Недостаточно широко

введение Данная курсовая работа посвящена теме международно-правового статуса сотрудников ООН. Актуальность темы исследования заключается в том, что за последний век значительно увеличилось количество государств (конец колониальной эпохи, развал Советского Союза и Югославии), вследствие чего отношения между этими государствами становятся сложнее. Это, в свою очередь, приводит к увеличению степени вовлечения международных организаций (в том числе и ООН) в международные отношения. Сотрудники ООН, выполняющие самые различные миссии для Организации, часто подвергают свои жизни опасности, поэтому вопрос их статуса имеет огромное значение для нормального функционирования Организации.

Целями курсовой работы являются изучение статуса как рядовых сотрудников, так и статуса Генерального секретаря ООН, а также рассмотрение дел Международного Суда, связанных с со статусам сотрудников Организации Объединенных Наций.

Для достижения этих целей выделяются задачи, которые необходимо выполнить при написании курсовой работы: 1) изучить специальную литературу по теме; 2) рассмотреть судебные решения по делам Международного Суда. При написании курсовой работы методологическую основу составляли : 1) общелогические методы и приемы исследований, а именно: анализ, синтез, дедукция, индукция; 2) частнонаучный метод: формально-юридический.

Объектом исследования курсовой работы является статус сотрудников ООН, привилегии, иммунитеты, а также полномочия.

Предмет исследования курсовой работы — международно-правовые нормы и судебная практика.

Данная тема недостаточно широко исследована, в работе использовались труды Арутюняна Д.Г., Вылегжанин А.Н., Ганюшкина Б.В. и Гвоздецкого Д.С. Нормативную основу курсовой работы составили: Устав ООН от 26 июня 1945, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., Конвенция о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 г, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Консультативные заключения Международного Суда ООН, Статут Международного Суда ООН 1945 г.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

5 стр., 2111 слов

Правовой статус сотрудника полиции по законодательству РФ

... уровень правовой защищенности человека. В работе рассмотрен ряд аспектов обеспечения и защиты правового статуса сотрудников полиции. Правовой статус сотрудников полиции в работе рассмотрен как единство его социального ... нормы, обеспечивающие правовой статус личности. В свете закрепления в качестве высшей ценности права человека при толковании процессуальных норм действуют суды, что позволяет ...

Глава I: Общая характеристика статуса сотрудников ООН

1.1 Статус рядовых сотрудников

Прежде чем рассмотреть статус сотрудников ООН, необходимо рассмотреть само понятие сотрудника.

Сотрудником ООН принято называть:

  • а) лицо, привлеченное или направленное Генеральным Секретарем ООН в качестве участников гражданской, полицейской либо военной составляющей миссии ООН;
  • б) иное должностное лицо, либо эксперта, командированного ООН, либо её специализированными учреждениями, либо МАГАТЭ, находящееся в районе проведения миссии ООН в официальном качестве 1.

Под международно-правовым статусом сотрудника ООН следует понимать закрепленные за ним в официальных документах положение в качестве представителя ООН, обязанности, привилегии и иммунитеты. Сотрудникам Организации должны быть предоставлены определенные привилегии и иммунитеты для того, чтобы способствовать выполнению ими обязанностей в рамках данных им миссий.

Следует разделять три вида сотрудников ООН 2:

1) должностные лица Объединенных Наций;

  • Под должностными лицами ООН главным образом следует понимать сотрудников Секретариата Организации.

Персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Основными критериями при приеме на службу являются уровень Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Утверждена резолюцией 49/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1994. [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/un_personnel_safety.shtml Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций. Утверждена резолюцией 22 А Генеральной Ассамблеи ООН от 13.02.1946. [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/privileg.shtml работоспособности, компетентности и добросовестности сотрудников 3 , а также подбор персонала на «возможно более широкой географической основе»4

Сотрудники ООН являются международными гражданскими служащими и несут не национальные, а исключительно международные обязанности5.

Находясь на службе, сотрудникам запрещено запрашивать или принимать указания от какого-либо правительства или источника, постороннего для организации.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что ООН гарантирует своим сотрудникам неприкосновенность личных мнений и убеждений, в том числе их политических и религиозных убеждений, сотрудники, в свою очередь, обязаны гарантировать, что эти самые убеждения никоим образом не повлияют на выполнение ими своих обязанностей в рамках Организации или на её интересы. Сотрудникам Организации надлежит воздерживаться от любых действий и публичных заявлений, которые могут навредить их статусу. Сотрудникам запрещено злоупотреблять своим служебным положением, либо сведениями, полученными ими по службе, для личной выгоды, либо для личной выгоды какой-либо третьей стороны. Также, запрещено использовать служебное положение во вред какой-либо третьей стороны.

Сотрудникам не следует принимать никаких почетных наград, званий, подарков, услуг или вознаграждений от какого-либо правительства. Принять вышеперечисленное дозволяется только в том случае, когда отказ Вылегжанин. А.Н. Международное право. М., 2010. С. 388. Устав ООН от 26.06.1945 [Электронный ресурс] — http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html Положения о персонале ООН. Утверждены резолюцией 590 (VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 02.02.1952 [Электронный ресурс] — ?sequence=5&isAllowed=y поставит Организацию в затруднительное положение. В этом случае сотрудники должны принять их от имени Организации, затем передать Генеральному Секретарю, который в свою очередь распорядится ими на благо Организации.

15 стр., 7126 слов

Система, структура, принципы организации и деятельности органов ...

... организации и деятельности прокуратуры Принципы организации и деятельности прокуратуры – Они представляют собой те основополагающие идеи, которые определяют сущность прокуратуры, её цели, порядок организации системы прокурорских ... 1. Общие понятия прокурорского надзора в РФ Прокуратура РФ Прокурорский надзор представляет собой специфическую форму государственной деятельности, сущность которой ...

Сотрудники ООН не должны иметь финансовой заинтересованности или быть активно вовлечены в деятельность каких-либо коммерческих предприятий, если залогом извлечения выгоды из этого предприятия является служебное положение сотрудников в Организации.

Любая профессиональная деятельность (с вознаграждением или без) может быть осуществлена сотрудниками только с позволения Генерального Секретаря, и только в следующих случаях:

  • а) если данная профессиональная деятельность не противоречит интересам ООН;
  • б) если данная профессиональная деятельность не препятствует выполнению сотрудником своих обязанностей;
  • в) если данная профессиональная деятельность не противоречит местным законам того государства, в котором эта деятельность имеет место.

Должностным лицам Организации во многом предоставляются иммунитеты и привилегии, близкие по своей природе к дипломатическим, хотя при разработке Устава ООН Подкомитет IV/2/A, рассматривавший вопросы о иммунитетах самой Организации и её сотрудников, высказался за то, чтобы избегать по отношению к ним термина «дипломатический» 6. Это стремление нашло свое отражение в формулировке п. 2 ст. 105 Устава, где указано, что должностные лица «пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения Ганюшкин. Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972. С. 14. ими своих функций, связанных с деятельностью Организации». Подкомитет объяснял свое решение нежеланием создания впечатления, что ООН — это государство с Генеральным Секретарем во главе 7. В связи с этим некоторые юристы называют иммунитет сотрудников ООН «функциональным» или «международным».

2) представители членов ООН;

  • Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 179 (II) от 21 ноября 1947 года, представителями членов ООН следует называть самих представителей, заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций от стран-членов.

Представителям членов Организации на время поездок к месту проведения конференций, созываемых ООН, и обратно предоставляются привилегии и иммунитеты, которые во многом совпадают с привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим представителям, а именно: неприкосновенность бумаг и документов, право на использование шифрования и на получение корреспонденции при помощи курьеров и вализ, льготные тарифы при обмене валюты, иммунитет от личного ареста или наложения ареста на личный багаж, а также судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сделанного или сказанного при выполнении сотрудником своих служебных обязанностей в рамках Организации.

3) эксперты в командировках по делам ООН.

Экспертами принято называть сотрудников (иных, чем должностные лица), выполняющих поручения Объединенных Наций. Они пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми им для выполнения своих обязанностей во время своих командировок, а также во время поездок на место командировки и обратно. “UNCIO”, vol. XIII, p. 704.

14 стр., 6716 слов

Деятельность Организации Объединенных Наций

... которыми столкнулась организация в 21 веке. Комплексное исследование В.Н.Фёдорова в работе «Организация Объединённых Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке» характеризует работу процесс взаимодействия ООН. Работу А.В.Кортунова “Возможности ООН в поддержании мира ...

Эксперты пользуются практически теми же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются должностным лицам и представителям членов.

Одним из важнейших пунктов Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций является пункт об отказе от иммунитета. Отказ иммунитета производится в тех случаях, когда кто-либо из сотрудников совершил преступное деяние и его иммунитет препятствует отправлению правосудия. При этом право и обязанность отказа от иммунитета должностных лиц и экспертов закреплены за Генеральным Секретарем, в то время как от иммунитета представителей членов должно отказаться государство, чьим представителем является данный сотрудник.

Можно сделать следующие выводы относительно статуса рядовых сотрудников ООН:

а) привилегии и иммунитеты достаточно подробно регламентированы в соответствующих конвенциях и положениях, так же как и то, что ими нельзя пользоваться в своих корыстных целях, но представляется, что на практике сотрудники довольно часто ими злоупотребляют. А так как Организация Объединенных Наций достаточно большое образование, то и контролировать добросовестность всех ее сотрудников достаточно сложно.

б) представляется, что Конвенция о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 года была принята слишком поздно, почти через 50 лет после образования самой Организации. Хотя именно безопасность сотрудников должна быть в приоритете для Организации, которая отправляет их на операции, порой опасные для жизни.

Таким образом, такая расстановка приоритетов делает защиту сотрудников ООН как минимум малоэффективной.

2.2 Статус Генерального Секретаря ООН

Пост Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций уникален, так как имеет двойственную природу: с одной стороны, он является «главным административным должностным лицом Организации» 8 , то есть в процессе выполнения своих обязанностей он должен испытывать постоянное влияние со стороны других главных органов Организации, а также государств-членов, а с другой — Генеральный Секретарь, занимая «единственную в мире должность”, может иметь немалое воздействие на международную действительность, в том числе и международно-правовую 9.

Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Претерпев различные изменения со времени учреждения Организации, процедура назначения на сегодняшний день выглядит следующим образом: вначале проводится предварительное рейтинговое голосование по кандидатуре, которую должны поддержать все постоянные члены Совета Безопасности. После этого Генеральная Ассамблея должна дать свое формальное одобрение. Генеральный Секретарь избирается сроком на пять лет с возможностью переизбрания. Согласно Резолюции 11 10 Генеральной Ассамблеи, Совет Безопасности должен выдвигать только одного кандидата на этот пост для того, чтобы впоследствии избежать прений.

Следует обратить внимание на предложение Подготовительной Комиссии о том, что государствам-членам стоит воздерживаться от незамедлительных предложений государственных должностей бывшим Генеральным Секретарям, которые считаются «доверенными лицами» Устав ООН от 26.06.1945 [Электронный ресурс] — http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html Арутюнян Д.Г. Деятельность Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций по развитию международного права: Дис… канд. юрид. наук. Москва, 2009. С. 41. Резолюция 11 (I) Генеральной Ассамблеи ООН от 24.01.1946. [Электронный ресурс] https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/034/68/IMG/NR003468.pdf ?OpenElement многих государств, так как это может поставить эти государства в затруднительное положение. Генеральная Ассамблея посчитала нужным требовать как от государств, так и от самих Генеральных Секретарей воздерживаться от подобных назначений, при этом гарантируя уходящим Секретарям пенсионные выплаты в размере половины их должностного оклада11.

5 стр., 2461 слов

Международные организации, их классификация и правовой статус

... международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций). Следует отметить, что термин “международные организации ... и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный Секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на ...

Если Генеральный Секретарь имеет право отказываться от иммунитета должностных лиц и экспертов, то отказаться от иммунитета самого Генерального Секретаря имеет право только Совет Безопасности.

Генеральный Секретарь является единственным административным должностным лицом, у которого есть право предлагать различные вопросы для внесения их в повестку дня заседаний главных органов Организации и принимать участие с правом совещательного голоса в их обсуждении.

Согласно 18 разделу Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Генеральному Секретарю и должностным лицам предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:

  • а) не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных Организации;
  • б) их оклады и вознаграждения, выплачиваемые Организацией, не подлежат последующему обложению налогами;
  • в) они не подлежат призыву к исполнению государственных служебных повинностей;
  • г) они освобождаются от ограничений по иммиграций и от регистрации иностранцев;

в) им предоставляются те же привилегии в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего

Gordenker L. The UN Secretary-General and Secretariat. London. P. 48-52. ранга, являющимися частью дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве.

Как уже было сказано в первом параграфе, прием должностных лиц на службу осуществляется на «возможно более широкой географической основе». Этот же принцип применяется и к генеральному Секретарю. Это объясняет географическое разнообразие, прослеживающееся в списке людей, занимавших пост Генерального Секретаря. Согласно резолюции 2359 (XXII) Генеральной Ассамблеи, этот принцип не только не противоречит положениям Устава ООН, но и обеспечивает высокий уровень работоспособности 12.

Очень важную роль для Генерального Секретаря играет принцип беспристрастности. Он выражен в 100 статье Устава ООН, в которой говорится о том, что во время свой службы Генеральный Секретарь и сотрудники Секретариата не имеют права получать или запрашивать инструкций от какой-либо стороны, посторонней для Организации. Также в статье оговаривается обязательство членов Организации уважать международный характер должности Генерального Секретаря и не пытаться оказывать на него какое-либо воздействие. В совокупности эти два пункта формируют требование к Генеральному Секретарю воплощать идеалы ООН и в то же время в своих действиях исходить из интересов государств-членов ООН 13.

5 стр., 2236 слов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН ПОЛИТОЛОГИЯ

... в области международного права. В диссертации исследованы предложения по рефор- мированию Международного Суда ООН, сформулированные судьями Суда и правительствами членов Организации Объединенных Наций (США, России ... состоит из введения, 5 параграфов, заключения и списка использованных международных актов, специальной литературы, а также практики Международного Суда ООН. 8 Основное содержание ...

Генеральный секретарь единолично ответственен за прием на службу персонала Секретариата. При этом он руководствуется правилами, установленными Генеральной Ассамблеей. Хотя формально Генеральный Секретарь не должен получать или запрашивать инструкции от каких-либо правительств при приеме персонала на работу, на практике он может Резолюция 2359 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 19.12.1967. [Электронный ресурс] https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/239/22/IMG/NR023922.pdf ?OpenElement Арутюнян Д.Г. Деятельность Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций по развитию международного права: Дис… канд. юрид. наук. Москва, 2009. С. 60. руководствоваться рекомендациями государств в отношении тех или иных кандидатур.

Генеральный Секретарь имеет право назначать Помощников Генерального Секретаря и других лиц, которые могут потребоваться для функционирования аппарата, определять перечень их обязанностей и степень их ответственности14.

Проанализировав статус Генерального Секретаря ООН, можно прийти к выводу, что несмотря на видимую важность данного поста, его должность отличается формализмом.

Что же касается его основной роли в Организации, то прежде всего это набор, контроль и защита персонала ООН.

И в заключение основной вывод по главе:

  • а) При составлении конвенций и положений о статусе своих сотрудников Организация Объединенных Наций сделала все возможное, чтобы обеспечить им беспрепятственное выполнение своих обязанностей;
  • б) Генеральный Секретарь не является главой Организации, он является частью Секретариата, хоть и имеет статус выше, чем у рядового персонала;

— в) Крайне важным для соблюдения принципа добросовестности Организации является механизм лишения сотрудников иммунитета. Иммунитета могут лишить не только рядовых сотрудников, но и Генерального Секретаря. Резолюция 11 (I) Генеральной Ассамблеи ООН от 24.01.1946. [Электронный ресурс] https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/034/68/IMG/NR003468.pdf ?OpenElement

Глава II. Судебная практика по вопросу статуса сотрудника ООН

2.1 Дело графа Бернадотта

Во второй главе будет проанализировано одно из самых громких дел, касающихся статуса сотрудников ООН: дело графа Бернадотта.

Фольке Бернадотт, граф Визборгский, был убит во время выполнения им своей миссии в качестве посредника Организации Объединенных Наций. Для того, чтобы понять суть этого дела, необходимо понять истоки конфликта.

В 1947 году Организация Объединенных Наций приняла резолюцию 181 15 , касающуюся раздела подмандатной Палестины. Согласно данной резолюции, по истечении британского мандата на Палестину на ее территории должно было образоваться два независимых государства еврейское и арабское соответственно. В отличие от еврейской стороны, выступившей за план ООН, арабская сторона в лице Лиги арабских государств и Верховного арабского комитета выступала категорически против. И после провозглашения 14 мая 1948 года Независимого государства Израиль, арабы тут же объявили ему войну. Резолюция 181 (II) Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1947. [Электронный ресурс]. https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/040/42/IMG/NR004042.pdf ?OpenElement

Граф Фольке Бернадотт зарекомендовал себя во время Второй Мировой Войны, когда он, являясь одним из руководителей Международного комитета Красного Креста, спас множество заключенных из немецких концентрационных лагерей. ООН посчитала его подходящим кандидатом на роль посредника в решении данного конфликта.

31 стр., 15378 слов

Принципы международного права

... принципов международного права; Проанализировать правовое содержание и характеристику принципов международного права. При написании дипломной работы использовалось действующее международное право: Устав ООН; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, ...

Результат действий графа по урегулированию конфликта стал заметен достаточно быстро: меньше, чем за месяц пребывания в горячей точке, он добился временного прекращения огня между сторонами.

Впоследствии Бернадотт составил план, одним из пунктов которого было вхождение Иерусалима в состав Трансиордании. Именно этим планом граф подписал себе смертный приговор. И хоть в последующих редакциях этого плана данный пункт трансформировался (Иерусалим переходил под международный контроль), негодование еврейского народа не утихало.

17 сентября 1948 года во время поездки кортеж посредника был остановлен для проверки документов, в то время как к машине внезапно подбежал солдат, выстреливший в Бернадотта и сопровождающих его лиц. Только через 30 лет после убийства израильская боевая организация «Лехи» взяла на себя ответственность за его совершение.

Именно этот случай и поставил вопрос о том, справедливо ли предъявление ООН (да и другими международными межправительственными организации) обвинений тем или иным государствам в случае, если сотруднику Организации во время исполнения своих функций нанесен ущерб противоправными действиями этого государства 16.

Вопрос был передан Генеральной Ассамблеей в Международный суд и был поставлен следующим образом17: Гвоздецкий Д.С. Консультативное заключение Международного Суда ООН (1949) — важный этап становления института дипломатической защиты международных организаций// Закон и право. 2008. №6. С. 105-107.

Консультативное заключение Международного Суда ООН от 11.04.1949. [Электронный ресурс] —

http://repository.un.org

1. В случае если сотрудник Организации Объединенных Наций на службе получил какие-либо увечья в обстоятельствах, когда ответственность несет государство, имеет ли Организация Объединенных Наций право привлечь это государство к ответственности и требовать соответствующую компенсацию за причиненный ущерб а) ООН, б) жертвам или потерпевшим, являющимся сотрудниками ООН?

2. Если ответ на вопрос 1(б) является утвердительным, какие из действий ООН должны быть согласованы с тем государством, гражданином которого является жертва?

Международный суд в своем консультативном заключении ответил утвердительно на оба вопроса.

Государство, несомненно, обладает правом предъявить требование возмещения, в случае если его гражданину был нанесен ущерб. А имеет ли подобное право ООН?

Ответ на этот вопрос лежал в международной правосубъектности Организации. В Уставе ООН нет четкой формулировки, касающейся того, обладает ли Организация международной правосубъектностью. Но так как Организация Объединенных Наций имеет важные политические задачи, как, например, урегулирование международных конфликтов и поддержание мира, то суд посчитал приемлемым воспринимать Организацию, имеющую права и обязанности, как субъект международного права.

Таким образом, как государство, так и Организация могут требовать компенсации за потерпевшего.

Тут появляется новый вопрос: у кого больше прав на предъявление претензий? Международный Суд постановил, что это устанавливается в зависимости от того, против кого было направлено преступное деяние против государства или против Организации. Также оба этих субъекта могут предъявить совместные претензии к государству-ответчику.

4 стр., 1535 слов

Виды территорий в международном праве

... Международные, Н. И. Международное, Д. А. Международное, Ю. Г. Территория, П. Н. Международное, Ю. И. Международное, И. И. Международное, Д. А. Международное, П. А. Международные «Устав Организации Объединенных Наций»: Принят в ... действия международного права на все новые межгосударственные отношения. Объясняется это как появлением новых видов взаимодействия государств, так и растущей потребностью в ...

Также отмечается, что сами сотрудники во время исполнения своих функций не должны зависеть от государств, гражданами которых они являются, так как при исполнении своих функций они находятся под защитой Организации Объединенных Наций. Необходимо также отметить, что если сотрудники при исполнении своих обязанностей в рамках Организации будут рассчитывать на защиту со стороны своего государства, то это подвергнет принцип беспристрастности, прописанный в 100 статье Устава ООН.

Не исключена возможность предъявления претензий Организацией Объединенных Наций к государству, гражданином которого является потерпевший, если это государство совершило противоправное действие в отношении Организации.

Таким образом, дело графа Бернадотта создало прецедент, опираясь на который Международный Суд ООН смог решить несколько вопросов:

1. Вопрос о защите сотрудников ООН;

2. Вопрос о международной правосубъектности Организации Объединенных Наций.

Представляется, что данное заключение Международного Суда достаточно справедливо урегулировало эти вопросы, а также подготовило юридическую подоплеку для Конвенции о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 года. 2.2 Обзор судебных решений по вопросам статуса сотрудников ООН

В заключительной части данной курсовой работы будут рассмотрены два консультативных заключения Международного Суда ООН, касающиеся статуса сотрудников ООН.

1. Сначала будет рассмотрено Консультативное заключение от 15 декабря 1989 касательно применимости статьи VI, раздел 22, Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 18

в отношении специального докладчика Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Думитру Мазилу.

Думитру Мазилу, гражданин Румынии, должен был выступать в качестве специального докладчика на Тридцать девятой сессии Подкомитета в 1986 году, но сессия была перенесена на 1987 год. К этому времени истекший трехлетний иммунитет г-на Мазилу был продлен для гарантии его участия в сессии. Тем не менее, г-н Мазилу на мероприятие не явился и в течение некоторого времени не выходил на связь, хотя представители Организации неоднократно пытались с ним связаться.

Когда же г-н Мазилу в конце 1987 связался с Организацией, он объяснил, что никаких сообщений из Центра получено не было, что он был дважды госпитализирован. Также из его слов следовало, что правительство Румынии отказало ему в помощи с подготовкой доклада и с содействием в поездке на место проведения сессии.

После того, как по просьбе Подкомиссии Генеральный Секретарь направил правительству Румынии ноту с просьбой содействовать участию Думитру Мазилу в следующей сессии, постоянный представитель Румынии передал ему ответную ноту от правительства, в которой говорилось, что г-н Мазилу не мог участвовать в мероприятии вследствие своей серьезной болезни (хотя сам он отверг данную информацию и заявлял, что его здоровье не будет чинить препятствия в завершении им своей миссии), а также ставилась под сомнение применимость 22 раздела VI статьи Конвенции к г-ну Мазилу, так как, по их мнению, специальный докладчик не попадает под категорию об экспертах в командировках ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций. Утверждена резолюцией 22 А Генеральной Ассамблеи ООН от 13.02.1946. [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/privileg.shtml

4 стр., 1776 слов

Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов ...

... посредник в урегулировании международных конфликтов. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 1.1. История возникновения миротворческого института ООН Название Объединенные Нации, ...

Подкомиссия далее обратилась к ЭКОСОС (здесь и далее — Совет), чтобы он, в свою очередь, запросил консультативное заключение Международного Суда.

Международный Суд в своем консультативном заключении 19

затронул несколько вопросов. В первую очередь, суд рассматривает сам раздел 22. Суд акцентирует внимание на том, что в Конвенции нет четкого определения понятию «эксперт в командировках». Суд отметил, что в практике Организации Объединенных Наций довольно часты случаи привлечения работе в организации лиц, не являющихся должностными лицами или представителями членов, а выступающих в личном качестве и именно этих лиц и следует считать экспертами в командировках.

Далее Суд перешел к вопросу формулировки одного из пунктов Конвенции, а именно: «в продолжение командировок, включая время, потраченное на поездки». Такая формулировка не давала четкого представления о том, считается ли задание командировкой, только если эксперт должен был совершить поездку, или же данное положение не зависит от того, где проходит эта сама командировка. Для этого Судом было рассмотрено слово mission («командировка») на двух языках, на которых была принята Конвенция (английский и французский), и было принято решение взять за основу новое, более широкое определение этого слова, а именно — задание, порученное кому-либо, вне зависимости от того, должна иметь место поездка или нет. Таким образом Суд заключил, что определение «эксперт в командировках» касается любого эксперта вне зависимости от того, должен ли он совершить поездку.

Суд далее рассмотрел применимость данного 22 раздела конкретно в отношении Думитру Мазилу. Так как он в период с 29 августа 1985 года по 31 декабря 1987 года являлся и членом Подкомиссии и специальным Консультативное заключение Международного Суда ООН от 15.12.1989. [Электронный ресурс] http://repository.un.org докладчиком, то он непрерывно пользовался статусом эксперта в командировке, следовательно 22 раздел Конвенции о привилегиях и иммунитетах был полностью применим к нему в этот период времени.

2. Второе консультативное заключение Международного Суда 20 , рассмотренное в данной курсовой работе, касается судебнопроцессуального иммунитета специального докладчика комиссии по правам человека.

Малазийский юрист Дато ‘Парама Кумарасвами, назначенный в 1994 году Комиссией ООН по правам человека в качестве Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов, получил несколько исков за данное им интервью журналу «International Commercial Litigation» в 1995 году. При этом, все слова, сказанные им во время интервью, были сказаны им в качестве Специального докладчика, а также в интервью неоднократно упоминалась его принадлежность к Организации Объединенных Наций. Более того, Генеральный Секретарь также неоднократно подтверждал то, что все сказанное юристом должно восприниматься как слова эксперта в командировке, тем самым ссылаясь на 22 раздел VI статьи Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций. В разделе говорится, что эксперт имеет право на всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношение всего сказанного, написанного или сделанного им во время исполнения им своих функций в рамках Организации. Генеральный Секретарь передал ноту постоянному представителю Малайзии для дальнейшей передачи в малазийский суд, занимавшийся делом Кумарасвами, однако эта информация так и не дошла до суда. Консультативное заключение Международного Суда ООН от 29.04.1999. [Электронный ресурс] http://repository.un.org

Так как возникло разногласие между Организацией и государствомчленом, то согласно 30 разделу Конвенции, а также статье 96 Устава ООН и статье 65 Статута Международного Суда 21, должно было быть запрошено консультативное заключение. Специальный посланник, назначенный Генеральным Секретарем, посоветовал ему передать дело в Совет. Итак, Совет запросил консультативное заключение Международного Суда.

Сперва Суд подтвердил применимость 22 раздела к Кумарасвами, сославшись на дело Мазилу, ранее рассмотренное в этом параграфе.

Далее встал вопрос о применимости этого раздела к конкретно рассматриваемому делу, то есть к словам, сказанным юристом во время интервью. В определении, попадают ли слова или действия эксперта под судебно-процессуальный иммунитет, большую роль играет Генеральный Секретарь, так как он обязан защищать миссии ООН, так же так и тех, кто эти миссии выполняет. А так как Генеральный Секретарь многократно высказывался в пользу того, что слова Кумарасвами являлись частью его миссии, то, соответственно, Суд заключил, что слова эксперта попадают под 22 раздел Конвенции.

Затем была принят во внимание второй аспект вопроса, заключающийся в юридических обязательствах Малайзии в этом деле. Суд отметил, что причиной разногласий между Малайзией и Организацией заключалась в том, что нота Генерального Секретаря не была передана в соответствующие малазийские судебные органы и из-за этого местные суды не могли в полной мере объективно рассматривать это дело. Суд постановил, что правительство Малайзии обязано было уведомить национальные суды о позиции Генерального Секретаря.

Также Суд отметил, что заключение Суда должно повлечь освобождение г-на Кумарасвами от финансовой ответственности за Статут Международного Суда ООН. Принят 26.06.1945. [Электронный ресурс] — выплаты издержек по искам, а правительство Малайзии обязано было передать данное консультативное заключение в компетентные Малазийские суды.

Таким образом, рассмотренные в данном параграфе консультативные заключения Международного Суда дают понимание того, как на практике осуществляются положения Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций и как работает механизм статуса сотрудников ООН.

В заключение главы основные выводы:

  • а) Институт Международного Суда ООН является решающим во многих случаях, касающихся статуса сотрудников ООН. Консультативные заключения Суда представляют юридическую основу для разрешения последующих вопросов по статусу;
  • б) При составлении конвенций были оставлены достаточно неполные формулировки в конвенциях, которые оставляют место для последующего расширительного толкования в делах, касающихся статуса в пользу сотрудников.

в) Представляется справедливым заключение Суда в пользу права ООН на требование компенсации за потерпевшего, если противоправное деяние было совершено относительно Организации, как в деле графа Бернадотта. В противном же случае, то есть если деяние было совершено в отношении государства, гражданином которого является потерпевший, то это право, несомненно, должно оставаться за государством. Тем не менее, представляется, что необходимо было также указать, что независимо от того, кто имеет право предъявлять претензии к ответчику, также должны быть приняты во внимание права семьи потерпевшего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Представляется, что несмотря на широко и подробно прописанные в конвенциях и положениях привилегии и иммунитеты, до принятия Конвенции о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 года было обращено недостаточно внимания на безопасность сотрудников, которая, в принципе, должна стоять для Организации на первом месте. Тем не менее, при составлении этих документов Организация Объединенных Наций сделала все возможное, чтобы снизить риск появления каких-либо препятствий для выполнения сотрудниками их обязанностей

Важность должности Генерального Секретаря ООН в первую очередь заключается в приеме на службу, контроле и защите им сотрудников и их миссий.

Для принципа добросовестности Организации очень важен механизм лишения иммунитета.

Рассмотренное во второй главе дело графа Бернадотта имеет большое значение для регулирования вопросов о защите и статусе сотрудников Организации Объединенных Наций, так как вынесенное Международным Судом Консультативное заключение по этому делу во многом стало опорной точкой для составления Конвенции о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 года. Также оно внесло свой вклад в определение международной правосубъектности Организации.

Представляется, что решение Суда по этому делу в отношении права Организации предъявлять претензии к государству-ответчику было справедливым, тем не менее стоит отметить, что правильнее было бы также обеспечить соблюдение прав семьи потерпевшего,

Для данной работы также имел большое значение анализ консультативных заключений Международного Суда, так как они позволяют осознать механизм статуса сотрудников ООН.

Необходимо отметить, что Институт Международного Суда ООН имеет большую роль в становлении статуса сотрудников. Вынесенные им консультативные заключения по вопросам статуса в дальнейшем становятся юридическими прецедентами для разрешения всех подобных конфликтов.

В некоторых пунктах конвенций и положений есть неполные формулировки, позволяющие в конфликтах, касающихся статуса, толковать их в пользу сотрудников.

Таким образом, выполненная работа позволила проанализировать механизмы статуса, привилегий и иммунитетов сотрудников Организации Объединенных Наций.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ustav-organizatsii-obyedinennyih-natsiy/