Возникновение юридического лица

Проблема исследования. Отечественная цивилистика, находясь на пороге рекодификации, когда полновесной трансформации подвергается такой правовой институт как юридические лица, обуславливает многочисленные научные дискуссии, которые являются связанными с проблематикой возникновения юридических лиц, при определении оснований дифференциации и их практического применения.

Один из наиболее острых вопросов, в проблеме возникновения юридических лиц представляет собой возникновение юридических лиц при их реорганизации, где обоснование зависимости правосубъектности юридического лица заключается в форме собственности и прочих основаниях, когда многие аспекты остаются практически неисследованными.

Несмотря на повсеместное употребление, отсутствует дефиниция понятия «добровольная ликвидация юридических лиц» и «принудительная ликвидация юридических лиц» юридического лица, а также отсутствует единство в определении прекращении юридического лица.

Развитие «законодательства о юридических лицах» характеризует процесс расчленения юридических лиц как правового института в качестве целостной системы на отдельные самостоятельные группы, где причина — увеличения знаний в области юридических лиц, при необходимости специализации в вопросах возникновения юридических лиц, ранее рассматривавшиеся исключительно в качестве частных случаев.

Развитие института юридического лица с точки зрения реформирования законодательства, отталкиваясь от научных позиций, теоретических исследований, представляя собой диалектический процесс, где происходит взаимопроникновение различных методов правового регулирования, выражает дифференциацию понятийного аппарат возникновения юридических лиц, что обусловлено возникновением новых явлений, общественных отношений, связанных с развитием права, экономики и общества в целом.

Актуальность исследования проблемы возникновения юридических лиц в целом определённая в «Концепции развития гражданского законодательства РФ», одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 года, выражается в изучении возникновения юридических лиц, отталкиваясь от их правового статуса, при приспособлении их к потребностям развивающегося современного имущественного оборота.

Степень разработанности проблемы возникновения юридического лица в рамках юридического лица как гражданско-правового института публичного права, являясь связанной с практическим осуществлением прекращения юридического лица, путём его реорганизации, вызвана неудовлетворительной разработанностью данного вопроса, остающаяся одним из наиболее дискуссионных вопросов в отечественной цивилистике.

3 стр., 1095 слов

Англосаксонская правовая семья

... и объективно. Объектом исследования является система позитивного права англосаксонской правовой семьи. Нерсесянца В. С. Глава 1. История возникновения англосаксонской правовой семьи (семьи общего права). В каждой стране действует свое ... называемое «право справедливости»; 4) период сочетания «общего права» с государственным законодательством (с 1832 г. до наших дней). Общее право было создано после ...

Цель исследования, характеризуемая выявлением актуальных решений проблемы возникновения юридических лиц, выраженная в определении специфических нормативно-правовых признаков юридического лица на момент их возникновения, обусловленная возникновением и прекращением прав вновь созданных юридических лиц.

Задачи исследования: юридические лица как гражданско-правовой институт (понятия и признаки юридического лица, а также принципы ЕГРЮЛ); образование юридических лиц (способы образования юридических лиц, порядок их регистрации и перечень учредительных документов, которые при этом необходимы);

  • прекращение юридических лиц (соотношение правовых категорий ликвидация и прекращение юридических лиц, правовой режим ликвидации юридических лиц и реорганизация юридических лиц).

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной практики; сравнение, анализ и синтез, интервьюирование.

Практическая значимость. Изучение общетеоретических проблем, которые являются связанными с возникновением юридических лиц в качестве особых субъектов гражданского права, традиционно представляя собой практически значимым для науки гражданское права, на сегодняшний день в условиях становления в РФ гражданского общества и правового государства приобретают существенное прикладное значение.

1. Юридические лица как гражданско-правовой институт, .1 Понятия юридического лица

Проблема исследования понятия «юридическое лицо» по-прежнему являющаяся первостепенной в доктрине гражданского права, выражая изменение направление своего изучения, обусловленная анализом сущности данного понятия с новых позиций, отталкиваясь от современных политических и социально-экономических условий развития российской государственности, характризуется рассмотрением теоретических аспектов, законодательной регламентации и выводов арбитражной судебной практики.

Теоретические аспекты понятия «юридическое лицо». Истинная волеспособная и дееспособная личность, которая признаётся в качестве такой законодательством. Реализует свою правосубъектность, выражает собственную волю, приобретает и осуществляет вещные, корпоративные и иные права и обязанности, несёт самостоятельную имущественную ответственность за собственные действия, при вступлении его в правоотношения как самостоятельный субъект. Термин «юридическое лицо» применяется ко всем органам власти к их аппаратам, государственным учреждениям и т.п.

Дифференциация юридических лиц частного и публичного права по своей природе, отношениям их и власти, целевому назначению наличествуя в каноническом праве, где существует деление юридических лиц на частные и публичные. Традиционно понятие «юридическое лицо» являющее разработанное доктриной гражданского права и свойственно исключительно ей, является лицом, наделённым волей, виной, мотивацией, разумностью, справедливостью, добросовестностью, с целью их обоснования участие в гражданском обороте.

4 стр., 1582 слов

Понятие норм права, их признаки

... правильно толковать и применять нормы права, юрист должен знать и понимать, что такое норма права, какими она обладает признаками. Для юриста важно знать логико-юридическую формулу нормы права, т.к. обладая этими ... она действует постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев и всех лиц, которые предусмотрены правилом. Норма нацелена на то, чтобы в отношениях между людьми существовало нечто ...

Нормативно-правовое регулирование понятия «юридическое лицо» выражено в ст. 48 части первой Гражданского кодекса РФ, в редакции Федеральных законов от 08.05.2010 № 83-ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ и от 03.11.2006 № 175-ФЗ (Приложение А).

Судебная практика. Донская квартирно-эксплуатационная часть района, руководствуясь ст. 48 части первой Гражданского кодекса РФ, является юридическим лицом (Определение ВАС РФ от 19.08.2008 № 8550/08 по делу № А53-941/2008-С3-39).

Поэтому, юридическое лицо обусловлено лицом, наделённым волей, виной, мотивацией, разумностью, справедливостью, добросовестностью для его обоснования участие в гражданском обороте, несущее/ненесущее самостоятельную имущественную ответственность за собственные действия перед учредителями обязательственные (вещные) их правами, при вступлении его в правоотношения в качестве самостоятельного субъекта в разнообразных формах частного права.

2 Признаки юридического лица

Проблематика изучения признаков юридического лица как субъекта гражданского права, заключаясь в анализе признаков юридического лица частного и публичного права, включает в себя теоретическое толкование данного вопроса, его нормативно-правое регулирования и выводов судебной практики.

Докторальное толкование признаков юридического лица. Собственность юридического лица, начала, на основании которых они могут и должны участвовать в гражданском обороте, их право на имущество. Самостоятельная имущественная ответственность перед третьими лицами по своим обязательствам, в качестве принципов исключительно частного права. Признаки, которые определяются, отталкиваясь от частноправовой природы юридического лица. Отличительным признаком юридических лиц публичного права относятся публичный характер преследуемых целей, наличие властных полномочий, особый характер членства.

Юридическое лицо публичного права, наличествуя всеми признаки обыкновенного юридического лица — юридического лица частного права, имеет и свои дополнительные признаки, позволяющие относить его в особую разновидность юридических лиц. К признакам юридических лиц публичного права относят публичную инициативу их учреждения, установление публичной властью правил их устройства, функционирования и контроля, особый способ финансирования — публичные субвенции или обязательные платежи, наличие прерогатив публичной власти. Законодательное регулирование признаков юридического лица, включено в ст. 48 части первой Гражданского кодекса РФ (Признаки юридического лица).

Судебная практика и понятие «признаки юридического лица». Имущественная самостоятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является одним из признаков юридического лица как участника гражданско-правовых отношений (Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 № 1591-О).

Следовательно, признаки юридического лица — это признаки юридического лица частного права, обусловленные участником имущественных отношений, а также носителем имущественных прав и обязанностей и признаки юридического лица публичного права, выраженного в публичном характере преследуемых целей, наличия властных полномочий, включая особый характер членства.

3 Принципы ЕГРЮЛ

Проблема изучения принципов ЕГРЮЛ, характеризуясь в исследовании докторального толкования данного вопроса, обуславливаясь законодательным определением ЕГРЮЛ, выражает свою принципиальную важность, при анализе судебной практики, которая касается принципов ЕГРЮЛ.

7 стр., 3009 слов

Юридическое образование в Дальневосточном государственном университете

... период истории юридического образования в ДВГУ был сложным и переломным, характеризовался переходом от советской системы подготовки юристов с высшим образованием к организации ... учебного процесса, аккумулирующей дореволюционный отечественный, советский и зарубежный опыт юридического образования. В 1976 году ведущие ученые юридического ...

Теоретический аспект принципов ЕГРЮЛ. В рамках ЕГРЮЛ информация, подающаяся в регистрирующий орган с целью внесения записи в ЕГРЮЛ и, следовательно, о регистрации определённых действий юридического лица, то есть условия регистрации, содержится и находится в открытом доступе для всех заинтересованных лиц. Структура и содержание ЕГРЮЛ, порядок получения сведений из него и ответственность в сфере государственной регистрации юридических лиц фактически все сведения о юридическом лице являются общедоступными и открытыми, даже те, в отношении которых действует законодательный запрет на распространение.

Законодательно определение принципов ЕГРЮЛ. Юридическое лицо, правоспособность которого возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ, считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (ст. ст. 49 и 51 части первой Гражданского кодекса РФ).

ЕГРЮЛ — это совокупность государственных баз данных учёта юридических лиц, которая ведётся органами государственной регистрации на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации, поступающей в данные органы (Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 110).

Непосредственный юридический результат внесения записей о деятельности юридического лица (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438).

Как обязательное условие регистрации юридического лица при его создании выступает указание получения регистрирующими органами таких документов как подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, которая является утверждённой формой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 и от 15.04.2006 № 212).

ЕГРЮЛ, исключительно определяющий перечень сведений, которые должны в нём содержаться, регулирует все общие вопросы, связанные с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Сведения и документы о юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, являющиеся перечисленными сведениями и документами в ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в случае их изменения, ранее внесённые сведения подлежат своему сохранению, а каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, при указании даты внесения её в реестр ЕГРЮЛ.

2. Образование юридических лиц, .1 Способы образования юридических лиц

Такой вопрос исследования как образование юридических лиц, включая в себя рассмотрение его в исторической перспективе, выражаясь в разнообразных правилах предоставления законного статуса юридических лиц, вбирая в себя анализ законодательства РФ об образовании этого статуса, заключает в себе судебную практику, относительно проблемы образования юридических лиц. Теоретическое толкование вопроса образования юридических лиц. Формулировка требований к порядку возникновения субъектов предпринимательской деятельности в римском праве характеризовалось изданием закона Lex Julia de collegiis при Августе, в силу которого корпорации, по общему правилу, возникали не иначе, как с разрешения сената, при признании последним корпораций юридическими лицами.

5 стр., 2265 слов

Государственная регистрация ипотеки

... 30.12.2004 N 216-ФЗ) Для третьих лиц ипотека считается возникшей с момента ее государственной регистрации. 2. Отказ в государственной регистрации ипотеки и отложение государственной регистрации ипотеки 1. В государственной регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, предусмотренных ...

Юридическая наука, традиционно выделяя 4 основных способа образования юридических лиц, которые определяются, отталкиваясь от уровня компетенции органов государственной власти в решении соответствующих вопросов, характеризует такие способы образования юридических лиц как разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный.

Способ образования юридических лиц: как образование юридических лиц посредствам создания организаций, которое в обязательном порядке разрешено тем либо другим компетентным на это органом, именуется разрешительным способом образования юридических лиц; характеризуемый созданием на основании исключительно одним распоряжения учредителя, то есть органа государственной власти определяется как распорядительный способ образования юридических лиц;

  • выраженный государственной регистрации нового субъекта права с одновременной проверкой законности его создания на соответствия учредительных документов закону — явочно-нормативный способ образования юридических лиц.

Нормативно-правовое регулирование проблематики способов образования юридических лиц. Способ образования юридического лица — создание или реорганизация (ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ и п. «г» ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В случаях государственной регистрации кредитных организаций (ст. 12 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1) государственной регистрации юридических лиц предшествует получение разрешения в компетентных органах, а при создании коммерческих организаций, необходимо предварительное согласие антимонопольного органа (ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ) (разрешительный способ образования юридических лиц).

Явочно-нормативный способ образования юридических лиц в РФ применялся в чистом его виде с момента вступления в силу Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 и до вступления в силу Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ Судебная практика и проблема образования юридических лиц. Заявителем в качестве подтверждения своих доводов представлена копия выписки из ЕГРЮЛ № 1863 от 26.11.2012, которая содержит сведения о способе образования юридического лица (Определение ВАС РФ от 26.12.2012 № ВАС-17612/12 по делу № А76-5499/2011).

Таким образом, образование юридических лиц представляет собой реализацию традиционного докторального толкования способов образования юридических лиц (распорядительный порядок образования юридических лиц, разрешительный порядок образования юридических лиц и нормативно-явочный порядок образования юридических лиц), отталкиваясь от характера участия государственных органов в их регистрации (Приложение Б).

2 Порядок регистрации юридических лиц

Проблематика изучения порядка регистрации юридических лиц, характеризуемая вопросами изучения докторального толкования понятийного аппарата регистрации юридических лиц, обусловленная проведением анализа законодательного регулирования данного вопроса, выражается содержанием правоприменительной практики.

Теоретическое толкование порядка регистрации юридических лиц в РФ. Понятие «государственная регистрация юридического лица» содержит в себе все виды регистрации, то есть создание, реорганизация, ликвидация, внесение изменений в учредительные документы юридического лица, в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Из числа полномочий регистрирующего органа исключено проведение предварительной правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации, перечень оснований, установленных для отказа в регистрации, сведён к формально-процедурным моментам, достоверность представляемых для регистрации документов и их соответствие законодательству подтверждаются самим заявителем. Законодательное регулирование порядка регистрации юридических лиц в РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, который определяется законом о государственной регистрации юридических лиц, когда данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, являющийся открытым ЕГРЮЛ с целью всеобщего ознакомления (ч. 1 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ).

3 стр., 1175 слов

Автоматизация регистрации документов (3)

... в системе делопроизводства учета документов, контроля и их поиска: Обеспечение сохранности документа; Обеспечение справочно-информационного поиска по документам; Сведения об объеме документооборота; Прохождение регистрации документа влияет на его юридическую силу. Значение регистрации документов ...

Отказ в государственной регистрации юридического лица, допускающийся исключительно в случаях, которые представляют собой установленные законодательством РФ случаями, включая уклонение от данной регистрации, могут быть оспорены в суде (ч. 1 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ).

Со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438) считается созданным Юридическое лицо (ч. 2 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ).

Заполнение показателей формы № 1-предприятие предприятие «Основные сведения о деятельности организации» (Приказы Росстата от 20.12.2012 № 643 и от 29.08.2012 № 470).

Правоприменительная практика порядка регистрации юридических лиц в РФ. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ не должен применяться регистрирующим органом формально, без учёта фактических обстоятельств дела (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.04.2012 года по делу № А43-17262/2011).

Поэтому, регистрации юридических лиц в РФ выражается регистрацией юридических лиц, содержащая в себе все виды регистрации (создание, реорганизация, ликвидация, внесение изменений в учредительные документы юридического лица, в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ), реализуемая бесперспективным разрешительным способом образования юридических лиц.

3 Учредительные документы

Проблематику исследования сущности учредительных документов юридического лица, заключаемую в изучении теоретических аспектов данного вопроса, выражаемую в нормативно-правовом регулировании этой тематики, определяет правоприменительная практика, относительно рассматриваемого вопроса. Теоретическое толкование сущности учредительных документов. Статус частных и публичных юридических лиц разграничивается по своим основаниям.

Юридическое лицо может действовать на основании общего положения об организациях данного вида, которое не представляет собой коммерческую организацию. Органы государственной власти (местного самоуправления) не имеют ни уставов, ни учредительных договоров, ни «общих положений об организациях данного вида». Положения и другие документы о компетенции государственных и муниципальных органов являются применимыми в рамках публично-правовых отношений, где нередко представляется невозможно их соответствие нормам гражданского закона РФ. С целью регистрации ЗАО/ОАО/ООО представляется стандартный установленный законом пакет документов, где процесс создания осложняется необходимостью регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг для ЗАО/ОАО, а также при увеличении уставного капитала, а в ООО исключительно является достаточным оплата доли и регистрации соответствующих изменений в учредительные документы.

Учредители ООО заключают в письменной форме договор об учреждении общества, который определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению ООО, размер уставного капитала ООО, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей ООО, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале ООО.

Учредители ЗАО/ОАО заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению ЗАО/ОАО, размер уставного капитала ЗАО/ОАО, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию ЗАО/ОАО. Договор о создании ЗАО/ОАО не является учредительным документом ЗАО/ОАО. Законодательное регулирование сущности учредительных документов. Устав (учредительный договор) представляют собой учредительные документы юридического лица, требования к содержанию которых, являются приведёнными требованиями в ст. 52 части первой Гражданского кодекса РФ.

Устав является учредительным документом ООО (ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ФЗ), где не является учредительным документом ООО договор об учреждении ООО (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ФЗ).

Учредительным документом ЗАО (ОАО) аналогично является устав (ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Договор о создании ЗАО/ОАО утрачивает силу с момента регистрации ЗАО/ОАО в качестве юридического лица (ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

«Положение», которое утверждается органом, действующим от лица учредителя — публично-правового образования, допускается как учредительный документ конкретного казённого учреждения (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ), когда данное законодательное регулирование не распространяется на государственные, а также муниципальные органы (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Учредительные документы для ООО, ОДО, ассоциаций и союзов представляют собой учредительный договор и устав, для хозяйственных товариществ (полных и на вере) — учредительный договор, а для остальных юридических лиц единственный учредительным документом представляет собой их устав (Приложение В).

3. Прекращение юридических лиц, .1 Соотношение правовых категорий ликвидация и прекращение юридических лиц

Соотношение правовых категорий ликвидация и прекращение юридических лиц, в качестве важного вопроса прекращения юридических лиц, представляющее собой логичную, детализированную и системную характеристику порядка и условий прекращение юридических лиц, является влекущей за собой последствий для большого числа заинтересованных лиц — кредиторы, учредители или участники, публичные образования и прочие заинтересованные лица. Актуальность исследования проблемы прекращения юридических лиц заключается в значительной роли данного вопроса в обеспечении устойчивости гражданского оборота, в создании благоприятного инвестиционного климата в РФ.

Степень разработанности этой проблематики, находясь в результатах анализа действующего в данной области законодательства, которые обуславливают тот факт, что исследование прекращения юридических лиц исключительно нормативно-правовым регулирование этого вопроса в полной мере является не достаточным. Цель проведения анализа прекращения юридических лиц выражается в решении таких многочисленных вопросы как принципиальная проблематика ликвидации и отличие её от сходных явлений — реорганизации и т.п., и технические вопросы, то есть детальный и ясный порядок, сроки, последствия, правовая судьба различных обязательств ликвидируемого юридического лица и т.д.

Исключительно в последнее время по причине проводимой работой по совершенствованию гражданского законодательства РФ наблюдаются определённые изменения в данном вопросе, выраженные в попытках постижения и модифицирования регулирования ликвидации юридического лица не по отдельным фрагментам, а в целом.

Определение ликвидации юридического лица в качестве самостоятельного правового явления и выявление её отличий от сходных правовых феноменов, обусловлено вычленением данного феномена из числа других гражданско-правовых явлений, которые характеризуют прекращение юридических лиц, являясь сходными с ликвидацией юридического лица феноменов как одна из основных концептуальных проблем в отношении ликвидации юридического лица.

Докторальное толкование сходства и различия реорганизации и ликвидации юридического лица. Ни в один период развития отечественного законодательства оно не давало ясного разграничения ликвидации и прекращения юридического лица. Соотношение институтов реорганизации и ликвидации юридического лица, являясь непонятным соотношением, требует дифференциацию понятий «прекращение юридического лица» и «ликвидация юридического лица».

Законодательное регулирование терминологии «прекращение юридического лица». Прекращение юридического лица выступает как следствия реализации определенного юридического состава (ст. 61 части первой Гражданского кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ) и одновременно юридического факта, завершающего юридический состав (ст. 49 части первой Гражданского кодекса РФ).

Случаи прекращения юридического лица, которые не сопровождаются ликвидацией либо реорганизацией юридического лица:

  • исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ;
  • прекращение унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал АО (ст.

21.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, ст. 27 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ);

  • прекращение учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества (ст. 21.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, ст. 4 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ);
  • прекращение организаций федерального железнодорожного транспорта посредствам внесения их имущества в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ).

Судебная практика — судебные постановления и обобщения ВАС РФ — и понятие «прекращение юридического лица». Специальным основанием прекращения юридического лица, которое является не связанным основанием с ликвидацией юридического лица, называется исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67).

Поэтому, ликвидация юридических лиц — это прекращение юридических лиц в добровольном порядке (решение учредителей (участников) или органа управления юридического лица), в принудительном порядке (решение суда), при признании несостоятельности (банкротства) в добровольном порядке (решение участников юридического лица совместно с кредиторами) и принудительном (решение суда) (Приложение Г).

Вопрос исследования правового режима ликвидации юридических лиц в качестве проблемы изучения прекращения юридических лиц, находясь в рассмотрении теоретических аспектов данного правового режима, выражается в анализе законодательства РФ, которое разграничивает реорганизацию и ликвидацию юридических лиц.

Нормативно-правовое регулирование вопроса правопреемства ликвидации и реорганизации юридических лиц. Ликвидация юридических лиц влечёт его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к иным лицам (ст. 61 части первой Гражданского кодекса РФ), где подчеркивается отсутствие правопреемства юридических лиц и признаётся невозможным и неправильным разделение реорганизации и ликвидации юридического лица по основанию наличия или отсутствия правопреемства.

Реорганизация юридических лиц как «универсальное правопреемство» (ст. 129 части первой Гражданского кодекса РФ), применительно к наследованию, выражено тем, что имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент (ст. 1110 части третьей Гражданского кодекса РФ ) (Приложение Д).

Описания режимов для всех режимов ликвидации юридических лиц (п. 2 — 4 ст. 61 части первой Гражданского кодекса РФ), обусловлено отсылочной нормой ст. 65 части первой Гражданского кодекса РФ — ликвидации в процессе банкротства.

Гражданский закон РФ не определяет терминологию «добровольная ликвидация юридических лиц» и «принудительная ликвидация юридических лиц» применительно к ликвидации юридических лиц, используя первый из них неоднократно по тексту.

Теоретические аспекты правового режима ликвидации юридических лиц.

Ликвидация юридических лиц осуществляется по доброй воле лиц учредителей, участников или органов юридического лица, отталкиваясь от формы, вида либо типа юридического лица, в силу истечения срока существования лица либо достижения цели, ради которой данное юридическое лицо было создано, а также в силу решения уполномоченных государственных органов.

Поэтому, основание ликвидации юридических лиц выражено решением его учредителей или участников или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом, включая такую причину как истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3 Реорганизация юридических лиц

На сегодняшний день на лицо тенденция увеличения реорганизаций юридических лиц, когда целый ряд организаций/предприятий/учреждений, преследующие такую цель как оптимизация своей деятельности, где реорганизация юридических лиц как правовое явление является наиболее легким, чем ликвидация юридических лиц, способом ухода от кредиторов.

Теоретическое толкование проблемы реорганизации юридических лиц.

Существуют такие виды реорганизации юридических лиц слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Тогда, когда местонахождение юридических лиц, которые создаются посредствам реорганизации, отличается от местонахождения реорганизуемой (ого) организации/предприятия/учреждения, государственная регистрация юридического лица, создаётся путём реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц. Реорганизация организации/предприятия/учреждения как юридических лиц является завершённой реорганизацией с момента государственной регистрации вновь возникшей организации/предприятия/учреждения, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность, то есть преобразование.

Одно из самых распространённых видов реорганизаций организации/предприятия/учреждения как юридических лиц представляет собой слияние, обусловленное процедура, где несколько юридических лиц совместным образом друг с другом принимают решение о реорганизации, регистрируя его, когда образуется новое юридическое лицо, учредители которого — участники реорганизуемых юридических лиц.

Законодательное регулирование проблематики реорганизация юридических лиц включается в ст. 57 части первой Гражданского кодекса РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, ст. 50 части первой Налогового кодекса РФ, Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439.

Следовательно, реорганизация юридических лиц определяется в качестве прекращения юридических лиц, посредствам слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование, при условии своего завершения, характеризуемое моментом государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратило свою деятельность.

Заключение

Выводы. Юридическое лицо обусловлено лицом, наделённым волей, виной, мотивацией, разумностью, справедливостью, добросовестностью для его обоснования участие в гражданском обороте, несущее/ненесущее самостоятельную имущественную ответственность за собственные действия перед учредителями обязательственные (вещные) их правами, при вступлении его в правоотношения в качестве самостоятельного субъекта в разнообразных формах частного права.

Признаки юридического лица — это признаки юридического лица частного права, обусловленные участником имущественных отношений, а также носителем имущественных прав и обязанностей и признаки юридического лица публичного права, выраженного в публичном характере преследуемых целей, наличия властных полномочий, включая особый характер членства. Принципы ЕГРЮЛ представляют собой принципы, характеризующиеся содержанием записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре, а также документы, представленные в регистрирующий орган.

Образование юридических лиц представляет собой реализацию традиционного докторального толкования способов образования юридических лиц (распорядительный порядок образования юридических лиц, разрешительный порядок образования юридических лиц и нормативно-явочный порядок образования юридических лиц), отталкиваясь от характера участия государственных органов в их регистрации.

Регистрация юридических лиц в РФ выражается регистрацией юридических лиц, содержащая в себе все виды регистрации (создание, реорганизация, ликвидация, внесение изменений в учредительные документы юридического лица, в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ), реализуемая бесперспективным разрешительным способом образования юридических лиц.

Учредительные документы, представляя собой юридическим основание деятельности каждого юридического лица в РФ, равно как и законодательство РФ, служащие с целью конкретизации общих правовых норм, применительно к своим интересам учредителями юридического лица, выражаются своим разнообразным составом для разных видов юридических лиц. Ликвидация юридических лиц — это прекращение юридических лиц в добровольном порядке (решение учредителей (участников) или органа управления юридического лица), в принудительном порядке (решение суда), при признании несостоятельности (банкротства) в добровольном порядке (решение участников юридического лица совместно с кредиторами) и принудительном (решение суда).

Основание ликвидации юридических лиц выражено решением его учредителей или участников или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом, включая такую причину как истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Реорганизация юридических лиц определяется в качестве прекращения юридических лиц, посредствам слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование, при условии своего завершения, характеризуемое моментом государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратило свою деятельность.

Прекращением юридических лиц является осуществление законодательной регламентации прекращения деятельности юридического лица, происходящее по результатам его реорганизации, за исключением случаев выделения из состава юридического лица иной организации, ликвидации юридического лица, которое носит, как правило, окончательный характер, а также возможное приостановление деятельности юридического лица.

Глоссарий

№ п/п Новое понятие Определение
1 Ликвидация юридических лиц прекращение юридических лиц в добровольном порядке (решение учредителей (участников) или органа управления юридического лица), в принудительном порядке (решение суда), при признании несостоятельности (банкротства) в добровольном порядке (решение участников юридического лица совместно с кредиторами) и принудительном (решение суда)
2 Образование юридических лиц реализация традиционного докторального толкования способов образования юридических лиц (распорядительный порядок образования юридических лиц, разрешительный порядок образования юридических лиц и нормативно-явочный порядок образования юридических лиц), отталкиваясь от характера участия государственных органов в их регистрации
3 Основание ликвидации юридических лиц решение о прекращении юридического лица учредителями или участниками или органом юридического лица, уполномоченного на то уставом, включая такую причину как истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано
4 Прекращение юридических лиц осуществление законодательной регламентации прекращения деятельности юридического лица, происходящее по результатам его реорганизации, за исключением случаев выделения из состава юридического лица иной организации, ликвидации юридического лица, которое носит, как правило, окончательный характер, а также возможное приостановление деятельности юридического лица
5 Признаки юридических лиц публичного права публичная инициатива их учреждения, установление публичной властью правил их устройства, функционирование и контроля, особый способ финансирования — публичные субвенции или обязательные платежи, наличие прерогатив публичной власти
6 Признаки юридического лица признаки юридического лица частного права, обусловленные участником имущественных отношений, а также носителем имущественных прав и обязанностей и признаки юридического лица публичного права, выраженного в публичном характере преследуемых целей, наличия властных полномочий, включая особый характер членства
7 Принципы ЕГРЮЛ принципы, характеризующиеся содержанием записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре, а также документы, представленные в регистрирующий орган.
8 Разрешительный способ образования юридических лиц способ образования юридических лиц посредствам создания организаций, которое в обязательном порядке разрешено тем либо другим компетентным на это органом
9 Распорядительный способ образования юридических лиц способ образования юридических лиц, характеризуемый свои созданием на основании исключительно одним распоряжения учредителя, то есть органа государственной власти
10 Регистрация юридических лиц в РФ регистрация юридических лиц, содержащая в себе все виды регистрации (создание, реорганизация, ликвидация, внесение изменений в учредительные документы юридического лица, в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ), реализуемая бесперспективным разрешительным способом образования юридических лиц
11 Реорганизация юридических лиц прекращение юридических лиц, посредствам слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование, при условии своего завершения, характеризуемое моментом государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратило свою деятельность
12 Учредительные документы юридические основания деятельности каждого юридического лица в РФ, равно как и законодательство РФ, служащие с целью конкретизации общих правовых норм, применительно к своим интересам учредителями юридического лица, выражаются своим разнообразным составом для разных видов юридических лиц
13 Учредительные документы для ООО, ОДО, ассоциаций и союзов учредительный договор и устав
14 Учредительные документы для хозяйственных товариществ (полных и на вере) учредительный договор Юридическое лицо лицо, наделённое волей, виной, мотивацией, разумностью, справедливостью, добросовестностью для его обоснования участие в гражданском обороте, несущее/ненесущее самостоятельную имущественную ответственность за собственные действия перед учредителями обязательственные (вещные) их правами, при вступлении его в правоотношения в качестве самостоятельного субъекта в разнообразных формах частного права
16 Явочно-нормативный способ образования юридических лиц способ образования юридических лиц, выраженный государственной регистрации нового субъекта права с одновременной проверкой законности его создания на соответствия учредительных документов закону

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/yuridicheskie-litsa-kursovaya-rabot/

юридический законодательство учредительный

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая (от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Налоговый кодекс РФ. Часть первая (от 31.07.1998 № 146-ФЗ) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.
  • Гражданский кодекс РФ.

Часть третья (от 26.11.2001 № 146-ФЗ) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.
  • Федеральный закон «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».

Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 3 7-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.
  • Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».

Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Федеральный закон «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.
  • Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».

Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

11. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 № 29-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.
  • Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».

Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

— Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» от 03.11.2006 № 175-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Федеральный закон «О введении в действие части четвертой ГК РФ» от 18.12.2006 № 231-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

— Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 № 445-1 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.
  • Постановление Правительства РФ «О ЕГРЮЛ» от 19.06.2002 № 438 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».

Послед. Обновление 25 .08. 2013.

— Постановление Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве ИП» от 19.06.2002 № 439 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

— Постановление Правительства РФ «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учёт юридических лиц и ИП» от 26.02.2004 № 110 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

— Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» от 15.04.2006 № 212 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

— Приказ Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» от 29.08.2012 № 470 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

— Приказ Росстата «Об утверждении «Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации»»» от 20.12.2012 № 643 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 № 1591-О // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

— Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» от 20.12.2006 № 67 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Определение ВАС РФ от 19.08.2008 № 8550/08 по делу № А53-941/2008-С3-39 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.
  • Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.04.2012 года по делу № А43-17262/2011 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».

Послед. Обновление 25 .08. 2013.

  • Определение ВАС РФ от 26.12.2012 № ВАС-17612/12 по делу № А76-5499/2011 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 25 .08. 2013.
  • Административное и муниципальное право [Текст] : информ.- аналит.

журн. / учредитель ООО «Компания «Логос»». — М.: Логос, 2010. — ISSN 5628-2691, 2010, № 7 — С. 15.

  • Вопросы правоведения [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Гидра»». — М.: Гидра, 2012. ISSN 1362-8570, 2012. № 1.
  • Гражданское право [Текст] : учебник / Под редакцией А.Г.

Калпина, А. И. Масляева. — М. : Юристъ, 2012. — 520 с. — ISBN 5-89194-119-8.

  • Гражданское право [Текст] : учебник / Под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М. : «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2011. — 703 с. — ISBN 5-238-00435-4.
  • Гражданское право [Текст] : учебник / Под редакцией Е.А.

Суханова. — М.: БЕК, 2010. — 544 с. — ISBN 5-85639-286-8.

  • Грешникова, И.П. Субъекты гражданского права: юридические лица в праве и законодательстве [Текст] / И. П. Грешникова. — С.Пб.: «Юрцентр Пресс», 2012. — 503 с. — ISBN 5-7729-0130-3.
  • Правовые вопросы недвижимости [Текст] : информ.- аналит.

журн. / учредитель ООО «Компания «Мираж»». — М.: Мираж, 2011. ISSN 0493-6291, 2011, № 1.

  • Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом» [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Гидра»». — М.: Гидра, 2012. ISSN 1362-8570, 2012, № 2.
  • Римское частное право [Текст] : учебник / Под редакцией И.Б.

Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2010. — 448 с. — ISBN 5-8401-0063-3.

  • Тархов, В.А. Гражданское правоотношение. Монография [Текст] / В.А. Тархов — Уфа: Восточный университет», 2013. — 156 с.
  • Усков О.Ю.

Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права, 2010, № 6 — С. 27.

Список сокращений

АО — акционерное общество;

  • ЕГРЮЛ — единый государственный реестр юридических лиц;
  • ЗАО — закрытое акционерное общество;
  • ИП — индивидуальный предприниматель;
  • ОАО — открытое акционерное общество;
  • ОДО — общество с дополнительной ответственностью;
  • ООО — общество с ограниченной ответственностью;
  • РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;
  • РФ — Российская Федерация;

— ФЗ — Федеральный закон.

Приложение А, Нормативно-правовое регулирование понятия «юридическое лицо»

Нормативно-правовое регулирование Понятие «юридическое лицо»
ч. 1 ст. 48 части первой Гражданского кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ Организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении (оперативном управлении) обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам данным имуществом, правомочная на приобретение и осуществление от своего имени имущественных и личных неимущественных прав, обременённая обязанностями, а также являющаяся истцом и ответчиком в суде, включая наличие в обязательном порядке самостоятельного баланса и /или сметы.
ч. 2 ст. 48 части первой Гражданского кодекса РФ Лицо в отношении, которого его учредители (участники) могут иметь обязательственные права либо вещные права на его имущество, по причине своего участия в образовании имущества данного лица.
ч. 2 ст. 48 части первой Гражданского кодекса РФ в редакции Федеральных законов от 14.11.2002 № 161-ФЗ и от 03.11.2006 № 175-ФЗХозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.
ч. 2 ст. 48 части первой Гражданского кодекса РФ Государственные и муниципальные унитарные предприятия, включая учреждения на имущество которых их учредители имеют право собственности (другое вещное право)
ч. 3 ст. 48 части первой Гражданского кодекса РФ Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) в отношении которых их учредители или участники не имеют имущественных прав

Приложение Б

Приложение В, Учредительные документы юридического лица

Приложение Г

Порядок ликвидации юридического лица, Приложение Д, Порядок реорганизации юридического лица