Особенности правового статуса субъектов малого предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в регионе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Его развитие позволяет обеспечить решение, как экономических, так и социальных задач. В том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка местными товарами и услугами, снижению уровня безработицы, созданию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В силу указанных причин поддержка малого и среднего предпринимательства должна рассматриваться в качестве одного из приоритетов политики Правительства Хабаровского края, поскольку в настоящее время существует множество проблем, препятствующих его развитию.

Предметом исследования в настоящей работе явились нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, посвященные субъектам малого предпринимательства.

Целью исследования выступает детальный комплексный анализ данного института.

Задачами исследования являются:

  1. Определение правовой характеристики субъектов малого предпринимательства;
  2. Особенности данных субъектов предпринимательства, льготы.
  3. Положение субъектов на Хабаровском рынке.
  4. Исследовать пути решения выявленных проблем.

Структура работы обусловлена задачами исследования. В связи с этим работа состоит из введения, 2глав(в каждом по 2 параграфа), заключения , библиографического списка и двух приложений.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие малого предпринимательства

Малое предпринимательство обеспечивает развитие современной экономики России, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. А так же играет значительную роль в социально-экономической структуре Хабаровского края. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики края. За 2011 год в бюджет города Хабаровска поступило налоговых доходов 5891,3 млн. рублей, в том числе 33,4%, или 1969,6 млн. рублей занимают доходы от субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 6,8% больше, чем за 2010 год 1 . Деятельность малого предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий: обеспечивает занятость населения, особенно в отдаленных районах края, смягчая социальные проблемы, создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по итогам 2012 года в Хабаровском крае зарегистрировано 52438 субъектов малого и среднего предпринимательства; так в Хабаровском крае 17 апреля 2012 года была утверждена государственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2013-2020 годы»2 .

3 стр., 1233 слов

Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых субъектами ...

... стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн рублей; малые предприятия — 400 млн рублей; средние предприятия — 1000 млн рублей. 2. Понятие и сущность лицензирования. Лицензирование представляет собой вид ...

Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса — социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной правовой и экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства 3 .

Очевидно, что ранее действовавший Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не обеспечивал надлежащего уровня правового регулирования предпринимательских отношений, который бы соответствовал современным требованиям развития российского общества. Отдельные положения данного закона, закрепляющие те или иные меры государственной поддержки малого предпринимательства, носили декларативный характер. Указанные обстоятельства обусловили необходимость совершенствования законодательства о малом предпринимательстве, в результате чего 6 июля 2007 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Одной из задач данного ФЗ является определение основных понятий, используемые в сфере регулирования отношений по развитию малого и среднего предпринимательства. Так, ст.3 закрепляет, что «субъекты малого предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям «. Упомянутые условия установлены ст.4 Закона, которая имеет важное практическое значение, так как определяет требования, выполнение которых дает возможность хозяйствующим субъектам получить статус субъекта малого предпринимательства и, следовательно, воспользоваться предусмотренными специальным законодательством гарантиями 4 .

К субъектам малого предпринимательства относятся: внесенные в единый государственный

а) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — индивидуальные предприниматели;

  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

б)юридические лица(потребительские кооперативы; коммерческие организации. За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) — малые (включая микропредприятия)предприятия 5 .

1.2 Субъекты малого бизнеса

Индивидуальным предпринимателем — признается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей в установленном порядке.

8 стр., 3516 слов

Привлечение лица в качестве обвиняемого

... Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого 1.1. Привлечение лица в качестве обвиняемого, Статья 143. Привлечение в качестве обвиняемого При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обви-нения в совершении преступления, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Для предъявления ...

Согласно данным официального интернет-ресурса министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края «Малый и средний бизнес Хабаровского края» с 2008 года по 2012 наблюдается увеличение числа зарегистрированных ИП(с 32 706 по 36 673 зарегистрированных) 6 .

Для того чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Именно с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (внесения соответствующей записи в государственный реестр) гражданин вправе начать соответствующую деятельность.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в налоговых органах по месту жительства в течение 5 рабочих дней 7 .

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью8 .

Правовое положение индивидуального предпринимателя определяется тем, что наряду с коммерческими организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К индивидуальной предпринимательской деятельности применяются нормы права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (ч.3 ст.23 ГК РФ)9 .

В 2011 году ФПМП Хабаровского края проведен 21 курс «Начинающий предприниматель» в 11 муниципальных образованиях края, курсы прошли более 550 начинающих предпринимателей; было оказано более 1100 индивидуальных консультаций по вопросам создания и ведения бизнеса. Был проведен XV краевой конкурс «Предприниматель года», приняло участие 74 субъекта предпринимательства из 15 городских округов и муниципальных районов края. 10

Малое предприятие

Важным новшеством нового закона по сравнению с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.

10 стр., 4934 слов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

... субъектов - малое, среднее и круп­ное. По характеру собственности - частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное (товарищества, акционерные общества). Своеобразной органи­зационно-правовой формой предпринимательских предприятий ... ния и навыки по предпринимательству. Однако в Казахстане мало издается литературы по организации предприниматель­ского дела, выпускается ...

Таким образом, в настоящее время согласно ст.4 данного закона для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:

1)«независимость происхождения» – в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%11 ;

2)средняя численность работников за отчетный период не превышает:

  • 15 человек для микропредприятий;
  • 100 человек для малых предприятий.

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не превышает предельных значений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • а)микропредприятия — 60 млн. рублей;
  • б)малые предприятия — 400 млн. рублей;
  • в)средние предприятия — 1000 млн. рублей. 12

Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Минэкономразвития России осуществляет реализацию государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства с 2005 года:

1.Программы федеральной поддержки малого предпринимательства: Порядок предоставления средств федерального бюджета на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки в данном субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.