Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования — деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией им функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти.
Производство по делам об административных правонарушениях определяется как правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности. В первом случае это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок действий участников административно — юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором — урегулированный административно-
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, являясь составной частью административно — юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Цель данной работы состоит в рассмотрении стадий порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определить сущность понятия «административное
правонарушение»; - рассмотреть стадии производства по делам об административных правонарушениях;
- раскрыть порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Объект исследования – стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Административные правонарушения против порядка управления
... всех сразу [9, с.49]. 2.2 Характеристика составов административных правонарушений Родовым объектом 23 главы КоАП Республики Беларусь являются административные правонарушения против порядка управления. Неисполнение, выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления ...
- Сущность понятия «административное правонарушение».
Согласно главе 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ под административным правонарушением понимается «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» 1 .
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В зависимости от объекта посягательства все административные правонарушения подразделяются на: административные правонарушения, посягающие на права граждан — распространение ложных сведений о кандидате, проведение агитации в период ее запрещения и др. нарушения избирательного законодательства; нарушение законодательства о труде и об охране труда, о свободе совести и вероисповедании, и т.д. (глава 5); посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10), административные правонарушения на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области таможенного дела — нарушения таможенных правил (гл. 16), административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ (гл. 18), против порядка управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21); самовольная добыча янтаря, нарушение права государственной собственности на недра и др.; экологические правонарушения (халатное использование земель, нарушение правил водопользования и др.); правонарушения, посягающие на общественный порядок, установленный порядок управления; правонарушения в области торговли и финансов и т.д.
Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу. Они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушен
За совершение административных правонарушений предусмотрены следующие виды административного наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, право охоты); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; дисквалификация.
Административные наказания
... и в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (административной ответственности); б) справедливость административного наказания, то есть соразмерность назначаемого лицу административного наказания характеру совершенного им административного правонарушения, характеру и степени угрозы, созданной охраняемым ...
Дела об административных правонарушениях рассматривают административные комиссии, исполнительные органы государственной власти, комиссии по делам несовершеннолетних, суды, органы внутренних дел, железнодорожного или морского транспорта, различные государственные инспекции и иные органы, специально уполномоченные на то законом.
-
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы. 2
Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которого передано административное дело, не может его рассматривать в случае, если это лицо:
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
В этих случаях судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.
По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающего
дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также их законных представителей (защитника правонарушителя и представителя потерпевшего), о вызове свидетелей по делу об административном правонарушении — лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, о вызове понятых, специалистов, экспертов, переводчиков.
3) об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
4) об отложении рассмотрения дела;
5) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
Состав административного правонарушения
... административных преступлений имеет формальный состав. У административных правонарушений есть не только объект, но и субъект, которым считается какое-то физическое лицо или организация (группа лиц), совершившие административное правонарушение. Физическое лицо - это лицо, ... их предвидеть и быть осведомленным об обстоятельствах дела. Самоуверенность. Преступник был осведомлен, предвидел, но ...
6) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ:
1) отсутствие события
2) отсутствие состава
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет
5) отмена закона, установившего административную
6) истечение сроков давности привлечения к
7) наличие по одному и тому же факту совершения
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется
Дело об административном правонарушении
Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Административное правонарушение
... административного правонарушения. В таком случае судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием Итак, первый признак административного правонарушения – общественная вредность. Второй признак- административная ...
Дело об административном
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело, выносят мотивированное определение.