В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.
Право — это единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).
Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
- правовой обычай;
- нормативный правовой акт;
- юридический прецедент;
- договор нормативного содержания;
- юридическая наука (доктрины и идеи).
4 стр., 1660 слов
Конституционно-правовые нормы: понятие, признаки, классификация
... конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права. 2. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, ... нормативных правовых актов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В рамках настоящей курсовой работы были рассмотрены конституционно-правовые нормы, их ...
1.2 Правовая система и ее понятие
Правовая система — это широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).
Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным. Право — это ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента, правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.
Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, отсюда ее название. Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его.
Правовая система — комплексное образование. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску.
В современной юридической литературе даются неодинаковые определения правовой системы, и почти каждое из них имеет свое «рациональное зерно». Такое разнообразие обусловливается в первую очередь тем, что правовая система является сложным социальным явлением, которому присущие определенные черты. Их выяснение значительной мерой будет способствовать установлению содержания понятия «правовая система».
ь Правовая система с частью общественной системы. Следует скрывать, что возникновение, развитие, существование и функционирование правовой системы тесно связаны с действием в определенном обществе других социально-регулятивных систем (политической, экономической, моральной, религиозной и тому подобное).
ь Правовая система является единством позитивного права и тесно связанных и взаимодействующих с ним юридически значимых реалий — юридической и практики, правовой идеологии и тому подобное. В этом аспекте правовая система является частью более широкого понятия «правовая действительность», которое охватывает все без исключения существующие в обществе правовые явления. Правовая система отличается от правовой действительности тем, что она соединяет и себе лишь наиболее активные элементы правовой действительности, которые так или иначе касаются позитивной права.
Система права соціального забезпечення
... умовах, встановлених в законі. Глава 1. Соціальне забезпечення як самостійна галузь права 1.1 Поняття права соціального забезпечення Право на соціальне забезпечення кожної людини закріплено в ст. 7 Конституції, ... за їх наступ і створює систему соціального захисту, надає державні пенсії, соціальні допомоги та послуги. Право російських громадян на соціальне забезпечення закріплено в Конституції РФ. У ...
ь Правовая система существует в обществах с более-менее развитой государственной организацией, которые можно считать нациями в современном их значении и где соответственно устанавливается свое, национальное право. Тенденция к закреплению государственному и национальному характеру правовых систем усилилась в результате широкого движения в направлении создания национальных кодексов, что имел место в Европе в XIX веке и опрокинулся на другие континенты.
ь Правовая система имеет существенное значение для характеристики права той или другой конкретной страны. За длинную историю человеческого общества право развивалось главным образом в определенной стране в виде национальной правовой системы. Поэтому, характеризуя право, обычно говорят о национальной правовой системе.
ь Правовая система имеет территориальный характер. Он обусловлен тем, что по общему правилу действие правовой системы отдельной страны ограничивается определенной территорией, на которую распространяется суверенитет этого государства.
ь Правовая система является историческим правовым явлением. Исследуя какую-нибудь правовую систему, следует учитывать, что она является системой, которая когда-то возникла, непрерывно развивается и когда-то прекратит существование. Следовательно, правовая система не остается раз и навсегда данной, а постоянно изменяется входе исторического пронесу. Впрочем, не все ее элементы развиваются одинаковыми темпами.
ь Правовая система аккумулирует ценности данной исторически конкретной цивилизации, культуры, нации, так же как и принципиальные особенности экономического, политического, духовного развития, самобытность юридических отношений в конкретной страны.
ь Правовая система характеризуется способностью к накоплению, хранению и передаче соответствующей информации.
Это дает основания некоторым ученым утверждать, что правовая система является особенной разновидностью социально-правовой памяти.
Перечисленные черты свидетельствуют о том, что правовая система является многоплановым явлением, которое включает целый комплекс компонентов, которые осуществляют нормативно-организованное влияние на общественные отношения. Причем важно отметить, что правовая система — это не механическая сумма составляющих, а новое, социально-политическое, идеологическое, юридическое качество, которое не свойственная отдельным ее частям.
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ПОДСИСТЕМЫ
2.1 Структура правовой системы
Говоря о структуре правовой системы, следует отметить, что она складывается из нескольких компонентов (элементов), которые различаются целями, функциями, содержанием. Сложность структуры — это лишь отражение сложности образующих ее общественных отношений. Структура правовой системы может быть рассмотрена в статическом и динамическом аспектах.
Общеизвестно, что правовая система представляет собой исторически сформировавшуюся систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов правовой реальности. Представляется верным вывод исследователя Беседина А.А. о том, что правовая система начинается тогда, когда мы «накладываем» структуру на правовую действительность и начинаем «замечать» определенную структуру.
Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью
... правовом положении обществ с ограниченной ответственностью и применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также использование в работе судебных решений в отношении применения данного закона к предприятиям Нижегородской области, имеющим организационную форму общества с ограниченной ответственностью, ...
Но структура системы это, прежде всего, принцип построения, принцип взаимосвязи элементов (системообразующий фактор), который и определяет индивидуализирующие, отличительные признаки данной системы.
Как и всякая системное образование правовая система состоит из взаимодействующих подсистем и элементов, а также обладает механизмом автономного существования. В этом и заключается сущность любого системного образования.
Традиционно выделяются национальные (внутригосударственные) правовые системы и международная правовая системы.
Профессор Матузов Н.И. писал, что национальная правовая система — органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. То же самое суждение относится и к международной правовой системе, элементы которой и принципы функционирования обусловлены исторически сложившейся формой международных отношений.
Безусловно данные системы взаимодействуют, но ставить вопрос о господстве одной над другой некорректно, поскольку каждая выражает и обеспечивает реализацию воли разных властвующих субъектов. Нельзя ставить вопрос о подчинении одной правовой системы другой, поскольку у каждой из них свои объективно сформировавшиеся задачи и функции.
При этом под структурой правовой системы следует понимать определенный способ связи ее компонентов, который придает системе относительную устойчивость и качественную обособленность.
Компоненты и структура правовой системы в своей совокупности обусловливают ее природу и качество.
Структура правовой системы — это устойчивое единство элементов правовой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.
К структуре правовой системе, как правило, включают:
Ш Право — главный, цементирующий элемент правовой системы, вокруг которого интегрируются все другие элементы.
Это базовая подсистема в системе. Именно влияние права определяет направления развития и функционирования системы в целом;
- Ш Правоотношения, которые возникают в результате перехода правовых норм на основе соответствующих юридических фактов в фактические общественные отношения;
- Ш Права и обязанности лица — своеобразную визитную карточку этой системы;
- Ш Правовую культуру и правосознание, которым сейчас предоставляется особенная (ключевая) роль и которые есть своего рода барометром правовой системы;
- Ш Юридическую практику, в том числе судебную. Без этого элемента правовая система была бы мертворожденным образованием;
- Ш Правовое поведение;
Ш систему юридического образования,
Ш систему правовой информации;
- Ш связи между этими элементами, которые определяют результат их взаимодействия (например, законность, правопорядок).
По мнению А. X. Саидова, для характеристики правовой системы ключевыми являются категории «правопонимания», «правотворчество», «правоприменение». Поэтому исследование правовой системы должно прежде всего охватывать систему взглядов, идей, представлений, теорий, то есть «правопонимание», в данный исторический период; анализ нормативной основы, ее структуры; систему осуществления права.
На структуру правовой системы постоянно влияют изменения, происходящие в отдельных ее элементах (реформа законодательства, изменения в организации работы центральных и местных органов, прокуратуры, судов, применяющих право, и т.д.).
Система міжнародного права
... зусиллями і додали їй юридичної сили, називається міжнародно-правовою метою. Статут ООН визначив основні цілі міжнародного права: підтримувати мир і безпеку; розвивати дружні відносини; здійснювати ... систему, встановлювати свої закони й адміністративні правила. Всі держави володіють рівними основними правами й обов'язками. Вони зобов'язані поважати право одне одного визначати і здійснювати на ...
Однако в своей основе (политической, конституционной, экономической) она остается стабильной, сохраняя таким путем целостность управленческо-правовой реальности.
В условиях отсутствия стабильных связей, взаимодействия подсистем правовая система вряд ли смогла бы эффективно осуществлять те управленческие цели, функции и задачи, которые она призвана осуществлять.
2.2 Подсистемы правовой системы
Взаимодействие элементов (компонентов) правовой системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:
1. институциональная — субъектный состав (субъекты права) как системообразующий фактор всей правовой системы;
2. нормативная (регулятивная) — правовые нормы и принципы, регулирующие отношения между субъектами права, которые объективированы и систематизированы в нормативно-правовых актах;
3. идеологическая — правопонимание каждого человека, его правосознание и правовая культура, возможность оценить правовое бытие и выбрать вариант поведения — правомерного и неправомерного;
4. функциональная — правотворчество, правореализация, правоприменение, правовое воспитание, правоотношения, юридическая практика. Через них формируется, изменяется, осуществляется действие норм права;
5. коммуникативная — интегративные (суммирующие) связи всех подсистем функционирования правовой системы общества в целом, определяющие эффективность правового регулирования, законность и правопорядок.
Каждая из самостоятельных частей правовой системы общества имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности.
ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Понятие функций правовой системы
В последние годы обозначился интерес ученых-юристов к проблематике категориального статуса правовой системы, уточнения ее компонентов, особенностей структуры, специфики взаимодействия с политической системой и иными социальными системы. В этом ряду важной является характеристика правовой системы с точки зрения осуществления ее функций.
В современной правовой системе целью правовой деятельности является не только сам процесс создания правовой информации (воспроизводство права), которая воздействует на сознание и поведение субъектов, опосредующих правовое взаимодействие в масштабах всего общества или его подструктур.
Как считает З.К. Аюпова, функции правовой системы — это основные направления ее обратного воздействия на социальную действительность с целью гармоничного развития всех подсистем общества и общества в целом. При этом разграничение функций правовой системы здесь связано с целой совокупностью обстоятельств, среди которых: функции правовой системы определяются ролью и целями правовой системы в обществе; каждая функция имеет собственный аспект воздействия; реализация функций определяется наличием соответствующих механизмов; каждая функция имеет свое содержание.
Более полное представление о функциях правовой системы дано О.Ф. Скакун. Она определяет функции правовой системы как главные направления, тенденции развития правовой системы, взаимодействие элементов в системе, способы их связи в условиях воздействия на ее структуру внешних и внутренних факторов.
Английская правовая система как родоначальница англо-американской правовой семьи
... и статутное, материальное и процессуальное Структура английского права весьма специфична. В сравнении с правом романо-германской правовой семьи правовые системы англо-американской правовой семьи (Англия, США, Канада, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия — всего около 36 ...
При таком подходе функциональная характеристика правовой системы рассматривается как применительно к окружающим правовую систему социальным реалиям, так и в отношении самой правовой реальности.
Многообразие интерпретаций в юридической литературе вопроса о функциях правовой системы связано с его дискуссионностью. Так, по мнению Н.Н. Онищенко, это интеграционная, организационная, регулятивная, охранительная и др. функции. У О.Ф. Скакун среди функций правовой системы интегрирующая (коммуникативная), регулятивная, идеологическая, практическая (социологическая), охранительная, защитная.
В.С. Нерсесянц рассматривает функции правовой системы применительно к их взаимодействию с внешней средой по двум направлениям: первое включает правотворчество, применение права, правоотношения и т.д., что соответствует динамической функции; второе связано с доктриной, институтами и нормами права, структурированными по горизонтали (система права) и по вертикали (система источников права), что соответствует статической функции.
3.2 Функции правовой системы
В учебнике «Политология» среди функций политической системы названы: выработка политического курса государства и определение целей и задач развития общества; организация деятельности общества по выполнению социальных задач и программ; координация отдельных элементов общества; легитимация как деятельность по узакониванию политической системы; политическая социализация; артикуляция интересов как предъявление требований к лицам, вырабатывающим политику; стабилизация — т.е. обеспечение стабильности и устойчивости развития общества.
В западной политологии общепризнанной является классификация функций политической системы Г. Алмонда и Д. Пауелла, которые разделяют функции на две разновидности: функции, обеспечивающие сохранение системы в целом; функции, обеспечивающие потребности самой политической организации.
По-видимому, в таком же аспекте могут быть разделены функции правовой системы. Иными словами, это те функции правовой системы, которые обеспечивают сохранение социальной системы в целом (их можно назвать внешними функциями правовой системы) и те функции правовой системы, которые обеспечивают потребности самой правовой реальности (их можно назвать внутренними функциями правовой системы).
Думается, что такой подход определяется также наличием внутренних и внешних связей правовой системы, что позволяет утверждать основательность разграничения этих двух видов функций: внутренние функции — связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках правовой реальности, и внешние функции, которые связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках социальной системы и социальной реальности.
Среди внутренних функций правовой системы претендуют на обособление такие:
- Пространственная функция — определяющая пределы правового пространства, сферу механизма действия права;
- Субъектная функция — обозначающая состав, правовой статус, компетенцию и иные характеристики субъектов, действующих в правовой сфере;
- Функция моделирования — устанавливающая модели правового поведения, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, юридическую ответственность;
- Ценностно-ориентационная функция — обеспечивающая закрепление, иерархизацию, охрану, распределение ценностей права, информирование о них, а также создание системы правовых ценностей, характеризующих само право;
- Коммуникативная функция — выраженная в правовых отношениях, правовых связях и правовом общении.
Среди внешних функций правовой системы основными выступают:
Возникновение и система развития права Канады
... законів, які власне і були запроваджені самим Юстініаном. Система права, що склалась в Римській імперії, розповсюджувалась на ті ... французського суперництва, яке часто призводило до озброєних сутичок, Канада стала британською колонією, на яку розповсюджувались англійські ... доповнює законодавство в різних сферах правового регулювання, та норми так званого права справедливості. Таким чином, ми бачимо, ...
- Функция достижения социальной целостности — состоящая в обеспечении правовой системой единения всей системы социального регулирования;
- Функция правовой политики — направленная на обеспечение функционирования политической системы, деятельности разнообразных политических институтов;
- Функция сохранения национального своеобразия — связанная с особенностями использования в социальной системе источников права, правовых институтов, правового менталитета, отношения к праву;
- Функция духовной идентификации — обеспечивающая соответствие между провозглашенными нормами и ценностями и тем, что реально существует в социуме.
Следует обратить внимание на то, что функциональная характеристика всей правовой системы в ее основных внутренних и внешних функциях получает свое выражение в правовой категории «действие права». Кроме того, проблематика функций правовой системы выводит на вопросы ее результативности в виде правопорядка и целостности социальной системы, что дает возможность определить эффективность и неэффективность правовой системы.
3.3 Соотношение функций права и функций правовой системы
Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.
В юридической науке понятие «функция» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения, то можно сделать вывод, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо его направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.
Выделяют две группы функции права.
Ш К общесоциальным относят, в частности:
1) Экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;
2) Политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;
3) Коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
4) Экологическую функцию.
Ш Специально-юридические функции:
1) Регулятивная — выражается в воздействии права на общественные отношения путём определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
2) Охранительная — направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путём применения специальных охранительных норм;
3) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
Значение саморегулируемых организаций (СРО) в системе правового ...
... Саморегулируемые организации оценщиков могут, в частности, выполнять следующие важные функции: содействовать повышению ... деятельности. 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ 2.1 Статус СРО В ... создание третейских судов, рассмотрение жалоб, создание системы личного и (или) коллективного страхования, ... прав экономических агентов, в том числе право контроля за соблюдением стандартов, право ...
4) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
- При анализе понятия «функция права» раскрываются его основные признаки: связь с политической природой и, следовательно, с социальным назначением правовой системы, зависимость от социальной среды, связь с деятельностью социальных субъектов.
Функции правовой системы рассматриваются как основные направления ее обратного воздействия на социальную действительность с целью гармоничного развития всех подсистем общества и общества в целом.
Рассматривая соотношение функций права и функций правовой системы, отметим, что различают собственно правовые и общественные функции права при приоритетности последних. Выделяются функции правовой системы и общесистемные функции ее элементов. В этом случае правовая система призвана решать в первую очередь комплексные задачи, координируя функционирование всех своих элементов с учетом их специфического назначения. Так, право должно осуществлять определенную функциональную нагрузку: раскрывать содержание правового регулирования, фиксировать в устойчивых формах определенную правовую информацию, содержать предпосылки для укрепления гражданского общества. Все это способствует реализации регулятивной, коммуникативной, интегративной функций правовой системы.
При изучении соотношения функций правовой системы с собственно правовыми следует отметить меньшую степень их взаимозависимости, так как право в этом случае может функционировать самостоятельно и воздействовать непосредственно на объект.
Основные характеристики разграничения функций правовой системы сводятся к следующим моментам:
- функции правовой системы определяются ее разными целями, что в конечном счете связано с ролью правовой системы в обществе;
- каждая из функций правовой системы имеет собственный объект воздействия;
- реализация интегративной, коммуникативной, регулятивной функций правовой системы осуществляется через аналогичные механизмы общества в целом;
- каждая из функций правовой системы характеризуется специфическим механизмом реализации;
- все основные функции правовой системы должны иметь собственное содержание.
Сравнительная характеристика основных функций правовой системы позволяет более ярко высветить особенности интегративной функции правовой системы и выделить ее в качестве ведущей.
Если для права его главной функцией остается регулятивная, то для правовой системы — интегративная, что определяется, прежде всего, различным социальным назначением, разными целями права и правовой системы. Последняя создается для защиты и развития конституционного строя и гармоничного совершенствования всех подсистем общества. В переходный период возрастает актуальность оптимального воздействия всех сфер жизнедеятельности общественного организма, так как здесь содержится суть проблемы социальной эффективности. Все это является областью применения интегративной функции правовой системы. Ее ведущая роль по сравнению с другими функциями определяется еще и тем, что она все теснее вплетается в ткань экономической, политической, социальной, духовной сфер жизни, где интеграционные процессы приобретают особую значимость.
Следует признать, что растущая потребность гражданского общества в резком повышении эффективности интегративной функции правовой системы пока не удовлетворяется в полной мере; еще не удалось достигнуть целостности и последовательности в обновлении законодательства, продолжается правовая инфляция. Только с началом функционирования новой структуры высших органов государственной власти в рамках политической реформы, с созданием нового законотворческого механизма, разработкой и принятием ряда основополагающих законов в русле правовой реформы создается адекватная база для реализации интегративной функции правовой системы в качестве ведущей.
ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ (СЕМЬИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ)
... правовых систем, которые обладают определенными общими чертами. Такие группы именуются правовыми семьями. Единых критериев для их выделения нет. Считаем необходимым учесть те постулаты, которые лишь перечислил в своей работе ... различать два понятия – «система права» и «правовая система». Последовательное разграничение понятий «правовая система» и «система права» осуществилось в отечественной науке ...
В каждой стране работает свое право — своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, которая имеет свою специфику и индивидуальные черты.
Наряду с этим такие различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов).
При этом каждая из этих групп включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Знаменитый французский юрист Р. Давид (эксперт в области сравнительного изучения права) такие группы однородных национальных систем позитивного права назвал «правовыми семьями», «семьями систем права». Эти названия обширно используются и в российской литературе.
Р. Давид в своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») отталкивается от двух критериев, анализируемых и учитываемых в их совокупности.
1. Юридико-технический критерий (структура действующего права, источники права, юридическая терминология, конструкции, концепции, правовые принципы, методы и практика работы юристов и т.д.).
2. Идеологический критерий (политические и экономические, философские принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).
Этот подход дает возможность понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также употребляемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, которые призваны обеспечить подобающее функционирование действующих норм права.
На основе данных критериев была выдвинута следующая классификация «правовых семей современного мира»:
- Ш семья общего права;
- Ш романо-эманская правовая семья;
- Ш религиозные системы (мусульманское право);
- Ш семья социалистических систем права.
Закон признается правовым настолько, насколько он соответствует, формирует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не основывает право.
Законы могут оказывать воздействие на интуитивное право человека, на процессы развития его воли. Однако они не всегда преобладают в принимаемых индивидуумом решениях. Каждая личность может принимать во внимание прочие социальные нормы и действовать поперек установлениям официального права.
Требование законности, другими словами, неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов касается всех без исключения государственных органов, должностных лиц, иных субъектов конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, будут применены меры государственного принуждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенные суждения позволяют заключить, что «правовая система» охватывает наряду с системой права многие иные компоненты. Рассматриваемое понятие позволяет получить более полные представления об историко-правовых особенностях страны на определенном историческом этапе ее развития.
Правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления. При этом система права призвана реализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации в конкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивное воздействие, а система законодательства соответствует в своем содержании системе права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников.
В основе формирования правовых систем лежат социальные, экономические, политические и иные факторы, существующие в системе общественных отношений в виде определенных идей справедливости, равенства, политических взглядов, находящих своеобразное применение в каждом государстве, и должны быть учтены при рассмотрении правовой системы конкретного государства.
Эффективность действия правовой системы — это степень ее активного положительного воздействия на общественные отношения, на деятельность и поведение субъектов права. Она выражается в позитивных изменениях, которые возникают в общественных отношениях в результате перевода требований юридических норм в реальное поведение индивидов и социальных групп. Результаты воздействия правовой системы на поведение и деятельность индивидов находятся в сфере реальной жизни.
Развитие правосознания гражданина общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовую страну.
Современное развитие основных функций правовой системы связано с теми тенденциями социального развития, которые определяют появление новых целей, решение специфических задач, а также особой функциональной направленности всего многообразия компонентного состава как отдельной правовой системы, так и их объединений в составе правовых семей. В то же время специфическое функциональное назначение правовой системы как национальной, интегративной, международной и формирующейся глобальной еще ждет своей разработки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ponyatie-i-struktura-pravovoy-sistemyi/
1. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова./ М., 1996 с.146
2. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева./ М., 1996 с.98
3. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько/ М., 2000 с.102
4. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества. Право и политика./ Бобылев А.И., Минниахметов Р.Г./ М., 2004. С.90
5. Право и правовая система. Правоведение./ Алексеев С.С./ М., 1980 с.111
6. Право и правовая система: вопросы соотношения. Право и политика./ Байтин М.И./ М., 2000 с.77
7. Общая теория государства и права. Курс лекций./ Комаров С.А./ М., 1996 с.103
8. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева./ М., 1996 с.99
9. Общая теория права и государства. Учебник./ Нерсесянц В.С. /М., 1999 с.56
10. Правовые системы современности./ Загрядский Г.В./ М., 1995 с.189