественного порядка. Проблема участия органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка и защите прав ...
Предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного могут
вносить:
- глава администрации области;
- депутаты областного Совета депутатов;
- депутатские объединения областного Совета депутатов;
- депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Липецкой области;
- члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- представители от областного Совета депутатов и администрации области;
- представительные органы местного самоуправления;
- действующие на территории Липецкой области общественные объединения, отделения общероссийских политических партий.
Предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного вносится в областной Совет депутатов в следующие сроки:
а) в течение 30 дней до окончания срока полномочий предыдущего
Уполномоченного;
б) в течение 30 дней с момента досрочного освобождения от
должности Уполномоченного в случаях, предусмотренных статьей 11
настоящего Закона;
в) в течение 30 дней с момента проведения голосования в случае
повторного рассмотрения вопроса о назначении на должность Уполномоченного.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности областным Советом депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов областного Совета тайным голосованием. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии с настоящей статьей Статья 7 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от установленного числа депутатов областного Совета депутатов. В случае, если в результате тайного голосования ни один из предложенных кандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого числа голосов, проводится повторное рассмотрение кандидатур на должность Уполномоченного.
Для повторного рассмотрения могут быть предложены те же или новые кандидатуры. Одна и та же кандидатура не может быть предложена для назначения на должность Уполномоченного более двух раз.
Областной Совет депутатов принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее чем через два месяца со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Постановление вместе с биографическими сведениями об Уполномоченном подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации. Данное положение делает более открытыми сведения о кандидатуре на должность Уполномоченного.
При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу, по своему содержанию схожей с присягой, которую принимает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
«Клянусь добросовестно защищать права и свободы человека и гражданина, быть беспристрастным и руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, справедливостью и голосом совести». Статья 8 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан ...
... приговору суда. Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства населения §1. Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости Рынок труда представляет собой особую ... требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для ...
Присяга приносится на сессии областного Совета депутатов непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 9 устанавливает сроки полномочий.
Уполномоченный назначается на должность сроком на 4 года, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
Истечение срока полномочий областного Совета депутатов, а также его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Статья 9 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Это положение еще раз подчеркивает независимость Уполномоченного ни от какой из ветвей власти, в данном случае от законодательной.
Лицо, занимающее должность Уполномоченного по правам человека, является государственным служащим, вследствие чего он имеет ряд ограничений.
Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы Российской Федерации, депутатом областного Совета, находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
Уполномоченный не вправе:
- заниматься политической деятельностью, быть членом
политической партии или иного общественного объединения,
преследующего политические цели;
- быть участником забастовок;
- использовать в неслужебных целях средства материально —
технического, финансового и информационного обеспечения, другое
государственное имущество и служебную информацию;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей.
Уполномоченный обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленное требование, его полномочия прекращаются и областной Совет назначает нового Уполномоченного. Статья 11 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
Уполномоченный может быть освобожден от занимаемой должности досрочно.
В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности, новый Уполномоченный должен быть назначен областным Советом депутатов в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного в порядке, установленном статьями 5 — 7 закона Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области».
В главе 3 установлены полномочия, которыми наделен Уполномоченный по правам человека в Липецкой области.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Липецкой области. Статья 13 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на нормативные правовые акты области.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Статья 16
1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе
использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу области, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
2. О принятом по жалобе решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть
мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не
подлежит.
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать все государственные органы области и органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения, расположенные на территории Липецкой области;
2) запрашивать от государственных органов, органов местного самоуправления, у должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Липецкой области сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих Липецкой области, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими проверку деятельности государственных органов области, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям области проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания, расположенных на территории Липецкой области. Статья 19 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
В ходе своей деятельности Уполномоченный имеет права доступа к информации составляющую государственную, коммерческую или к другой охраняемой законом информации.
Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 20 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
- обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке;
- обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
— изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора. Статья 24 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного, его заключения и предложения публикуются в средствах массовой информации, одним из учредителей (соучредителей) которых являются государственные органы области.
Деятельность Уполномоченного охраняется законом Российской Федерации.
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Должность Уполномоченного относится к государственным должностям согласно реестру государственных должностей Липецкой области.
Социальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством области для лиц, занимающих государственные должности Липецкой области.
Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы, определяются Законом Липецкой области «О государственной службе Липецкой области», законодательством Российской Федерации о труде. Статья 36 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город
Липецк. Статья 37 закон Липецкой области от 27.08.2001г №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека — не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем этот институт сможет заслужить к себе уважение — как со стороны общества, так и со стороны тех, чью деятельность он призван контролировать. На первых порах многое зависит от личности человека, занимающего этот пост. Олег Миронов, безусловно, менее яркий трибун и борец за права человека, чем был его предшественник на этом посту Сергей Ковалев. Хотя Миронов тоже выступает часто и вполне здраво (для выходца из КПРФ), но его гораздо меньше слышно.
Пока не радует и отношение иных государственных институтов к деятельности Уполномоченного. Материальное и финансовое обеспечение российского омбудсмана находится на крайне низком уровне. Так, в 2000 году бюджет Уполномоченного и его аппарата составляет всего 41 млн. рублей (в несколько раз меньше, чем, например, у Счетной палаты).
Аппарат Миронова за два года уже 6 раз подвергался реорганизации и составляет на сегодня 150 человек, а это примерно столько же, сколько в Польше (130 человек), где значительно меньше населения, чем в России. Кроме того, офис омбудсмана находится в здании, где размещаются еще 45 организаций и действует пропускная система. Это также не способствует улучшению имиджа Уполномоченного, который по смыслу своей деятельности должен быть максимально открыт и доступен для граждан.
Библиографический список использованной литературы, Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации
2. Стрекозова В.Г., Казаков Ю.Д. «Государственное (конституционное) право Российской Федерации», — М., 1995г
3. Козлова Е.М., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», — М., 2000г
4. Баглай М.В. «Конституционное право России», — М., 1998г
5. Коваленко А.И. «Основы конституционного права Российской Федерации (в вопросах и ответах)» учебное пособие, — М., 1994г
6. Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления), — М., 1994г
7. «Конституционное право России (конспект лекций), — М., 2000г
8. Зиновьев А.В. «Конституционное право России» учебное пособие, — М., 2000г
9. Ковешнков Е.М. «Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия», — М., 2002г
10. Кутафин О.Е. «Предмет конституционного права», — М., 2001
11. «Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н. Топорнин, — М., 2001г
12. «Конституционное право России в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие» под редакцией В.в. Малько, — М.,2000г
Дополнительная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/upolnomochennyie-po-pravam-cheloveka-v-rf/
1. Общероссийское избирательное объединение. Справочник, — М.,1999г
2. «Государственная служба в России: проблемы становления и развития», — М.,2001г
3. «Правовое положение и правоприменительская деятельность», собрание научных трудов, выпуск №12, ВГУ, 2000г
4. «На пути к региональному уполномоченному по правам человека», — Санкт-Петербургский центр «Стратегия», 2000г
5. Научные труды Российской Академии Юридических наук, выпуск №1 т.1-2, — М.,2001г
6. «Государство и право на рубеже веков. Конституционные и административные права», Институт государства и права РАН, — М., 2000г
7. Постников А.Е. «Избирательное право России», учебник, — М., 1996г
8. Устав Липецкой области.
9. Закон Липецкой области №155-0З от 27.08.2001г «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области»
10. Жученко А.А. «Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики, — М., 2001г
11. Карапетян Л.М. «Федеративное устройство Российского государства», — М. 2001г
Приложение
27 августа 2001 года N 155-ОЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением областного Совета депутатов
от 16 августа 2001 г. N 649-пс
Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и
освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в
Липецкой области, его компетенцию, организационные формы и условия
его деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Должность Уполномоченного по правам человека в Липецкой
области (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с
Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации», Уставом Липецкой области
Российской Федерации в целях защиты прав и свобод гражданина, их
соблюдения и уважения государственными органами, органами местного
самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от
должности областным Советом депутатов.
В компетенцию Уполномоченного входит защита гражданских и
политических прав человека, определенных Всеобщей декларацией прав
человека и Конституцией РФ.
Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав,
совершенствованию законодательства области в части защиты прав
человека и гражданина, правовому просвещению по вопросам прав и
свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Статья 2
Уполномоченный по правам человека в пределах установленной
компетенции независим от государственных органов и органов
местного самоуправления.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется
общепризнанными нормами международного права, Конституцией
Российской Федерации, федеральным законодательством и
законодательством области.
Статья 3
Уполномоченный своей деятельностью дополняет существующие
формы и средства защиты прав человека, во взаимодействии с
Уполномоченным по правам человека Российской Федерации,
общественными правозащитными организациями содействует
соответствующим органам в обеспечении защиты и восстановлении
нарушенных прав и свобод граждан.
Статья 4
Введение режима чрезвычайного или военного положения на
территории Липецкой области не приостанавливает деятельности
Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 5
На должность Уполномоченного по правам человека может быть
назначен гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего
возраста и проживающий на территории Липецкой области.
Кандидат на должность Уполномоченного должен обладать высокими