ТГиП 1 курс. . ТГП. Гражданское общество понятие, структура, признаки

Для современного государства самое важное и актуальное — это формирование демократии и гражданского общества. Человек, его права и свободы являются базовой ценностью гражданского общества, а движущей силой — самоорганизация и социальная активность личностей, которые осознают свою гражданскую и политическую ответственность.

Гражданское общество характеризуется множеством общественных связей, складывающихся за пределами политической сферы и непосредственного воздействия государственной власти. Вместе с тем гражданское общество напрямую зависит от сферы политической власти и тесно с ней соприкасается, но в тоже время ограждено от ее прямого вмешательства нормами права, морали и традициями. Тем самым, гражданское общество является комплексным социально-политическим явлением, к которому относятся все формальные и неформальные институты , связи и отношения в обществе , не предопределенные деятельностью государства.

Общество формирует государственные институты (выборы, отзыв, референдум и т.д.), участвует в их функционировании, корректирует публичную власть через использование права обращений в суды. Вместе с тем, государство может быть разрушителем цивилизованных отношений, превращая человека в винтик, послушное орудие, манипулируя общественным мнением или свертывая горизонтальные связи, свободы граждан.

Необходимо отметить, что в теории права общепринято при исследовании содержания гражданского общества раскрывать его структуру, под которой понимаем внутреннее строение данного общества, отражающего многообразие и взаимодействие его структурных элементов.

Над данной темой работали многие ученые. Так в ходе написания курсовой работы, мы основывались на трудах следующих авторов: Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса., Гришаев С.П., Демичев А.А., Карпычева М.В., Кузбагаров А.Н., Мейер Д.И., Нагуманова Г.Ф., Нагуманова Г.Ф., Рассолова Т.М., Ткачева В.Н. Хужина А.М., Эриашвили Н.Д. и др.

Объектом курсовой работы

Предметом курсовой работы, Цель курсовой работы

Исходя из поставленной цели, следует решить задачи :

  • рассмотреть историко-правовые аспекты формирования гражданского общества;

  • определить понятие и структура гражданского общества;

    4 стр., 1825 слов

    Понятие и виды гражданского процесса в Римском права

    ... права, осуществлявшееся путем его изменения и усовершенствования. Экстраординарное производство стало закономерным этапом эволюции римского процесса. В результате совершенствования форм гражданского процесса римская юриспруденция пришла к созданию экстраординарного процесса, положившего начало процессу современному. В экстраординарном процессе ...

  • рассмотреть признаки гражданского общества, их содержание;

  • определить перспективы развития гражданского общества в России.

Методы исследования.

Структура курсовой работы.

Глава 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Для современного государства самое важное и актуальное — это формирование демократии и гражданского общества. Человек, его права и свободы являются базовой ценностью гражданского общества, а движущей силой — самоорганизация и социальная активность личностей, которые осознают свою гражданскую и политическую ответственность. Гражданское общество основано на равном для всех законе, охраняющем общую свободу и право на собственность. Посредством закона социальное неравенство, изначально присущее человеческому обществу, трансформируется в равноправие внутри гражданского общества, где каждый по отношению к каждому имеет абсолютно равные права и обязанности, а отношения между свободными людьми строятся на договорных началах.

Гражданское общество характеризуется множеством общественных связей, складывающихся за пределами политической сферы и непосредственного воздействия государственной власти. Вместе с тем гражданское общество напрямую зависит от сферы политической власти и тесно с ней соприкасается, но в тоже время ограждено от ее прямого вмешательства нормами права, морали и традициями. Тем самым, гражданское общество является комплексным социально-политическим явлением, к которому относятся все формальные и неформальные институты, связи и отношения в обществе, не предопределенные деятельностью государства.

Идеологические, экономические и политические предпосылки гражданского общества складывались в Западной Европе в период позднего Средневековья, эпоху Возрождения и Реформации. Отправной точкой становления гражданского общества стала английская революция, ознаменовавшая начало Нового времени, современной эпохи. На следующем этапе в странах Западной Европы формируется гражданское общество в условиях развития первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и частном предпринимательстве. Создание гражданского общества связано с изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений, но, прежде всего, с признанием всеобщего правового равенства людей, которое определило совершенно новое положение личности в обществе и государстве.

«Гражданское общество является фундаментом демократической общественной организации. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократических форм государства, и наоборот: чем менее развито гражданское общество, тем вероятнее существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. От того какой режим государственной власти в стране, во многом зависят степень свободы индивида, широта прав и свобод человека и гражданина, гарантии их реализации в каждом конкретном случае. В России же дело обстоит несколько иначе». Для российской цивилизации были характерны огромные пространства, многоэтнические и поликонфессиональные особенности, идеи наднациональной, имперской консолидации, а также геополитическая потребность освоения и развития большой территории. Все это требовало сильной государственной власти и мощного аппарата управления, но не только. Освоить широчайшее евразийское пространство, объединить и организовать его было под силу лишь российскому народу. «Подданнические мотивы политико-правовой культуры населения дополнили объективные исторические факторы формирования Российского государства и обусловили повышенную концентрацию власти в руках политической элиты российского общества» 1 .

3 стр., 1027 слов

Административно-правовой статус органов исполнительной власти (2)

... 1. Понятие, виды, общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти История становления исполнительной власти в России имеет давнюю историю . В настоящее время в ст.10 Конституции РФ закреплено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется ...

В представлении народа, отличающегося терпением, покорностью, безропотностью перед невзгодами и лишениями, утвердился архетип державности. В рамках российской цивилизации человек, личность как бы «теряется», «растворяется», оттесняется с передовых позиций государственной и общественной жизни. Особенности российской цивилизации не создавали необходимых условий для появления личности, обладающей гражданской активностью, не позволяли создать гражданское общество, более того, они способствовали формированию верно-подданического поведения людей в сфере публичной политики, «личность была придавлена» государством.

В российской истории, по мнению Л.Ю. Грудцыной, никогда не было периодов существования полноценного гражданского общества 2 . На первом месте всегда стояла государственная власть (монарха, великих князей, удельных князей и др.).

Крепостное право было отменено лишь 150 лет назад, в 1861 г. До этого периода основное население (крестьяне), которое при лучших исторических условиях со временем могло бы составить основу среднего класса в стане, (а значит, гражданского общества), не имело возможности быть собственником, владеть, пользоваться и распоряжаться хотя бы каким-то собственным недвижимым имуществом. Отсутствие личной свободы в первой половине XIX в. препятствовало формированию в России (в отличие от европейских стран того времени) класса собственников и, следовательно, развитию гражданского общества, поскольку личная свобода индивидуума основывается на его праве на частную собственность.

«В отличие от Запада, где античное наследие, влияние римского права, особое городское устройство и договорные начала жизни в течение нескольких веков «выстроили» человека гражданином, в России никто себя гражданином не считал. Абсолютное большинство населения воспринимало себя в качестве «подданных», причем как в политическом, так и в правовом смыслах. А раз так, то, во-первых, у верховной власти имеются прав, а у подданных остаются одни обязанности; во-вторых, эти обязанности естественным образом реализуются в служении государству и государю; в-третьих, необходимость постоянного служения государю была обусловлена объективной постоянной внешней угрозой и необходимостью всемерной консолидации сил перед лицом врага».

В Западной Европе на смену вертикальным феодальным структурам пришли горизонтальные отношения, основанные на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей. Все люди, независимо от их социального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими права и свободы. Это позволяло каждому проявить себя как личность, наделенную своей волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия. «Для Запада более характерен способ индивидуалистического мировосприятия и выстраивания горизонтальных личных отношений между собой при условии широкого участия общества в принятии государственно-правовых решений. Для Востока характерны коллективистские формы общения при условии строгой властной вертикали и единоличным способом принятия любых решений. Коллективистские (соборные) отношения, характерные для России вплоть до начала XX в., предусматривали, что люди в основной своей массе были интегрированы в сильные сообщества , всемерно защищавшие их, с одной стороны, но требовавшие тотальной и безусловной лояльности, с другой стороны. Государство, сельская община, дворянское сообщество, купеческая корпорация нивелировали личностные характеристики и формировали человека без личности, способного только к выполнению указаний правителей».

3 стр., 1395 слов

Гражданское общество и правовое государство

... общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского общества. 1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы ... права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти. В современной политологии гражданское общество ...

Однако даже такие жесткие обстоятельства не останавливали российских людей в поисках свободы и воли. Гигантские просторы давали выход наиболее энергичным членам общества уходить от государства. Они бежали на окраины страны, становились вольными казаками, но, тем не менее, связи с Россией не теряли. Достаточно быстро «вольные» казаки приобрели особый статус, значительные льготы и стали верными слугами монархии. Жители Западной Европы не имели возможности уйти куда-либо от своей власти, поэтому вынуждены реализовывать свои права и свободы непосредственно на месте, постепенно, медленно, но верно, сочетая различные способы, отвоевывали у верховной власти свои права и свободы 3 .

Вывод по главе:

Глава 2. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Под гражданским обществом обычно понимается наивысшая форма общности, которая состоит из частных лиц, групп, классов или институтов, в свою очередь напрямую не зависящих от государства.

Также под гражданским следует рассматривать общество, в котором существуют наиболее развитые культурные, экономические, политические и правовые отношения между его основными составляющими и индивидами. Такие связи не опосредованы государством.

На сегодняшний день понятие гражданского общества стало более многозначным и значительно обогатилось. На наш взгляд первым значением гражданского общества следует понимать совокупность межличностных отношений и различных социальных институтов, таких как образование, экономика, культура, семья, религия, которые получают свое развитие без вмешательства государства.

Вторым его значением следует привести то, что гражданское общество представляет собой идеальную модель общественного развития. Идеал гражданского общества — это объединение свободных суверенных личностей, которые в свою очередь наделены широким объемом гражданских, политических, культурных и экономических прав, активно участвующие в управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющие свои потребности.

К основным признакам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:

  • равенство прав и свобод всех людей;
  • гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;
  • экономическая независимость индивидов;
  • возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
  • свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
  • обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;
  • свобода создания и деятельности средств массовой информации.

Если в статике под гражданским обществом понимается совокупность его структур (институтов, организаций, групп), то в динамике — это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов 4 .

4 стр., 1940 слов

Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого

... и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства[1]. Биография и творчество Л.И. ... общества в целом, тяготеющего к недооценке права в пользу морали. Элементы психики В начале своего труда «Теория права и государства в связи с теорией ... Л.И. Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя ...

Над понятием гражданского общества работали различные научные деятели. Данный термин появлялся в работах Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Большой сдвиг оно получило лишь в XIX в когда получили свое ускоренное развитие процессы дифференциации в различных сферах жизни общества. Все это получилось из-за долгожданного освобождения из-под влияния государственной власти. Все это породило увеличение значения роли автономного и независимого индивида с неотъемлемыми свободами и правами.

Понятие гражданское общество выделяет все многообразие частных отношений , которые складываются без влияния на них сил государственной власти.

Как утверждал Дж. Локка, образование гражданского общества знаменует собой изменение все системы имеющихся социальных ценностей. Впервые за долгое время интересы личности и человеческие права и свободы являются первостепенным перед интересами государства и общества. Как считал указанный нами философ, что благодаря людям создается гражданское общество в следствии заключения общественного договора. Далее гражданское общество создает государство, главной задачей которого должна быть защита прав индивидов, и прежде всего права частной собственности.

Таким образом, гражданское общество уже не отождествлялось с существующей политической системой. Более того, сама государственная деятельность должна быть подчинена удовлетворению интересов и потребностей человека и общества.

По мнению К. Маркса, государство испытывает определяющее воздействие со стороны гражданского общества, поскольку является продуктом исторического развития последнего и выступает в качестве института, выражающего интересы собственников.

По своей сути и происхождению гражданское общество — буржуазное общество. В первую очередь его возникновение взаимосвязано с появлением капиталистических производственных отношений, разрушивших жесткие рамки сословно-феодального строя и увеличивших значимость отдельного человека в обществе.

Новое положение человеческой личности в обществе определилось в связи с заменой сословных привилегий, на всеобщее юридическое общество. Наконец, индивиды, не смотря на их имущественное и социальное положение, были признаны полноправными участниками общественной жизни.

Государство обеспечивает общие интересы, а гражданское общество в свою очередь заинтересовано частными интересами. Иные отношения государства и общества складываются, когда общество, человек растворяются в государстве. Тогда можно говорить о «вытоптанном» сильным государством обществе.

Общество формирует государственные институты (выборы, отзыв, референдум и т.д.), участвует в их функционировании, корректирует публичную власть через использование права обращений в суды. Вместе с тем, государство может быть разрушителем цивилизованных отношений, превращая человека в винтик, послушное орудие, манипулируя общественным мнением или свертывая горизонтальные связи, свободы граждан.

Одной из первостепенных целей гражданского общества является формирование правового государства, которое функционирует по принципу разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную власть. В структуре такого государства должна присутствовать многопартийность со справедливыми всеобщими выборами.

4 стр., 1842 слов

Трудовые права российских граждан за рубежом Предмет: Правоведение

... стр. Охрана труда женщин Трудовое право Курсовая работа 37 стр. Правовое регулирование труда российских граждан за рубежом Трудовое право Диплом 80 стр. Прекращение трудового договора по инициативе работодателя в трудовом праве Трудовое право Диплом 80 стр. Самозащита трудовых прав Трудовое право Курсовая ...

Именно такая политическая система в силах защитить от злоупотреблений, поскольку одна ветвь власти контролирует другую, а одна партия, находящаяся в оппозиции, изобличает нарушения, допущенные другой, которая находится в данный момент у власти.

Гражданское общество и государство нуждаются друг в друге, либо взаимно дополняются, либо они равно несут потери от нарушения связей.

Теперь стоит задача установить между государством и гражданским обществом упорядоченные отношения, превратив его институты в самодостаточное автономное целое, способное самостоятельно формулировать и ставить на повестку дня свои проблемы. Тогда и государство может освободиться от своих противоречий, мешающих его нормальному функционированию.

Таким образом, государство и общество тесно связаны друг с другом: государство создает условия свободы людей, роста их инициатив, а гражданское общество контролирует государство, подставляет ему плечо в трудные минуты, заменяет государство, поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимания своей ответственности за общество в целом. Права человека и гражданина являются ориентирами в этом саморегулировании.

В юридической науке проблема структуры гражданского общества, ее содержания — актуальная тема научного исследования многих теоретиков права.

Отметим, что единства взглядов на предмет исследования среди ученых не наблюдается, общенаучного подхода по этому вопросу пока не выработано. В научной и учебной литературе превалируют авторские воззрения, зачастую весьма противоречивые и не вполне адекватные предмету исследования.

Необходимо отметить, что в теории права общепринято при исследовании содержания гражданского общества раскрывать его структуру, под которой понимаем внутреннее строение данного общества, отражающего многообразие и взаимодействие его структурных элементов.

Это внутреннее строение профессором В.С. Нерсесянцем называется основными структурными частями 5 . Для ряда ученых — это подсистемы гражданского общества, а у Н.А. Власенко они именуются сферами гражданского общества.

Отметим, что Н.А. Власенко к структурным частям (подсистемам) относит социальную, экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы. Отдельные теоретики права к ним добавляют экологическую сферу (подсистему) 6 .

Наличествуют и другие взгляды. Так, В.С.Нерсесянц расширяет названный состав структурных частей гражданского общества, относя к ним:

  • гуманитарную (человеческий состав общества);
  • свободные индивиды;
  • территориально-управленческую (местное самоуправление);
  • организационную (разнообразные формы общественных и групповых объединений.

Непонятно, почему В.С. Нерсесянц не отмечает политическую подсистему гражданского общества. Примечательно, что вышеизложенные подходы к выделению в структуре гражданского общества подсистем не нашли среди теоретиков права широкого признания.

Превалирует в научном сообществе мнение , что структура гражданского общества состоит из набора тех или иных его элементов, которые охватывают как свободные личности, так и совокупности негосударственных добровольно сформировавшихся первичных самоуправляющих общностей, а также совокупность негосударственных общественных отношений 7 .

4 стр., 1885 слов

Современные тенденции развития гражданского процессуального права

... развития состязательного процесса не было: нехватка адвокатов породила российские аналогии права общественного интереса - участие в гражданском судопроизводстве прокурора, органов государства, общественных организаций, должностных лиц и граждан ... те же виды и стадии процесса, те же общие и особенные институты. В основном в концепции процессуального права не произошло «революционных» изменений. В ...

Таким образом, в теории права содержание названных структурных частей гражданского общества не приято раскрывать с помощью набора тех или иных элементов этого общества, что, по нашему мнению, противоречит комплексному характеру исследования предмета.

Представляется, что гражданское общество необходимо рассматривать как органическое единство его структурных сфер (подсистем), в которой каждая структурная часть представляет собой определенную подсистему, состоящую из конкретных, присущих именно этой подсистеме, элементов.

Так, для экономической структурной части гражданского общества характерны следующие элементы:

  • формирование буржуазных экономических отношений при многообразии и равенстве форм собственности, многоукладности экономики в системе социального рыночного хозяйства;
  • экономическая свобода индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд, свобода предпринимательства и поддержка частных инициатив;
  • конкуренция на рынке труда и потребления, ограничение сверхприбыли монополий;

— наличие свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в этом качестве, а, следовательно, готовых взять на себя всю полноту хозяйственной ответственности за состояние общества, деятельность хозяйственных (экономических) объединений, основанных на частной собственности и кооперативов.

По нашему мнению, социальная подсистема (в узком смысле слова) гражданского общества представляет собой совокупность признаков и субъектов, которые характеризуют ее как четко структурированную сферу общественных отношений, включающую следующие признаки:

  • ведущая роль государства в вопросах заботы и содержания социально незащищенных слоев населения, обеспечение достойного уровня жизни, труда, отдыха граждан;
  • создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

— бесконфликтное сотрудничество субъектов гражданского общества при ведущей роли среднего класса в экономике, политике, решении социальных проблем. При этом необходимо отметить, что субъектами социальной подсистемы гражданского общества выступают, с одной стороны, свободные личности с их естественными потребностями и интересами, с другой, различные общности и объединения людей во взаимосвязи между собой и с государством 8 .

Можно констатировать, что в научной литературе отмечается широкая их палитра. Вместе с тем, их классификация проводится только отдельными учеными. В частности, негосударственные организации делят на следующие подгруппы.

1. Некоммерческие организации, т.е. каркас гражданского общества. К ним относят: товарищества собственников жилья, садовые, дачные товарищества; религиозные общины; профессиональные ассоциации (творческие союзы) и профсоюзы; общества защиты прав потребителей; общества инвалидов; ветеранские организации; благотворительные организации; экологические организации; правозащитные организации.

4 стр., 1976 слов

Понятие источники и субъекты гражданского и торгового права зарубежных стран

... гражданского и торгового права России и Китая позволяет сделать следующие выводы. Российское гражданское право создавалось под влиянием германской цивилистической школы. На это указывает структура российского Гражданского кодекса. Китайское гражданское право создавалось под влиянием, как германской школы гражданского права, ...

2. Менее институционализированные: территориальные общественные самоуправления и домовые комитеты, местные общественные инициативы (борьба с новостройками, автостоянками, и пр.); органы школьного и студенческого самоуправления; объединения родителей.

3. Особняком стоят: молодежные политические и неполитические объединения , этнические общины и землячества; национально-патриотические объединения.

4. Многочисленные объединения, посвященные совместному проведению досуга: спортивные, туристические, автомобильные, культурно-краеведческие. Необходимо отметить, что к названным группам отдельными теоретиками права добавляется группа частых кампаний и кооперативов.

Вместе с тем, полагаем, что предложенная систематизация несовершенна, так как свидетельствует о том, что проведена она при отсутствии единого основания классификации. В результате первая и вторая группа (некоммерческие организации, менее институционализированные) дифференцированы по такому основанию классификации как наличие правовых оснований организации и деятельности этих объединений. Для третьей и четвертой групп основанием является численность субъектов, охваченных объединением 9 .

Политическая подсистема гражданского общества интегрирует следующие ее элементы:

Во-первых, непосредственную демократию, т.е. проведение референдумов, выборов, сходов, собраний, а также институты непосредственной демократии (выборы депутатов, ряда должностных лиц).

Во-вторых, обеспечение законодательными установлениями реальной многопартийности; свободного выражения политических убеждений и равенства прав и свобод людей в политической сфере.

В-третьих, свобода конкуренции различных политических сил в борьбе за отстаивание представительных интересов и за обладание государственной властью.

В-четвертых, политическую этику и идеологический плюрализм, наличие легальной и конструктивной оппозиции, классовый мир и национальное согласие.

В-пятых, механизм стабилизации отношений между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.

Духовно-культурная подсистема гражданского общества включает в свое содержание:

  • поддержку определенных нравственных правил, добропорядочности, терпимости между субъектами гражданского общества, несмотря на несовпадение их интересов;
  • служение общему благу, взаимную солидарность, противоположную эгоизму и своекорыстию, как индивидуальному, так и групповому;
  • широкое распространение негосударственной системы воспитания и образования;
  • соблюдение принципа свободы вероисповедания, отделения религиозных организаций от светской власти;
  • свободное формирование общественного мнения;
  • создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
  • признание самостоятельности частной жизни людей, их обычаев, традиций и нравов.

Информационная подсистема гражданского общества представляет собой открытое социальное образование для общения с другими общественными социальными системами, в котором обеспечены гласность принимаемых законов, свобода слова, критики, общения с международными и иностранными общественными организациями.

9 стр., 4188 слов

Понятие охраны труда в трудовом праве России

... В це­лях ор­га­ни­за­ции со­труд­ни­че­ст­ва по ох­ра­не тру­да ра­бо­то­да ... Фе­де­ра­ции об ох­ра­не тру­да на­прав­ле­ны на обес­пе­че­ние ус­ло­вий тру ... чи­ваю­щих для ра­бо­таю­щих га­ран­тии прав на ох­ра­ну тру­да. Воз­ла­гая на пред ... объ­е­ди­няю­щий нор­мы, не­по­сред­ст­вен­но на­прав­лен­ные на обес­пе­че­ние ус­ ... про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов и на­прав­лен­ные на пре­ду­пре­ж­де­ние про­из ...

Экологическая подсистема обеспечивает заботу о сохранении благоприятной окружающей природной среды, защиту от загрязнения питьевых источников, профилактику загрязнения воздуха, качество пищи, нормальный радиационный фон, борьбу с несанкционированными свалками бытовых и производственных отходов.

Вывод по главе:

Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

На сегодняшний день вопрос о становлении и перспективах развития гражданского общества в России является востребованным и на протяжении длительного времени обсуждается не только гражданами , но и руководством нашей страны .

Долгое время государство рассматривалось как «совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью». Государство фактически рассматривалось с позиции отношений властвования, «как политическая сила, которая не может быть ограничена правом».

В современных российских реалиях концепция прав и свобод признана основополагающей и является основой правового государства. Именно поэтому сегодня в России актуальна проблема соотношения государства, общества и личности, а также роль граждан в механизме осуществления государственного управления.

Разговоры о становлении гражданского общества в России вместе с идеей о правовом государстве ведутся достаточно долго с 80-х годов 20 века, когда выявилась необходимость реформирования многих сфер жизнедеятельности. В данном ключе многие говорят о концепции «гражданского общества» как демократической альтернативе авторитарному социализму.

По настоящему масштабной по своей значимости в развитии гражданского общества стала принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации. Именно она содержит элементы гражданского общества: приоритет личности, прав человека, плюрализм, свобода слова и т.д. Однако до сих пор остается немалое количество дискуссионных вопросов касательно норм данной Конституции. Все чаще приходится говорить о трудностях в отношениях между государством и обществом, регулировании общественных отношений и защите интересов, прав и свобод личности и граждан. Механизм права, призванный обеспечивать все перечисленное, в настоящий момент не работает должным образом.

Процесс формирования гражданского общества в России начался совсем недавно и до сих пор осложняется многими аспектами: замедленным экономическим развитием, нестабильностью общественно-политических структур, низким уровнем защиты граждан на жилье">прав и свобод граждан и т.п. Тем не менее, российское гражданское общество идет по своему пути, опираясь на прошлый опыт, который, безусловно, наложил отпечаток.

Самостоятельность институтов гражданского общества ограничивалась «сверху», что имеет негативный результат, так как это привело к зависимости гражданского общества от государства. Несмотря на то, что социологи отмечают тенденцию увеличения среднего класса, которого считают гарантом стабильного развития гражданского общества, реальная ситуация не столь оптимистична.

Мы предполагаем, три основных направления, в рамках становления и развития гражданского общества в России:

Во-первых, это воссоздание и усиление роли частного, права в отечественной правовой системе. Именно оно обеспечивает свободу и интересы общества, которые находят свое отражение в частной собственности, предпринимательстве, экономическом и политическом плюрализме. В определенные годы советского режима действие частного права игнорировалось, что подрывало основы гражданского общества 10 .

Во-вторых, необходимо более целенаправленно подходить к вопросу придания общепризнанным правам и свободам человека значения отправной точки в общественных отношениях. Государственная власть ни в коем случае не должна быть угрозой для свободы граждан, ущемлением их прав.

И, наконец, важным моментом является не только обеспечение прав граждан, но также и возможность их защиты. Это должно достигаться путем укрепления судебной системы, обретения судами высокого положения в системе разделения властей. Возможно, следует говорить о признании решений высших судебных инстанций и наделения их функцией, так называемого судебного прецедента.

Еще одной ключевой проблемой является вопрос борьбы с коррупцией, так как эффективность такой деятельности зависит от участия в ней граждан и общественных структур. Процесс становления гражданского общества в России требует неоднозначной оценки с одной стороны, наблюдаются положительные тенденции в этом вопросе. Например, конституционное закрепление основных прав и свобод граждан и т.д.

Вывод по главе:

Заключение

Подходя к завершению написания курсовой работы, необходимо подвести краткие итоги о проделанной работе. Так в рамках курсовой работе мы рассматривали гражданское общество его структуру и признаки.

Для современного государства самое важное и актуальное — это формирование демократии и гражданского общества. Человек, его права и свободы являются базовой ценностью гражданского общества, а движущей силой — самоорганизация и социальная активность личностей, которые осознают свою гражданскую и политическую ответственность. Гражданское общество основано на равном для всех законе, охраняющем общую свободу и право на собственность. Посредством закона социальное неравенство, изначально присущее человеческому обществу, трансформируется в равноправие внутри гражданского общества, где каждый по отношению к каждому имеет абсолютно равные права и обязанности, а отношения между свободными людьми строятся на договорных началах.

Гражданское общество характеризуется множеством общественных связей, складывающихся за пределами политической сферы и непосредственного воздействия государственной власти. Вместе с тем гражданское общество напрямую зависит от сферы политической власти и тесно с ней соприкасается, но в тоже время ограждено от ее прямого вмешательства нормами права, морали и традициями. Тем самым, гражданское общество является комплексным социально-политическим явлением, к которому относятся все формальные и неформальные институты, связи и отношения в обществе, не предопределенные деятельностью государства.

В нашей стране долгое время преобладало политическое, властное над всем другим. Преимущественно всегда защищались интересы государства, а не гражданина. Для России было характерно безусловное подчинение личности государству, отождествление общества и государства. Тем самым, утверждалось превосходство государства, власти над всеми сферами жизни общества. Все это может измениться благодаря становлению правового государства, утверждению законности, совершенствованию законодательства, а также преодолению правового нигилизма и повышению правового сознания. Жизнеспособность российского государства во многом зависит от активности граждан, их гражданской позиции и конструктивного сотрудничества с государством, институтами гражданского общества, среди которых доминирующее место занимают органы местного самоуправления, призванные реально обеспечить реализацию гражданских прав и свобод населения.

К основным признакам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:

  • равенство прав и свобод всех людей;
  • гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;
  • экономическая независимость индивидов;
  • возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
  • свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
  • обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;
  • свобода создания и деятельности средств массовой информации.

Представляется, что гражданское общество необходимо рассматривать как органическое единство его структурных сфер (подсистем), в которой каждая структурная часть представляет собой определенную подсистему, состоящую из конкретных, присущих именно этой подсистеме, элементов.

На сегодняшний день вопрос о становлении и перспективах развития гражданского общества в России является востребованным и на протяжении длительного времени обсуждается не только гражданами, но и руководством нашей страны .

Самостоятельность институтов гражданского общества ограничивалась «сверху», что имеет негативный результат, так как это привело к зависимости гражданского общества от государства. Несмотря на то, что социологи отмечают тенденцию увеличения среднего класса, которого считают гарантом стабильного развития гражданского общества, реальная ситуация не столь оптимистична.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/sochinenie/struktura-grajdanskogo-obschestva/

Научные, учебные, справочные издания

Материалы периодической печати