Современные проблемы банкротства банков

В современном мире у коммерческих организаций, а именно у банков может быть множество проблем, которые необходимо не только уметь решать и обходить, но а так же вовремя выявить необходимость их решения.

Предпосылками, приводящими к возникновению проблем в банках обычно являются:

  • недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабой организации банковского дела и неадекватному управлению;
  • низкая квалификация сотрудников банка;
  • скрытые и явные нарушения законов и иных нормативных документов;
  • слабая постановка работы службы внутреннего контроля;
  • проведение сомнительных банковских операций;
  • нарушение баланса по срокам между пассивами и активами, снижение качества их структуры;
  • снижение доли высоколиквидных активов ниже достаточного уровня;
  • увеличение открытой валютной позиции;
  • недосоздание резервов под принимаемые риски;
  • снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности;
  • уменьшение величины собственного капитала.

Многие руководителя не замечают или не хотят замечать имеющиеся проблемы, либо предпосылки к ним, которые в перспективе могут приводить к частичной или полной несостоятельность организации.

Признаками появления скрытой неплатежеспособности банка можно считать: увеличение времени пробега платежей и наличие картотеки неоплаченных расчетных документов; резкое увеличение процентных ставок за привлекаемые ресурсы с использованием агрессивной рекламы; появление технических проблем, увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств; рост тарифов на услуги, предоставляемые клиентам; начало «вывода» активов банка.

Так же необходимо принимать не только своевременные , но и правильно направленные меры по выводу ситуации из кризиса.

Своевременное обнаружение проблемного банка – вопрос достаточно актуальный, имеющий не только экономическую, но и социальную подоплеку. Поэтому здесь необходим исключительно ответственный подход.

Между тем, если формально воспользоваться критериями, заданными в законах и нормативных актах Банка России, то можно прийти к абсурдным выводам. Это лишний раз доказывает, что надзор должен быть не формальным, а качественным, базирующимся на детальном знании действительного финансового состояния банков.

Именно этому будет посвящена наша курсовая работа, в ходе которой мы провели так же некоторые исследования и сделали выводы на примере реально существующей компании, находящейся в ситуации, близкой к банкротству.

7 стр., 3140 слов

Создание банка, его регистрация и получение лицензии

... безналичными денежными средствами. Концентрация денежных ресурсов на счетах в банках позволяет осуществлять бесперебойные платежи, сокращать расходы по их проведению. стимулирование воспроизводства материальных ... увеличение риска банковской деятельности. Фиксированные по сумме долга обязательства должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры. Посредническая функция банков ...

Глава 1.Теоретическая часть

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Банкротство – (от итальянских слов banca – скамья, стол и rotta- изломленная, надломленная, то есть несостоятельность банкира, крах банка) юридический термин торгового права, означающий “неоплатность лица, производящего торговлю, происшедшею от его вины.

Признаки: 1. Банкротство есть неоплатность, то есть такое состояние должника, когда он не удовлетворяет предъявленных ему обязательственных требований;

2. Банкротом является лишь лицо, производящее торговлю, в противоположность прочим лицам, которые, впав в неоплатность, называются несостоятельными должниками;

3. Неоплатность происходит от вины должника. Вина может быть неосторожная или умышленная. [1]

Итак, банкротство в новом Законе определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. [2]

Должник – юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. Что касается должника-гражданина, то для его признания банкротом необходимо также, чтобы сумма задолженности по его обязательствам превысила стоимость принадлежащего ему имущества. (То есть закон для физических лиц устанавливает критерий неоплатности).

При этом условием возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) является неспособность уплатить в течение указанного срока 500 минимальных размеров оплаты труда – юридическими лицами и 100 минимальных размеров оплаты труда – физическими лицами.

Итак, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, услуги, работы, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.[2]

Признаком вины должника банкротство отличается от несчастной торговой несостоятельности, при которой невозможность оплатить долги происходит от непредвиденных бедственных обстоятельств

1. Банкротство банка – это его несостоятельность, установленная судом на основании заявления Центрального банка. В этом случае банк подлежит ликвидации в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Банк может быть признан банкротом исключительно на основании заявления Центрального банка по одному из оснований, установленных статьей 24 настоящего Закона. [3]

Банк считается несостоятельным, если:

а) использовано 50 процентов и более его основного капитала,

б) он не в состоянии удовлетворить законные требования своих кредиторов

в) итоговая оценка показателей банка ниже уровня итоговой оценки показателей банков, установленных Советом Центрального банка

39 стр., 19197 слов

Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

... несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» стремительно возрос интерес к исследуемой теме со стороны ученых-правоведов. Процедура банкротства нужна, прежде всего, кредиторам и вкладчикам банков, ... исследования составляют комплексы принципов законодательства о банкротстве, а также всеобщие, обще-научные и специальные методы научного исследования: диалектический; метафизический; историко- ...

г) он неоднократно нарушает установленный законом норматив обязательного резервирования. Периодичность нарушений устанавливается Советом Центрального банка.[4]

2. Несостоятельность банка признается исключительно решением Совета Центрального банка при наличии одного из оснований, установленных пунктом 1 настоящей статьи. Решение Совета Центрального банка о признании банка несостоятельным или состоятельным не подлежит опротестованию в судебном порядке.

3. При выявлении одного из оснований несостоятельности, установленных пунктом 1 настоящей статьи, Центральный банк в двухнедельный срок:

а) назначает временную администрацию (далее – также администрация) и утверждает план финансовой санации банка, или

б) подает в суд заявление о банкротстве банка. [5]

Особенности банкротства банков.

Общая характеристика досудебных процедур банкротства банков.

Одной из важных особенностей ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» является участие банка России в производстве дела о несостоятельности (банкротстве).

Только в зависимости от юридического состава, в одних случаях это является правом Банка России, а в других – обязанность обратиться в арбитражный суд в защиту общественных интересов с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

Второй особенностью процедур, связанных с банкротством банков, является то, что меры по предотвращению банкротства банков имеют именно досудебный характер. Деятельность банка основана на доверии его клиентов. Малейшая огласка, скажем в средствах массовой информации, того, что в банке осуществляются меры по финансовому оздоровлению, может вызвать мгновенный массовый отток средств клиентов и погубить даже устойчивый банк. В тоже время дело о банкротстве банков, как и любое судебное дело, – публичный процесс. В связи с этим в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусмотрено, что появление в суде дела о банкротстве банка возможно только после отзыва у него лицензии на осуществление банковских операций. Все меры по предотвращению банкротства банка осуществляются до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Эти меры (кроме назначения временной администрации) осуществляются таким образом, что о них должны знать всего три субъекта: руководители банка, учредители (участники банка) и Банк России, как орган банковского надзора.

Особенности регулирования процедур, связанных с банкротством банков, повлекли за собой и установление ряда особенностей непосредственно банкротства кредитных организаций. Во-первых, отличается само определение банкротства. Общий Закон о банкротстве понимает под несостоятельностью признанную арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет. При этом должник признается неспособным удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения [6].

24 стр., 12000 слов

Анализ положений Закона о несостоятельности (банкротстве)

... достичь финансовой стабильности. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего банкротство, входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №40-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; Федеральный закон от 24 июня 1999г. ...

Что касается полного объема неисполненных обязательств в качестве признака банкротства, то это обстоятельство значительно снижает возможности инициировать процедуры банкротства: если должник уже в малой доли исполнил обязательства (даже с учетом порядка исполнения, предусмотренного статьей 319 Гражданского Кодекса Российской Федерации), то возбуждение процедур банкротства при наличии всех иных условий возбуждения дела невозможно. В связи с этим в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (статья 2) слова «в полном объеме» были исключены. Также был уменьшен срок, по истечении которого кредитная организация может быть признана банкротством, с трех до одного месяца.[7]

Несомненно, что и такой срок достаточно велик: если кредитная организация задерживает платежи своих клиентов более чем на один день, то это весьма характерный признак ее неудовлетворительного финансового положения или ее неудовлетворительной внутренней организации, дающий возможность применять меры воздействия. Необходимо учитывать состояние российской экономической системы, и системы правосудия. Ко всему прочему, срок один месяц связан с рядом иных сроков, по истечение котоhы? применяются те или иные меры по предупреждению банкротства кредитной организации. Во- вторых изменен состав лиц, обладающих правом направлять заявление о банкротстве кредитной организации в суд. В – третьих, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусмотрены определенные механизмы защиты кредиторских прав, в частности, через обращение в Банк России с заявлением об отзыве лицензии.

Наконец, в четвертых, из процедур в деле о банкротстве кредитных организаций исключены внешнее управление и мировое соглашение (пункт 2 статьи 5), так как признано, что реально данные процедуры не способны достичь того результата, на который можно было бы рассчитывать, то есть, не только удовлетворить требования кредиторов (отсрочить их исполнение и т.д.), но и восстановить у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусматривает три основные группы мер по предупреждению их банкротства: меры по финансовому оздоровлению, назначению временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизацию кредитной организации. [8] Отметим, что указанные меры были известны российской практике банковского надзора и до появления этого Закона. Однако, преимущество данного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» состоит в том, что, не внося в достаточно сложный и тонкий механизм регулирования банковской сферы ничего принципиально нового, он существенно уточняет основания и процедуру применения этих мер, причем на уровне федерального закона, а не подзаконного акта Банка России.

Выбор указанных мер по предотвращению банкротства зависит: во – первых, от состояния самой кредитной организации или оснований для осуществления мер по предотвращению банкротства; во – вторых, от оценки перспектив применения тех или иных мер со стороны Банка России. Может сложиться впечатление, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» описывает определенную технологическую процедуру, в соответствие с которой применение более жестких мер по отношению к кредитной организации возможно, только если ранее были применены более мягкие. Однако если кредитная организация находится в таком состоянии, что применение каких-либо процедур только создаст условия для злоупотребления со стороны ее руководителей, то Банк России может сразу назначить временную администрацию или принять меры, предусмотренные Законом о Банке России, в том числе отозвать лицензию.

20 стр., 9802 слов

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций в России и США

... США. Глава I. Правовое регулирование Банкротства кредитных организаций в России §1. Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству российской федерации Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и ...

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» различает основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Так, в статье 4 перечислены основания, в силу появления которы? руководитель кредитной организации может направить ее учредителям (участникам) ходатайство по осуществлению мер по финансовому оздоровлению или реорганизации, а Банк России – требование к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению. Среди указанных оснований выделяются случаи, когда кредитная организация:

  • не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязательства по уплате обязательных платежей в течение более трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • нарушает норматив достаточности капитала, установленный Банком России;
  • нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Особенностью мер по финансовому оздоровлению банков является то, что они должны осуществляться прежде всего органами управления кредитной организации и ее учредителями (участниками).

В соответствии со статьей 11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» руководитель кредитной организации при обнаружении в ее деятельности оснований для применения мер по финансовому оздоровлению должен в течение 10 дней обратиться в совет кредитной организации либо непосредственно к собранию учредителей (участников) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены силами исполнительных органов кредитной организации. Указанные органы должны принять решение по ходатайству в течение 10 дней с момента его направления. Если учредители (участники) отказались принять участие в осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации или не приняли соответствующего решения в 10-дневный срок, то ее руководитель обязан обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации. [9]

11 стр., 5419 слов

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

... мер. В случае установления оснований, предусмотренных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению, который должен ...

На практике часто приходиться иметь дело со случаями, когда учредители (участники) кредитной организации, как в силу финансовых причин, так и недобросовестности, – устраняются от ведения дел в кредитной организации. Для Банка России это важнейший показатель того, насколько кредитная организация, даже высокой группы проблемности, может быть оздоровлена.

Побудить кредитную организацию осуществить меры по предупреждению банкротства возможно также по инициативе Банка России. В соответствии со статьей 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, перечисленных выше. При этом Закон оговаривает, что должно содержать данное предписание Банка России (указание причин, послуживших основанием для его направления; рекомендации по характеру и срокам осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и т.д.).

При получении требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению руководитель кредитной организации обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в совет кредитной организации либо к собранию ее учредителей (участников) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению либо реорганизации кредитной организации. Последующая процедура уже связана с взаимодействием руководителей кредитной организации и учредителей (участников), о чем говорилось ранее. Однако, характерно ограничение, которое вводится после направления Банком России этого требования: с этого момента и до момента получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решение о распределении прибыли между ее участниками (учредителями), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками) и выплачивать им дивиденды. [10]

Согласно Приказу N 54 от 15 февраля 2010 г. «Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям», все процедуры по реализации имуществ должников по банкротству обязаны осуществляться в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП).

Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но в связи с отсутствием нормативно определённой процедуры реально не применяется.

Для возбуждения дела о банкротстве необходимо, чтобы должник (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) обладал признаками банкрота. Для предпринимателя такими признаками является неудовлетворение указанных в законе требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества и должна быть более 10 000 рублей. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом или самим должником.

В отношении должника может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:

  • наблюдение (продолжительность — не более семи месяцев);
  • финансовое оздоровление (продолжительность — не более двух лет);
  • внешнее управление (продолжительность — не более 18 месяцев;
  • возможно продление не более чем на шесть месяцев);
  • конкурсное производство (продолжительность — шесть месяцев с принятия решения о признании должника банкротом;
  • может неоднократно продлеваться на срок до шести месяцев);
  • мировое соглашение.

Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание кредиторов и, при определённых условиях, комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр требований кредиторов должника.

Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица, либо удовлетворением требований кредиторов.

Преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство в Российской Федерации являются преступлениями.[11]

Временная администрация по управлению кредитной организацией

Временная администрация имеет определенную аналогию с внешним управлением, которое вводится в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (статья 68).

Прежде всего, это касается цели проведения обеих указанных процедур. Временная администрации, как и внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления платежеспособности. Цель назначения временной администрации вытекает из того, что она в соответствии со статьей 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» отнесена к мерам по предупреждению. В общей сложности срок действия и временной администрации, и внешнего управления не может превышать 18 месяцев.

Для обеспечения деятельности временной администрации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов (статья 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Аналогичная мера применяется и для обеспечения деятельности внешнего управляющего.

В тоже время временная администрация отличается от внешнего управления.

Во-первых, внешнее управление вводится арбитражным судом, то есть оно является судебной процедурой. В отличие от этого временная администрация представляет собой внесудебную процедуру, которая назначается Банком России (пункт 1 статьи 16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Во-вторых, с момента введения внешнего управления полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему (абзац 10 части 1 статьи 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С момента введения внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности, прекращаются полномочия органов управления должника (статья 69 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В период действия временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены (пункт 3 статьи 16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

То есть о прекращении полномочий руководителя кредитной организации, а также иных исполнительных органов речь не идет. Однако сравнительный анализ показывает, что прекращение полномочий кредитной организации, предусмотренной ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и приостановление полномочий исполнительных органов кредитной организации суть одно и то же.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация реализует их полномочия, разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение, принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации, принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией. Кроме того, временная администрация устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам, предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды и др. (пункт 1 статьи 22 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

В случае приостановления полномочий исполнительных органов руководитель временной администрации вправе отказаться от исполнения договора кредитной организации, а также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок, заключенных кредитной организацией, недействительными по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (статьи 27 и 28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Аналогичные права имеет и внешний управляющий (статьи 77 и 78 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Итак, полномочия внешнего управляющего несколько шире полномочий временной администрации. Тем не менее, можно говорить о том, что временная администрация представляет собой специфическую внесудебную форму внешнего управления, применяемую исключительно к кредитным организациям. [12]

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (статья 16) временная администрация является социальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России. Изменены основания назначения временной администрации – по сравнению и с существующим положением, и с основаниями применения мер по финансовому оздоровлению. Так, Банк России вправе назначить временную администрацию, если кредитная организация:

  • не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение семи дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;
  • не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо о проведении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
  • в случаях, если в соответствие с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Только три первых основания непосредственно относятся к проблеме банкротства и представляют собой видоизмененные основания осуществления мер по предупреждению банкротства. Однако 4 и 5 основания также чисто практически оказываются связанными с возможностью отзыва у кредитной организации лицензии с последующим признанием ее банкротом.

Реорганизация кредитной организации.

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, предоставляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их предоставления определяется Банком России. [13]

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и предоставленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации кредитной организации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных организаций такое уведомление направляется кредитной организацией, последней принявшей решение о реорганизации кредитной организации либо определенной указанным решением.

График 1. Количество кредитных организаций, исключенных из КГР КО в связи с реорганизацией в форме присоединения в период с 2006 по 2014 годы.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня предоставления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня предоставления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок предоставления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. [14]

Глава 2.Практическая часть

К тек. лик. = Оборотные активы/Краткосрочные обязательства

Kтл =

Итог раздела 2

стр.610+стр.620+стр.660

Коэффициент обеспеченности СОС = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) / Оборотные актив

Kосс =

стр.490 – стр.190

Коэффициент восстановления платежеспособности = (К1ф + 6/Т (К1ф – К1н)) / 2

Коэффициент абсолютной ликвидности

Kал =

Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения

Текущие обязательства

Kал =

стр.610 + стр.620 + стр.660

Коэффициент быстрой ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства

Kбл =

стр.240 + стр.250 + стр.260

стр.610 + стр.620 + стр.660

Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом

Комзсс=

Собственные оборотные средства

Запасы и затраты

Kомзсс =

стр.490 – стр.190

Коэффициент финансовой независимости

Kфн =

Собственный капитал и резервы

Суммарные активы

Kфн =

Коэффициент рентабельности продаж

Крп=

Прибыль от продаж

*100%

Выручка от продаж

рп =

*100%

Рентабельность основной деятельности

Rод=Рр/З

где Рр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (Ф.№2, стр. 050),

З – себестоимость реализованной продукции (Ф.№2, стр. 020).

банкротство банк оздоровление несостоятельность

Определение вероятности банкротства предприятия на 2003 и 2004 гг.

Нормативная система критериев оценки несостоятельности (неплатежеспособности) предприятия

Показатели

Норма

На 2003 год

На 2004 год

Отклонения

К тек.лик.

>=2

1,006

0,941

-0,065

К обеспечен. собств. ср-в

>1

0,006

-0,318

-0,324

К восстан.

0,454

К абс. ликв.

0,2-0,5

0,090

0,224

0,135

К быстр.лик.

0,7-1

0,090

0,335

0,245

К обесп.запас. собсв.капит.

1

0,024

-0,625

-0,649

К фин.независим.

0,6

0,092

0,088

0,000

Рентаб.основ.деят.

Низкорентабельное предприятие (R=0,01-0,05);

  • Среднерентабельное предприятие (R=0,05-0,2);
  • Высокорентабельное предприятие (R=0,2-0,3);
  • Сверхрентабельное преприятие (R больше 0,3;).

0,016

Рент.продаж

Норматив для торговли:- 0 – 0,3 Норматив для промышленности:- 0 – 0,4

0,014

Выводы

Учитывая коэффициент текущей ликвидности , который на 2003 и на 2004 год меньше норматива, более того наблюдается отрицательная тенденция, мы делаем вывод о достаточности оборотных средств предприятия, которые могут быть использованы для погашения своих краткосрочных обязательств. Можно сказать так же, что запас прочности понижается, что характеризует отсутствие превышения ликвидного имущества над имеющимися обязательствами.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами сильно отличается от нормы, а также прослеживается тенденция к убыванию (к концу 2004 года коэффициент становится отрицательным).

Судя по этим данным, мы можем предположить, что у предприятия недостаточно собственных оборотных средств для финансовой устойчивости.

Мы рассчитали коэффициент восстановления (следуя из того, что значения К тек. лик. и К обесп.соб.ср. не соответствуют нормам), чтобы выяснить наличие реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в течение 6 месяцев. Так как К восст. ниже нормы (1<

  • , то предприятие в ближайшее время не сможет восстановить свою платежеспособность.

Коэффициент абсолютной ликвидности за 2003 год сильно отличается от нормы, это показывает, предприятие не может погасить часть краткосрочных обязательств в ближайшее время. Низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности указывает на снижение платежеспособности предприятия. Но можно отметить положительную тенденцию. На конец 2004 года значение коэффициента стало выходить в допустимые границы (0,22).

Что свидетельствует о возможности предприятия погашать определенную часть своих краткосрочных обязательств.

Коэффициент быстрой ликвидности разительно отличается от допустимой номы, что свидетельствует о необходимости продолжать работу с дебиторами, чтобы они гасили свою задолженность перед нами. В то же время можно сказать, кредиторская задолженность существенно снизилась, что повлияло на повышение данного коэффициента к концу 2004 года, но в допустимые границы однозначно не входит.

Так как коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом весомо отличается от нормы, более того к 2004 году становится отрицательным, мы можем сделать вывод о том, что собственных оборотных средств недостаточно для покрытия запасов.

Коэффициент финансовой независимости не соответствует норме, отсюда следует, что предприятие не имеет полной финансовой независимости. Значение коэффициента сильно отличается от норматива, что означает сильную зависимость от кредиторов. Но в то же время, мы отмечаем, что значение его не меняется за 2003 и 2004 года, следовательно зависимость не увеличивается.

Рентабельность основной деятельности предприятия даёт нам понять, что предприятие является низкорентабельным, так как входит в соответствующие границы. Значение коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции. Данный коэффициент показывает низкую прибыль от понесенных затрат на производство продукции.

Рентабельность продаж очень низкая, что напрямую указывает на низкую доходность от реализации.

Интегральная балльная оценка финансовой устойчивости (скоринговая модель диагностики банкротства по Д. Дюрану, адаптированная для России).

Таблица. 1. Классификация предприятий по степени риска.

Показатель

Граница классов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

1. Коэффициент

абсолютной ликвидности

0,25 и выше

(20 баллов)

0,2

(16 баллов)

0,15

(12 баллов)

0,1

(8 баллов)

0,05

(4 балла)

менее 0,05

(0 баллов)

2. Коэффициент быстрой ликвидности

1,0 и выше

(18 баллов)

0,9

(15 баллов)

0,8

(12 баллов)

0,7

(9 баллов)

0,6

(6 баллов)

0,5

(0 баллов)

3. Коэффициент текущей ликвидности

2,0 и выше

(16,5 баллов)

1,9

(15 баллов)

1,6

(10 баллов)

1,3

(6 баллов)

1,0

(1,5 балла)

менее 1,0

(0 баллов)

4. Коэффициент финансовой независимости

0,6 и выше

(17 баллов)

0,59

(15 баллов)

0,53

(11,4 балла)

0,42

(6,6 балла)

0,4

(1 балл)

менее 0,4

(0 баллов)

5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,5 и выше

(15 баллов)

0,4

(12 баллов)

0,3

(9 баллов)

0,2

(6 баллов)

0,1

(3 балла)

менее 0,1

(0 баллов)

6. Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом

1,0 и выше

(15 баллов)

0,9

(12 баллов)

0,8

(9 баллов)

0,7

(6 баллов)

0,6

(3 балла)

менее 0,5

(0 баллов)

Минимальное значение границы

100-85,1

85-64

63,9-56,9

56,8-28,3

28,2-18

17-0

Характеристика

предприятия

хороший запас финансовой устойчивости

есть некоторая степень риск

проблемное предприятие

высокий риск банкротства

Высочай-ший риск банкротст-ва

банкрот

Пример расчета баллов для каждого показателя.

0,05 – 4 б. (входит в 5й класс, так как 0,09>0,05)

0,09 – Х б

Производим расчет:

0,09*4/0,05=7,2

Вывод:

Используя получившиеся данные, мы можем сделать вывод, что предприятие относится к 5 классу, то есть имеет высочайший риск банкротства. Но к тому же, можно отметить отрицательную тенденцию, к 2004 показатели разительно снизились, что приближает данное предприятие к банкроту (то есть к 6 классу).

Модель оценки финансового состояния предприятия Г.В. Савицкой

Показатели

Формула расчета

2003

2004

К1

0,913

0,692

К2

стр.010 ф.2/0,5*(стр.490н+стр.490к)ф.1

1,389

41,344

К3

0,0924

0,088

К4

стр.190 ф.2/0,5*(стр.490н+стр.490к) ф.1

0,0131

0,296

Z

Z=1-0,98*К1-1,8*К2-1,83*К3-0,28*К4

-2,5683

-74,341

Вывод:

Чем больше значение Z в данной модели, тем более финансово устойчивым является предприятие. По данным нашей рассчитанной таблицы значение Z отрицательно (к тому же наблюдается резко отрицательная тенденция), благодаря чему мы можем сделать вывод о том, что предприятие является стопроцентно несостоятельным.

Анализ полученных численных значений

Учитывая данные всех таблиц и ранее сделанные выводы, мы можем смело утверждать, что предприятие находится в плачевном состоянии. Если в ближайшее время не предпринять определенных действий по оздоровлению предприятия, то оно может оказаться в состоянии банкротства.

Рекомендации по антикризисному управлению предприятием и выводы по выполненной работе

В процессе написания курсовой работы рассмотрено понятие антикризисного управления предприятием, различные подходы к ее осуществлению. Проведен анализ финансового состояния предприятия, которое считается не платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активные расчеты (расчеты с дебиторами) не покрывают его краткосрочные обязательства. Таким образом, платежеспособность – это способность предприятия расплачиваться за свои основные и оборотные производственные фонды.

В результате анализа были определены направления по улучшению и стабилизации финансового состояния предприятия.

В первую очередь необходимо упомянуть, что самыми подходящими мерами для повышения финансовой устойчивости в нашем случае является факторинг и лизинг(вместо аренды).

Т.К. при этих механизмах мы сможем сохранить большую часть своего капитала в обороте, что может помочь нам наиболее быстро выйти из кризиса.

Ликвидация нам не подходит, т.к. наша фирма слишком слаба и ее могут поглотить, ведь мы не сможем никого поглотить , учитывая слабейшее финансовое положение.

Диверсификация так же не подходит так как нет свободных денежных средств не на начало периода, не для уплаты по своим обязательствам. Иначе говоря нет недогруженных мощностей, а значит на производстве скорее всего простой.

Так же нельзя не отметить другие меры, помогающие улучшить финансовую устойчивость в нашей кризисной ситуации:

– Сокращение доли «Готовой продукции» в структуре запасов, эффективное управление дебиторской задолженностью не менее года и снижение ее уровня, и, как следствие, увеличение доли денежных средств, что позволит предприятию своевременно рассчитываться по своим обязательствам и сохранить ликвидность баланса.

  • Более эффективное управление кредиторской задолженностью.

– Увеличение объемов продаж с целью повышения показателя выручки от продажи продукции, повышение спроса на продукцию предприятия путем проведения мероприятий по продвижению товара, в числе которых предложены рекламная кампания и мероприятия по стимулированию сбыта продукции.

  • Инвентаризация имущества.
  • Продажа незавершенного строительства.
  • Оптимизация количества персонала.
  • Внедрение прогрессивных технологий, автоматизации, механизации производства.
  • Проведение капитального ремонта, модернизации основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
  • Устранение внешних факторов банкротства, то есть регулирование уровня незавершенного производства ,а так же переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную, другие меры.
  • Проведение локальных мероприятий по улучшению финансового состояния, а именно обеспечение достаточности финансовых ресурсов для покрытия вновь возникающих текущих обязательств и постепенное погашение старых долгов.
  • Создание стабильной финансовой базы. активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночной ниши;
  • Заполнение «кризисной ямы» может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией).

Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решения этой задачи.

Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов.

Продажа краткосрочных финансовых вложений , в аналогичных ситуациях ,на кризисных предприятиях как наше он уже совершен как правило.

Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями.

Продажа запасов готовой продукции сложнее других мер. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств, которые в будущем можно вложить в более выгодное русло.

Продажа избыточных производственных запасов. Для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья , даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время его опять придется закупать, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

Продажа инвестиций . В таких кризисных ситуациях, как у нашей компании- сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса – верный путь к банкротству.

Подводя итог, мы можем сделать вывод , что только резкие действия и агрессивное воздействие на управление, сбыт и закупки могут привести к своевременному спасению предприятия от банкротства, а так же постепенному оздоровлению.

Заключение

Наиболее частая ошибка, встречавшаяся в планах санации, — ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Как правило, составители планов более чем приблизительно представляли себе размеры дефицита средств у банков, а потому и предлагавшиеся ими практические меры не могли быть адекватными. Другим распространенным недостатком планов являлся их декларативный характер, т.е. отсутствие документов, которые бы подтверждали реальность запланированных мероприятий.

Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятия, в решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотных средств на основе выработанной стратегии, а с другой – размещение этих средств в сфере производства и сфере обращения. Большую роль здесь играет правильно выбранная кредитная политика, связанная с использованием кредита в качестве финансового рычага.

В то же время, необходимо упомянуть, что во многих случаях, в особенности в таких кризисных, как у нас многие методики трудно применять из-за условий ограниченности данных, в которые попадает практически каждый сторонний исследователь состояния предприятия. Обычно приходится использовать только данные бухгалтерской отчетности. Это обстоятельство ограничивает круг методик, которые могут быть применены исключительно количественными коэффициентами.

Но при этом данное ограничение не должно помешать найти определенные меры, подходящие именно в нашей ситуации для оздоровления даже такого близящегося к банкротству предприятия.

Подводя итог нужно сказать, что проведенное исследование показало, что эффективное управление в проблемных кредитных учреждениях на сегодняшний день особенно актуально.

Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков являются необходимыми, так как для поддержания устойчивости функционирования банковской системы нужны не столько кардинальные методы оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у многих кредитных институтов.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/bankrotstvo-banka/

Брокгауз Ф.А. – Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. , М. «Терра». 1990.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “О несостоятельности (банкротстве)” (26 октября 2002 г.) ст. 2.

Ст. 24 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)

Трайнин А.Ф. Несостоятельность и банкротство. С-Пб. 1913.

http://base.spinform.ru/ (дата обращения 7.12.2014)

Статьи 2 и 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

п.2 ст. 3 Общего закона о банкротстве.

пункт 1 статьи 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

пункт 4 статьи 11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций