Правовое государство. Принципы и предпосылки его возникновения и функционирования

Общество с самого начала своего существования ищет в наибольшей мереоптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их взаимных интересов. В идеале интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.

При этом практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. Государство, как и всякое явление, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность» гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкции для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой (т.е. общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой государственности.

Теория правового государства развивается постоянно, наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта.

Важнейшими проблемами, требующими внимательного рассмотрения, являются сущность и основные принципы правового государства.

Современные правоведы и политологи Российской Федерации и других стран полагают, что оптимальное согласование интересов гражданского общества, личности и государства достигается в условиях правового государства.

3 стр., 1091 слов

Роль правовой информации в жизни личности, общества, государства

... Информация стала товаром, который продается и покупается. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет [https:// , 8]. Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. ... радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии ...

Актуальность темы курсовой работы «Правовое государство» обусловлено тем, что сегодня идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в стране тоталитарного социализма и осуществления радикальных политических и экономических преобразований. Высокая значимость построения правового государства в полной мере объясняет актуальность исследования любой тематики, связанной с его формированием. При этом, реализация соответствующей задачи оказывается серьезно затруднена. Повышенную актуальность приобретает разработка проблематики именно в прикладном ее аспекте, связанном с поиском путей и средств осуществления идеалов правового государства на практике.

Степень научной разработанности темы. Идеи правового государства нашли широкое отражение в трудах Д. И. Писарева, А. И. Герцена, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева, Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.- Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других мировых просветителей.

Теоретической основой курсового исследования послужили, прежде всего, работы ученых, посвященные проблемам формирования и функционирования правового государства, а именно, прежде всего, таких ученых, как В.В. Лазарев, В.К. Бабаев, А.В. Мелехин, М.И. Абдулаев, М.Н. Марченко, М.А. Краснов и другие.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является правовое государство, деятельность государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе права. Предпосылки формирования правового государства и принципы функционирования правового государства.

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы заключается в общетеоретическом комплексном анализе проблем теории правового государства, исследовании предпосылок формирования и функционирования правового государства.

Для достижения поставленной цели автором поставлены следующие задачи:

— исследовать предпосылки формирования правового государства;

— отразить сущностные характеристики принципов функционирования правового государства;

— выявить проблемы реализации принципа незыблемости конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве.

Методология и методы исследования. Методологической базовй работы является материалистическая диалектика, с позиции которой рассматривается правовое государство и проблемы теории правового государства. При исследовании автором использовались общенаучные и частнонаучные методы. Активно применялись методы анализа, синтеза, системный подход; частнонаучные методы, такие как, сравнительно-правовой, формально-юридический.

15 стр., 7083 слов

Роль государства в формировании инновационной экономики

... исследования состоит в изучении роли государства в формировании инновационной экономики. Исходя из цели, определены следующие задачи: определить сущность инновационной экономики; выявить отличительные признаки инновационной экономики; изучить факторы государственного регулирования инновационной деятельностью; рассмотреть механизм регулирования инновационного ...

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на шесть подразделов, заключения, списка использованных источников.

Первая глава посвящена предпосылкам формирования, условиям формирования и функционирования правового государства.

Во второй главе раскрыто содержание принципа законности и разделения властей.

В третьей главе раскрыта необходимость незыблемости конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве.

1. Предпосылки и условия формирования правового государства

Предпосылки формирования правового государства

Идея существования правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием .

Теории верховенства закона, «господства права» отражали стремление двигаться к правовому государству. При этом даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.

Только связанность с правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как и право.

Формирования правового государства требует определённых предпосылок:

1. Удовлетворительное, а в идеале хорошее, материальное положения граждан, о котором говорится во Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» .

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.

3. Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.

4. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.

5. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.

6. Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.

7. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.

8. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.

Условия формирования правового государства

Важнейшими условиями формирования правового государства являются:

а) Демократия и политический плюрализм,

б) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня,

3 стр., 1105 слов

Государство и гражданское общество

... Государство и гражданское общество 1.1 Государство в политической системе общества Идея гражданского общества возникла в новое время в противовес всевластию государства. Гражданское общество – это общество, состоящее из настоящих граждан, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурами, ... XIX вв.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах ...

в) Высокий уровень материального обеспечения населения,

г) Деидеологизация общества и управления,

д) Гражданское общество.

Сущность и смысл условий формирования и функционирования правового государства сформулировал учёный-юрист А.В. Мелехин .

1. Высокий уровень материального обеспечения населения.

Он может быть достигнут при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего, отношениями собственности на средства и продукты производства, особенно на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но и в его деконцентрации, диктуемой степенью развития производительных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющейся инфраструктурой и т.п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и антимонополизмом, налоговым вмешательством государства в состояние экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергаются конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающиеся от уровня производительных сил, в одинаковой степени тормозят поступательное развитие, вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения, в конечном счете, отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности, политике и праве.

Подобный кризис имел место на Западе в первой половине XX века, но был так или иначе преодолен на основе активного использования достижений НТР и вступления в полосу постиндустриального развития. На Востоке после революционных взрывов этот кризис наступил во второй половине XX в. в результате радикальных мер по государственной экономике, декретирования обобществления, неподготовленного уровнем производительных сил и не обеспеченного достижениями НТП. Это привело к огромным неоправданным тратам человеческих и природных ресурсов . Жизнь показывает, что перестройка в области народного хозяйства — процесс исключительно сложный, «болезненный», но необходимый. В перспективе он обеспечивает нормальное развитие экономики, повышение уровня материального благосостояния населения, создает надлежащий базис для обогащения духовной культуры, демократизации всех сторон социального бытия и политической системы, для нравственного возрождения общества и органичного включения страны в мировое сообщество. Последовательное осуществление хозяйственной реформы в свою очередь нуждается в глубокой перестройке политической структуры и в коренной судебно-правовой реформе. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативной, бюрократически зацентрализованной, административно-приказной системы управления, ликвидации тотального огосударствления хозяйства.

2. Высокий уровень культуры.

Здесь говорится о духовной культуре населения, о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии . Без общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие.

15 стр., 7358 слов

Формирование интеллектуальной культуры личности (2)

... Выявить сущность, содержание и понятие интеллектуальной культуры. 3. Рассмотреть становление интеллектуальной культуры в обществе. 4. Рассмотреть общую характеристику формирования интеллектуальной культуры личности. Теоретическую базу исследования ... в мышлении – A.M. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым. Проблема умственного развития анализируется в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, ...

Главное заключается в том, что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации — в погромы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения — в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность — в крепостной труд из-под палки, в отбывание повинности или безделье.

Проблема стадий роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления . Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения и, вероятно, пробелы. При этом именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов, наций и национальностей, во взаимообогащении культур заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.

В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности, интеллигентности — в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости. Современное цивилизованное общество, отличаясь определенным уровнем духовности и нравственности, должно приобретать новое, не теряя при всём этом то лучшее, что было свойственно прошлому.

Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности все более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной цивилизации, нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна только в тех странах, где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества и деятельности его социальных институтов, политических структур. Свободный творческий труд в свободном обществе, социальная защищенность каждого работника и удовлетворение своей работой, нравственная и материальная заинтересованность высококультурного работника в конечных результатах труда — все это органически связано между собой и определяет образ жизни людей, качество их социального бытия . И если в экономике в принципе невозможно «перескочить» через этапы ее необходимого развития, то тем более невозможно игнорировать стадии роста культуры народов и регионов. Но все же государство может создавать предпосылки для ускорения этого роста, путем восприятия достижений мировой цивилизации, или, напротив, воздвигать «железный занавес» на пути такого восприятия. Замыкать культуру в границах государства, которое ведет к его стагнации, превращает саму самобытность культуры в оковы ее нормального совершенствования и роста. Итак, достаточно высокая степень цивилизации, культуры общества, его полнокровная духовная жизнь — это те социальные факторы, которые оказываются духовными предпосылками становления правового гражданского общества и государства.

3. Демократия и политический плюрализм.

Так называемое «государство законности» — это власть, требующая от населения соблюдения законов, подчинения нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней нормативных правовых актов .

12 стр., 5936 слов

Взаимодействие закона и права

... отношения. Право рассматривается как социальное явление, система правовых норм и регулятор общественных отношений. Объектом исследования в работе является общество как среда существования права и закона. Цель работы — характеристика соотношения права и закона как ...

Тоталитарные и близкие к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. При этом сами законы при всём этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит «правовую» основу собственной деятельности.

При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а партократией, даже формально не подчиненной праву. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической политической системы. Без разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия в свою очередь непременно предполагает и идейный, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии.

Дословно термин «демократия» в переводе означает власть народа. При этом социально-политический феномен демократии вовсе не исчерпывается таким пониманием, тем более что остается и само определение народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявлением демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству должно быть предоставлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно.

Демократия — это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду .

Истинно демократическое государство формируется свободными гражданами страны, подчиняется целям большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Партии — основа демократической системы, в свою очередь, организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое государство запрещает существование экстремистских и расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, что стремятся к насильственному свержению демократического конституционного строя. Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путем, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно-управленческой деятельности администрации.

4. Деидеологизация общества и управления.

Идеология — общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознание, религию).

Тотальная идеологизация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику, управление, право, семью и быт людей. Прививает нетерпимость к инакомыслию и к иноверцам, превращает религиозные и иные убеждения в фанатизм. Порождает мифы и поощряет предрассудки, догматизирует идеи и концепции, отвергает альтернативы, консенсус, плюрализм мнений. Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек — раб навязанной ему идеологии. Подвергаясь этому процессу, он теряет чувство собственного достоинства и самоценности. Готов подавить нормальные родственные и дружеские привязанности. Не в состоянии правильно оценить обстановку. Ему отказывает здравый смысл, у него искажено чувство справедливости. Сверхидеологизация отрицает общечеловеческие ценности, ведет к постоянному поиску врага. Такое общество теряет динамизм, отгораживается от остального мира, не воспринимает дары цивилизации, взаимообогащение культур.

15 стр., 7149 слов

Основные теории происхождения государства и права

... возникновения государства. В целом именно этим и характеризуется выбор тематики курсовой работы. Как говорится: «Сколько людей, столько и мнений». Поэтому мне хотелось бы более подробно изучить вопрос о происхождении государства и права, изучить множество теорий ...

Между тотальной идеологизацией и тоталитарным политическим режимом существует неразрывная связь. Они друг друга порождают и поддерживают, создавая для народов, для человека невыносимые условия существования. Разжигают агрессию, истребительные войны, геноцид, массовые репрессии, преступные кровопролития. Правовое же общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможно только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свободой печати, деидеологизацией важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни.

Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.

5. Гражданское общество.

Демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство – не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Несмотря на эти объединения, обоснователь теории гражданского общества – Гегель, утверждал: «В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей» .

Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство – лишь форма гражданского общества.

7 стр., 3182 слов

Политика, право и власть как категории философии

... права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось в виду просто действующее право -- обычай, ставший нормой. Адекватное понимание соотношений права и ...

Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство – политическую силу, главное предназначение которой – охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу – всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Узурпация власти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу государства, обращает силу государства против его граждан, а само государство превращается в диктаторский политический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма. Народ имеет право на революционное устранение такого подобия государства и на основе демократических выборов установление власти, связанной правом, установление правления закона и господства права. Государство по природе своей – правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Тут уместно обратить внимание на то, что суд, правосудие выступает высшей гарантией прав и свобод человека. Судебную власть нельзя трактовать как орган борьбы с преступностью, как «правоохранительный» орган – суд, это власть, действующая наравне с законодательной и исполнительной властями. Высший судебный орган должен обладать полномочиями охраны конституции, правом отмены решений парламента, президента, правительства, если эти решения противоречат конституции государства и нарушают права и свободы человека и гражданина.

Из всего вышесказанного можно сделать простой и логичный вывод: подлинно демократического правовое государство не может существовать без гражданского общества.

2. Принципы функционирования правового государства , Принцип законности

Рассмотрев предпосылки и условия формирования правового государства, можно перейти к тем принципам, на основе которых происходит функционирование правового государства.

Первым, и одним из основных признаком правового государства является верховенство закона.

Подчинившись правовым законам, государство превращается в одного из субъектов права, и в этом качестве оно равноправно с другими субъектами, в первую очередь с индивидами. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни, стало быть, правовое государство.

Господство права и верховенство правового закона предполагают соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти. Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е. что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и несправедливыми. Суть вопроса здесь состоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть механизм — это в наибольшей мереполное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.

5 стр., 2198 слов

Соотношение прав человека и прав наций, народов

... -теоретических работах. Одним из вопросов, не получивших однозначного решения, является соотношение прав человека и прав народов. Так, Р.А. Мюллерсон полагает, что третье поколение прав человека можно назвать правами человека и правами народов, поскольку они содержат в себе права всех людей: ...

Утверждение, что государство связано в правом, означает, что оно не вправе издавать законов, противоречащих праву (свободе, равенству, справедливости, гуманизму, нравственности, правам человека и гражданина), и, напротив, обязано выражать право в идее законов. «Государственная власть не может издавать никаких законов, которые наносят ущерб или препятствуют осуществлению естественных или гражданских прав»,- говорится в частности, в Конституции Франции 1791 г. «Законодательная власть связана конституциональным строем, исполнительная и судебная власть — законом и правом»,- гласит часть 3 ст. 20 Конституции ФРГ.

Суть рассматриваемого признака заключается в том, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности. Так же недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» .

Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней. Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность.

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны, и готовность внести в них необходимые исправления и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, с другой, — представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель.

По мнению проф. Г.Н. Манова, сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми другими нормативными актами, определяют его особое место в любой системе права. Уважение к закону есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут сознания и поведения всех граждан .

Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлению правового государства .

Верховенство закона подразумевает не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, правовое государство обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

В «Парижской хартии для новой Европы» выделен раздел «Права человека, демократия и верховенство закона», в котором государства-участники обязуются укреплять демократию путем утверждения верховенства закона как гаранта прав и свобод человека, недопустимости возвышения кого-либо над законом, ограничения властей законом, беспристрастного отправления правосудия, признания новых императивов миропорядка.

Весьма поучителен зарубежный опыт обеспечения верховенства закона. Если во Франции это достигается четким определением круга объектов законодательной деятельности парламента, то в США упор делается на иные средства. На конференциях и семинарах по вопросам права и сотрудничества России с иностранными государствами делается акцент на общих процедурах подготовки проектов, на сходных правовых решениях, на обеспечении предварительного и последующего контроля за соответствием закона Конституции.

В качестве итога к этой главе уместно представить высказывание известного французского государствоведа А. Эсмена, — «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства, но не требуют от него никаких положительных услуг, никаких жертв в пользу граждан. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя свободный простор личной деятельности, но индивидуум больше ничего не может требовать на этой почве» .

Иными словами, государство не несёт юридической обязанности по отношению к гражданам, за исключением одной: предусмотреть правовые механизмы защиты этих прав от покушения со стороны государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, других граждан.

“Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга” — писал Шарль-Луи Монтескье.

Так же он определил, что важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

«Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, для того чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены» .

Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах .

«С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Каждый орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на три власти федеративное устройство является также способом децентрализации и разделения власти, предупреждающим ее концентрацию. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти».

3. Незыблемость конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве , Гарантии конституционных прав и свобод

Правовому государству характерно признание незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями, а также обеспечение и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке» .

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, — провозглашает Конституция РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека — обязанность государства» (ст.2).

«Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.17).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение, в соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов. Так, к примеру, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством. Так же выделяется административная ответственность личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях РФ.

Можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

  • политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
  • политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;
  • юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей.

На тех же правовых основах должна строиться ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и, прежде всего — государства, что является характерной чертой правового государства.

Права человека – это такие права и свободы, которые имеются у человека от рождения, которыми он наделен в силу своей принадлежности к человеческому роду.

Выделяются следующие признаки прав человека:

  • а) они носят естественный характер (то есть принадлежат человеку от рождения, в силу принадлежности к человеческому роду);
  • б) носят неотъемлемый, неотчуждаемый характер (то есть их существование не зависит от того, признает данное государство эти права или нет);
  • в) носят универсальный характер, что означает: эти права принадлежат всем людям, они выступают в качестве критерия оценки деятельности государства, деятельности власти.

Легитимность власти зависит от того, насколько она уважает и обеспечивает права человека, насколько полно эти права зафиксированы в законодательстве. Права человека зафиксированы в международно-правовых документах, прежде всего это — Всеобщая Декларация прав человека, а также ряд конвенций, к примеру, конвенции о правах ребенка, о правах женщин и другие. Кроме этого, права человека закреплены во внутреннем законодательстве каждой страны. Обычно это делается в Конституции, которая декларирует основные права и свободы человека. Положения Конституции находят свое развитие и конкретизацию в текущем законодательстве.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Фиксирование прав человека, степень возможности их реального осуществления зависит от положения самого государства, от возможностей человека и государства. Реальные возможности для обеспечения прав человека в разных странах разные. Это зависит также и от вида прав.

Рассмотрим классификацию прав человека:

1. политические права и свободы (к примеру, право на участие в управлении государством, право на объединение, право избирать и быть избранным);

2. социально-культурные права и свободы (к примеру, право собственности, право на труд, право на использование культурных достижений);

3. юридические права (к примеру, презумпция невиновности, право на судебную защиту и другие).

В литературе права человека традиционно делятся на 3 поколения:

1. первое поколение — гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями (английский Билль о правах 1689г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Билль о правах, внесенный в качестве первых десяти поправок в Конституцию США);

2. второе поколение — социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения. Стали появляться в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения в капиталистическом обществе;

3. третье поколение — права коллективные или солидаристские, провозглашенные главным образом странами третьего мира (право на социальное и экономическое развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду, на мир).

Права третьего поколения отличаются еще и тем, что находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм (кроме права на самоопределение, которое является принципом международного права).

Они содержатся только в резолюциях международных организаций (к примеру, Декларация о правах народов на мир, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 г.).

Их положения часто весьма неопределенны и только постепенно происходит уточнение их нормативного содержания как прав человека и народов.

Конституция РФ, к примеру, рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2, — обязанность государства». Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей.

Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», то есть с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (к примеру, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.

Все отмеченное говорит о том, что нормы Конституции РФ об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное. Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета — народ — состоит из граждан, от которых, в конечном счете, и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конституционное государство, обосновывая необходимость его существования.

В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства, — господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.

Таким образом, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при всём этом не признается высшая ценность человека и гражданина.

Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. При этом для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.

В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу — важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

Заключение

Концепция правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию.

Сегодня можно четко назвать предпосылки и условия формирования правового государства. Так же, нам известны общепризнанные принципы функционирования правового государства, без которых, даже говорить о существовании правового государства невозможно – принцип законности и принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Эти принципы провозглашаю все «ведущие» страны мира.

Если говорить о правовом государстве, о проблемах теории правового государства, невозможно оставить в стороне гарантии незыблемости конституционных прав и свобод граждан, которые находятся в тесной связи с признанием человека высшей ценностью.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

В заключении хочется отметить, что в понятии правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/printsipyi-pravovogo-gosudarstva-v-rossii/

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека // Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // РД: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета — 21 января 2009 г.

Специальная, научная, учебная литература

1. Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права: Учебное пособие // Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2007. – 280с.

2. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – «Проспект», 2010 г. // [РД: .

3. Большой юридический словарь // [электронный ресурс] – РД: http://slovari.yandex.ru.

4. Большой юридический словарь // Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА, 2004 – 704 с.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права, Теория права Т.1. – М.: Юристъ, 1996 – 168 с.

6. Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах // А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев – М., 2006 – 256 с.

7. Конституция, закон, подзаконный акт. // Под редакцией Ю.А. Тихомирова // Москва: Юридическая литература, 2001. – 136 с.

8. Кордонский С.В. «В реальности» и «на самом деле» // [электронный ресурс] – РД: http:www.ms.ru/politics.

9. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. – 284 с.

10. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. // М: “Зерцало”, 2006. – 416 с.

11. Мелехин А.В. Теория государства и права // учеб. — М.: Маркет ДС, 2007. – 633 с.

12. Общая теория права и государства: Учебник. // Под ред. Лазарева В.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

13. Общая теория права и государства. Учебник. // Под ред. Лазарева В.В. — М.: Юрист, 1994. – 360 с.

14. Пашенцев Д.А. Теория государства и права России: Учебное пособие // Д.А. Пашенцев – М.: Эксмо, 2004 – 320с.

15. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник – М.: Издательство Юрайт, Юрайт – Издат, 2010. – 379с.

16. Разделение властей и парламентаризм. // Под. общ. ред. Е.К. Глушко М.: ИГПАН, 1992. – 126 с.

17. Теория права и государства // Под ред. проф. Манова Г.Н. Учебник для вузов / Москва: Бек, 2001. – 336 с.

18. Теория государства и права: Учебник // Под ред. В. К. Бабаева – М.: Юристъ, 2006 – 637 с.

19. Эбзеев Б.С. «Конституция. Правовое государство. Конституционный суд», Москва: Закон и право, ЮНИТИ, 2003. – 349 с.

Периодические издания

1. Акмалова А.А., Капицын В.М. Предыстория и история социального правового государства // Социальное и пенсионное право. — 2008. — №1. С. 11-14.

2. Бутенко А.И. Государство: Его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. N7. С. 12-20.

3. Галиев Ф.Х. Правовая культура как правовая самоорганизация порядка // Право и политика. — 2011. — №4. С. 8.

4. Широбоков С.А. Механизм демократических правоотношений человека и государства // Конституционное и муниципальное право. — 2014.