Способы защиты трудовых прав работников

Курсовая работа

3) государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • судебная защита.

По мнению Т. А. Сошниковой целесообразно разделить способы защиты на основные (обеспечивающие непосредственную защиту) и вспомогательные(обеспечивающие защиту опосредованную).

К первой категории относятся следующие способы защиты:

1) рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав человека и гражданина в области труда;

2) разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод;

3) инициация или участие в судебном процессе;

4) проведение проверок, следственных и иных действий в целях предотвращения и пресечения преступлений и правонарушений в сфере трудовых правоотношений;

5) изобличение и привлечение к различного рода ответственности нарушителей трудовых прав граждан;

6) принесение протеста на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которое издает этот акт;

7) внесение представления об устранении нарушения прав и свобод человека и гражданина в органы или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

8) предъявление работодателям обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности.

9) направление предостережения о недопустимости нарушения закона.

Ко второй категории соответственно относятся:

1) принятие нормативно-правовых актов, на основе которых осуществляется дальнейшее регулирование;

2) обеспечение проведения единой государственной политики;

3) образование самостоятельных органов, непосредственно обеспечивающих процедуру защиты прав и свобод человека в области труда, и контроль за их деятельностью;

4) разработка и претворение в жизнь нормативов и методик, обеспечивающих надлежащее исполнение остальными участниками трудовых и вытекающих из трудовых правоотношений прав и свобод в области труда.

5) анализ и информирование остальных государственных органов о положении с соблюдением на территории РФ прав и свобод в области труда.

11 стр., 5420 слов

Права и свободы человека по конституции РФ 1993 года

... сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (счасть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо ... принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. ...

6) мониторинг и контроля за соблюдением на территории РФ прав и свобод в области труда.

7) координационная деятельность.

Под «формой» понимается определенная законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

И.А. Костян выделяет три формы защиты трудовых прав и законных интересов работников: досудебную, внесудебную, судебную.

Под досудебной формой защиты понимается процедура восстановления нарушенных прав работника, предусмотренная ТК РФ. Такая форма защиты является досудебной постольку, поскольку предшествует судебной защите и сопряжена с возможностью обращения в соответствующий судебный орган.

В отличие от досудебной формы защиты внесудебная форма защиты не гарантирует заинтересованным лицам прав на судебную защиту. Это касается в основном законных интересов работников, защита которых не сопряжена с восстановлением нарушенных трудовых прав. Необходимость защиты законных интересов работников в сфере применения несамостоятельного труда не всегда возникает а связи с нарушением прав, предусмотренных законом, локальным нормативным правовым актом или договором1.

В качестве примера можно привести: в соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Следовательно, закон позволяет (но не обязывает) устанавливать соглашением сторон повышенный минимальный размер оплаты труда. Поэтому защита интересов работника осуществляется путем достижения соглашения в результате переговоров, проводимых спорящими сторонами, и напрямую зависит от позиции работодателя, интересы которого гарантированы законом. Таким образом, интересы работников в увеличении минимального размера оплаты труда не обусловлены нарушением их прав на минимальную заработную плату, размер которой устанавливается в порядке, определенном законом. Кроме того, следует отметить, что Конституция гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину РФ, в то время, как судебная защита законных интересов (в отсутствие нарушения прав и свобод) законом не гарантирована.

Судебная форма защиты трудовых прав и свобод работника гарантирована Конституцией РФ.

2.ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД РАБОТНИКОВ

2.1. Государственный контроль (надзор) и ведомственный

контроль за соблюдением трудового законодательства

В нашей стране существует целая система государственных органов, обеспечивающих реализацию положений ч. 1 ст. 45 Конституции РФ о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений — принципа установления государственных гарантий по обеспечению прав и свобод работников и работодателей и осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде — это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

17 стр., 8414 слов

Бесплатно, по трудовому праву России трудовые правоотношения

... гарантий трудовых прав граждан и обес­печение защиты интересов работников и работодателей, придается определенная направленность общественным отношениям, складывающимся в систему правоотношений. Следовательно, общественные отношения, регулируемые от­раслью трудового права, можно ...

В законодательстве не проводится четкое разграничение между контрольной и надзорной деятельностью. Не разграничиваются органы, осуществляющие надзор или контроль. Употребление этих терминов в неразрывном единстве подчеркивает общность их целей и задач. Различия между органами надзора и контроля проявляются в основном в их компетенции, функциях, методах выявления нарушений и способах реагирования на них.

В настоящее время в теории получили распространение две точки зрения по данному вопросу. Согласно первой, понятия «контроль» и «надзор» синонимичны, происходит их постоянное отождествление. Вторая точка зрения заключается в том, что понятие «контроль» больше по объему, чем «надзор». Надзор — это ограниченный, суженный контроль.3

Система органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет сложную структуру. В ее составе можно выделить несколько видов контрольных органов. К органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 353 ТК РФ относятся:

  • Федеральная инспекция труда;
  • Органы исполнительной власти по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляющие государственный (контроль) надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности.

Однако, анализируя нормы раздела XIII Трудового Кодекса РФ, можно отнести к органам защиты трудовых прав и свобод работников также органы профсоюзного контроля. А в юридической литературе к этим органам относят также и органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением в целом всей совокупности прав и свобод гражданина, в том числе и трудовых прав и свобод.

Все вышеперечисленные органы государственного контроля (надзора) обеспечивают своей деятельностью прежде всего предупреждение и пресечение нарушений норм трудового законодательства, а также принимают меры по восстановлению нарушенных прав и свобод работников, привлекают лиц, виновных в этих правонарушениях, к соответствующему виду ответственности.

Основное место в структуре органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства отводится Федеральной инспекции труда. Трудовой Кодекс РФ наделил еѐ рядом полномочий, при реализации которых и выявляются многочисленные нарушения предприятиями в области трудовых отношений.

В ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда определяется как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Это, по существу, универсальная система органов, которая действует на всей территории РФ и которой поднадзорны практически все субъекты производственной или иной трудовой деятельности, за исключением тех организаций, в отношении которых государственный контроль (надзор) за соблюдением правил по безопасному ведению работ осуществляется органами исполнительной власти.

Федеральная инспекция труда — орган, который призван проверять и выявлять нарушения в области законодательства о труде и охраны труда. Конечно, есть еще ряд уполномоченных на проверку работодателей в определенных сферах, связанных с трудом, органов: прокуратура, федеральная миграционная служба, Роспотребнадзор и пр.

6 стр., 2958 слов

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

... осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ – органы федеральной инспекции труда; органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил ...

Федеральная инспекция труда действует на основании норм, закрепленных в главе 57 Трудового Кодекса РФ, которые конкретизируются нормами Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2012г. № 875.

Перечисленные в статье 356 ТК РФ полномочия федеральной инспекции труда можно условно разделить на три группы:

К первой группе относятся полномочия, направленные на выявление нарушений трудового законодательства (осуществление приема и рассмотрения заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях их трудовых прав, а также принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно)

Во вторую группу входят полномочия, направленные на устранение выявленных нарушений: анализируются обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимаются меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Полномочия, направленные на предупреждение нарушений, составляют третью группу полномочий. К ним относятся реализация мероприятий по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля в части обеспечения соблюдения трудового законодательства. При этом обобщается практика применения норм трудового прав, анализируются причины нарушений трудового законодательства. Осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства.

Согласно Положению, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Предметом федерального государственного надзора в сфере труда, в соответствии с п. 4 Положения, является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других документов о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3 стр., 1174 слов

Метод Российского трудового права его особенности

... рынка труда в Российской Федерации, принятием Конституции 1993г. и провозглашением принципа свободы труда, вызвало необходимость пересмотра многих теоретических вопросов трудового права, в ... трудового права. Предметом исследования в курсовой работе являются метод регулирования российского трудового права и его особенности. Целью данной работы является изучение метода российского трудового права, ...

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение указанного выше контроля (надзора), является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 324, непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Федеральная служба по труду и занятости, согласно нормам соответствующего положения, осуществляет ряд полномочий, среди них:

1. Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

  • работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
  • государственных стандартов социального обслуживания;

2. Осуществляет надзор и контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

3. Осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

4. Осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

4 стр., 1933 слов

Общая характеристика законодательства о занятости населения

... занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генеральные соглашения, заключаемые между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В системе российского законодательства о занятости населения ... где общая численность всех занятых меньше 5 тыс. человек, т. е. в малых городах. Органы ...

5. Осуществляет контроль за:

  • прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
  • расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
  • обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
  • порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

6. Регистрирует в уведомительном порядке:

  • отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения;
  • коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

7. Осуществляет:

  • рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
  • информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и др.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по труду и занятости имеет право организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности; составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.

3 стр., 1239 слов

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти

... в сфере деятельности Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти. Предметом нашей работы являются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, такие как Постановление, Распоряжение, Регламенты. Цель курсовой работы – провести комплексное исследование порядка формирования, функций, полномочий Правительства Российской Федерации порядок его работы. ...

Органы прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, осуществляют в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российский Федерации» надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России включая надзор за соблюдением прав и свобод человека в сфере труда.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», определяющей родовой предмет прокурорского надзора, и исходя из содержания специфики прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан его предметом в рассматриваемой сфере является соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение норм ТК РФ, иных федеральных и региональных законов, регулирующих сферу труда, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами управления и контроля, органами местного самоуправления, организациями и предприятиями всех организационно-правовых форм собственности и их должностными лицами, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых поднадзорными прокуратуре органами и должностными лицами в сфере реализации трудовых прав и свобод работников.4

При надзоре за соблюдением трудовых прав граждан прокуроры руководствуются приказом Генерального прокурора РФ от 07 декабря 2007г.